Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 апреля 2012 12:25

Павел Лунгин: «Джонни Депп маленький, как эльф, правда, черненький»

Павел Лунгин: «Джонни Депп маленький, как эльф, правда, черненький»

С 16 по 22 апреля 2012 года в Москве проходил 19-ый фестиваль студенческих короткометражных фильмов «Святая Анна», Председателем жюри которого был президент Франко-российской киноакадемии, режиссер и продюсер Павел Лунгин. Мы расспросили Павла Семеновича о делах Французско-российской Киноакадемии, продюсерской деятельности, знакомстве с Эмиром Кустурицей и Джонни Деппом, а также многом другом.

Вита Рамм:
Вы согласились стать председателем жюри международного конкурса студенческих фильмов Св. Анна. Решили присмотреть в свою компанию молодые таланты?

Павел Лунгин:

У меня маленькая компания и мы работаем с отдельными, штучными проектами. Но мне давно хотелось посмотреть, что происходит во ВГИКе, увидеть работы молодых режиссеров. У меня есть такая черта – природное любопытство. Я потом злюсь, что не могу отказываться, не умею говорить слово «нет». Это, кстати, русская черта – у нас нет культуры отказа. Я помню, когда впервые приехал во Францию и зашел в супермаркет, чтобы купить продукты на ужин. И обратил внимание, как ведут себя французы – отмахиваясь от всех продавцов-консультантов, они брали с полок, твердо зная, что им нужно. Я же ходил по магазину и выбирал – это вкусно, это еще не пробовал, это интересно. Такова психология открытия. Наверно, это осталось от советской власти, когда выбор чего-либо был ограничен. Вот с такой установкой я живу и по сей день. Мне все интересно, потому, несмотря на занятость, взвалил на себя и просмотры фестиваля Св. Анны.

Вита Рамм:
Кроме прочих дел, Вы второй год руководите международным кинофестивалем «Зеркало», который проходит в Ивановской области. Его уже успела положительно оценить наша кинообщественность. Но почему в этот раз фестиваль проходит в столь неудобных датах? День закрытия, например, совпадает с началом важнейшего фестиваля в России «Кинотавр».

Павел Лунгин:

Даты с 29 мая по 3 июня были единственной возможностью вписать «Зеркало» в плотный мировой фестивальный график. Канны ведь в этом году перенесли сроки из-за президентских выборов во Франции, и потому нам пришлось слегка подвинуться. В следующем году, надеюсь, все пройдет как обычно. Зато у нас есть прекрасная новость – приманка для кинообщественности – впервые торжественная церемония открытия фестиваля пройдет в дивном по красоте месте на Волге в городе живописца Левитана - Плесе. Часть кинопоказов и творческих встреч, как и ранее, мы проведем в Иванове и других крупных городах региона. Очень надеюсь, что Плес уже в следующем году станет основной базой МКФ «Зеркало». Председатель оргкомитета фестиваля, губернатор Ивановской области Михаил Мень поддерживает нашу с генпродюсером Алексеем Боковым идею и обустраивает там кинозал и инфраструктуру по всем мировым стандартам. И если все получится, то Плес имеет все перспективы стать русской Ривьерой.

Вита Рамм:
Президентом МКФ «Зеркало» Вы стали в 2010 году, и все заметили, что у фестиваля стали расти международные амбиции. А нынешний проходит в юбилейном году, в 80-летие Андрея Тарковского, международный авторитет которого не утрачен и в 21 веке.

Павел Лунгин:

Кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» учрежден правительством Ивановской области при поддержке Администрации Президента России, министерства культуры, Госфильмофонда и Союза кинематографистов. В этом году в связи с годовщиной 80-летия Тарковского фестиваль получил приоритетную поддержку. Благодаря и содействию губернатора Михаила Меня министерство культуры России увеличило федеральную сумму поддержки фестиваля до шести миллионов рублей.
Наша главная цель – сделать так, чтобы фестиваль представлял фильмы, соответствующие духу Тарковского. И потому мы вместе с программным директором, кинокритиком Андреем Плаховым постарались собрать фильмы, своей стилистикой и мыслью связанные с именем Тарковского. Кроме традиционного конкурса, в программе «Зеркало» показы анимационных фильмов, короткометражных лент. Пройдут ретроспективы фильмов мексиканского режиссера Карло Рейгадаса и турецкого Нури Бильге Джейлана.
Ежегодно на фестивале демонстрируется около 150 фильмов, проходит более 50 творческих встреч, фестивальные мероприятия посещают около 25 тысяч человек.
Стать членами жюри дали согласие режиссер Андрей Звягинцев, немецкий актер Йоханес Цайлер, исполнитель роли в Фауста в фильме Александр Сокурова, литовский актер Владас Багдонас, сыгравший главную роль в моем фильме «Дирижер» и британский художник Роджер Кристиан. А жюри в этом году возглавит звезда европейского кино, французская актриса Кароль Буке.

Вита Рамм:
И в свободные от фестивальных просмотров часы, глядя на Волгу, Вы сможете с Кароль Буке обсуждать дела Французско-российской киноакадемии, учредителями которой являются Федеральный фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и Национальный центр кинематографии Франции (CNC). А с чего все началось?

Павел Лунгин:

В 2010 году между Россией и Францией проводился перекрестный год культур. И во время встречи с министром по вопросам культуры и коммуникации Фредериком Миттераном мы с ним поговорили на тему копродукции и о том, как можно расширить связи между кинематографистами наших стран. Господин Миттеран мою идею создания Киноакадемии поддержал. И уже 11 июля 2010 года, в рамках Петербургского экономического форума, он и наш министр культуры Александр Авдеев подписали совместное соглашение о создании Франко-российской Киноакадемии. С французской стороны свои подписи также поставили актриса, обладательница национальной кинопремии «Сезар» Кароль Буке и Эрик Гарандо, президент Национального центра кинематографии (CNC). С российской стороны – исполнительный директор Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков и я.
Через год, в 2011 году 13 мая на Каннском кинорынке прошла двусторонняя встреча, на которой уже обсуждались рабочие моменты Киноакадемии, ее Устав, состав участников и план действий. Российскую сторону представляли глава департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков и директор Международного департамента Елена Романова, почетный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов, президент компании «Централ Партнершип» Марк Лоло, продюсеры Роман Борисевич (кинокомпания «Коктебель») и Кира Саксаганская (Rock Film Company) и я. От Франции - Глава CNC Эрик Гарандо (Eric Garandeau), руководитель департамента международных отношений CNC Фредерик Березьят (Frederic Bereyziat), директор департамента UNIFRANCE по странам Восточной Европы Жоэль Шапрон (Joël Chapron), а также ряд ведущих французских продюсеров. Юридической формой Академии является ассоциация (в рамках французского закона от 1 июля 1901).

Вита Рамм:
Каковы цели Киноакадемии?

Павел Лунгин:

У нас c Францией полностью партнерское и равноправное предприятие. Мы все хотим, чтобы взаимовыгодное сотрудничество в области продвижения кино между нашими странами стало системой, а не возникало спонтанно, не ограничивалось лишь разовыми акциями. Мы хотим, чтобы российские кинематографисты смелее использовали возможности ко-продукции. Например, уже этим летом мы проведем для наших продюсеров образовательные курсы. Гранты для обучения предоставляет Atelier Du Cinema Europeen.
В Европе существует много фондов и других структур для финансирования кино. Но надо уметь грамотно составить предложение, правильно заполнить всевозможные циркуляры и анкеты. Там бюрократическая махина строга, и порой, для нашего темперамента кажется медлительной. Но разобраться, по каким правилам в Европе существует культура ведения бизнеса, думаю, вполне посильная задача для активных и желающих снимать кино.

Вита Рамм:
На какие ресурсы существует Киноакадемия?

Павел Лунгин:

В 2011 году бюджет Академии составил €215 тысяч, из которых 80 тысяч евро предоставлено французской стороной, а €125 тысяч выделено Россией.
Весь текущий год нас поддерживает Фонд кино, и я очень благодарен исполнительному директору Фонда Сергею Толстикову и главе международного департамента Елене Романовой за содействие и финансовую помощь. Фонд кино помог привлечь внебюджетные средства и на наши первые гранты. Партнером выступила компания JTI. И я благодарен Анатолию Верещагину, директору по коммуникациям, благотворительным и спонсорским проектам компании.
Но мы не можем вечно «сидеть» на шее Фонда кино. Нам надо развиваться, обрастать своими программами и проектами, чтобы создавать новые возможности для молодых продюсеров и режиссеров.

Вита Рамм:
Первую Генеральную Ассамблею вы провели 25-26 ноября прошлого года в очень символичном месте – нормандском городке Онфлер.

Павел Лунгин:

Это был неслучайный выбор. Там 19-й раз подряд проводился фестиваль российского кино. Собрались профессионалы как с французской, так и с русской стороны. В том числе Жоэль Шапрон, Грегуар Коллен, Лоран Даньелу, Катрин Дюссар, Софи Гупий, Даниель Леконт, Николя Шибаефф, Николай Хомерики, Андрей Плахов, Роман Борисевич, Арсен Готлиб, Артем Васильев, Евгений Гиндилис, Игорь Толстунов, Валерий Босенко и другие. По регламенту для функционирования Академии мы избрали Административный совет, по 5 представителей с каждой стороны. От России в него вошли Сергей Толстиков, Евгений Гиндилис, Кристель Вержад, Валерий Босенко и я. От Франции: Катрин Дюссар (продюсер), Жоэль Шапрон, Кароль Буке, Эрик Гарандо, Фредерик Березя. И там, на первом заседании я был избран президентом Академии, а Кароль Буке - вице-президентом. Академия зарегистрирована во Франции, юридический адрес предоставил UNIFRANCE.

Вита Рамм:
У вас уже есть свои стипендиаты.

Павел Лунгин:

Приоритет, конечно, мы отдаем молодым, но Киноакадемия открыта для всех. Мы начали свою работу с конкурса проектов (на уровне синопсиса) и отбора 2-х – 4-х лучших. Всего было представлено 11 проектов. 5 российских игровых полнометражных и 6 французских, из которых 4 игровых, 1 анимационный и 1 документальный. На данный момент грант составляет 40 тысяч евро. И присуждался в Онфлере лучшему проекту от каждой страны экспертным советом по результатам питчинга. Победителем с российской стороны стал проект продюсера Романа Борисевича и режиссера Алексея Попогребского «Пропавшие комнаты» (Lost Rooms). Фильм планируется снимать в 3D-формате. Победителем с французской стороны - анимационный фильм под названием «На вершине мира» (Tout en haut de monde), который представил продюсер Рон Дайенс (Ron Dyens).

Вита Рамм:
Первый шаг, который должен сделать молодой режиссер или продюсер, чтобы заинтересовать Киноакадемию? Обязательно ли уже заранее иметь партнера или соавтора сценария во Франции?

Павел Лунгин:

Думаю, прежде всего, надо предложить интересную идею.

Вита Рамм:
Не слишком ли отвлекают вас общественные дела и продюсирование от собственных планов? На каком этапе фильм «Пиковая дама»? И сразу спрошу, чем же в 21 веке могут быть интересен герой 19 века?

Павел Лунгин:

История молодого человека, который страстно хочет жить, хочет немедленного успеха – актуальна, на мой взгляд, всегда. Все будет происходить в наши дни, но с музыкой Чайковского. Сейчас мы с Дэвидом Сайдлером (автор сценария «оскароносного» фильма «Король говорит!») завершаем работу над сценарием. Потом займемся подбором актеров. Фильм, таково условие международного проекта, будет сниматься на английском языке. Продюсером проекта является Федор Бондарчук. Часть средств на съемки уже собрана.

Вита Рамм:
А чем заинтересовал Вас Алексей Мизгирев, фильм «Конвой» которого Вы продюсировали?

Павел Лунгин:

В первую очередь, талантом. В его фильмах «Кремень» и «Бубен, барабан» есть яркое авторское высказывание. Мне хочется работать с теми режиссерами, в которых я вижу глубокое и выстраданное желание высказаться. «Конвой» - личный проект Алексея. Я же пытался создать для него условия для производства и поддержать его эксперименты в области киноязыка. Понимаю, что фильм не будет иметь коммерческого успеха, но я убежден, что без работ Алексея Мизгирева отечественный кинематограф был бы сегодня беднее.

Вита Рамм:
Но Вы же не ограничиваетесь только финансированием проекта. С выходом фильма «Дирижер» вновь всплыло открытое письмо Константина Богомолова 2010 года, в котором дебютант описал свои мучения во время съемок.

Павел Лунгин:

Здесь нет никакой схемы, все отношения в кинопроизводстве каждый раз строятся индивидуально. Это две совсем разные истории. Продюсер, на мой взгляд, имеет моральное право вмешиваться, если это его проект. Замечу, я один из авторов сценария и я стоял у его истоков. Константин меня заинтересовал талантливой работой в театре, и я решил дать ему возможность попробовать себя на съемочной площадке. Возникли разногласия, и фильм «Дирижер» пришлось доснимать мне. Про тот конфликт, да и не было большого конфликта, говорить не хочу, история давняя.
Мизгирев же пришел со своим сценарием, со своим видением и потому вмешиваться в его творческий процесс было бы неправильно. Я, конечно, знал что происходит, видел, как идет монтажно-тонировочный период, но наши беседы с режиссером не являлись директивами для исполнения. Я мог что-то и посоветовать, но принимать мои слова как руководство к действию или нет, решал режиссер. Нельзя ограничивать авторскую свободу.
Мне в моей жизни очень повезло. Моя режиссерская жизнь началась с сотрудничества с Марином Кармицом (он работал Годаром, бр. Тавиани, Куросавой, Фасбиндером, Мидзогути, Гринуэем, Кассаветесом, Кесьлевским, Сабо, Кроненбергом, Ангелопулосом – прим. ред.). Я тогда получил прекрасный опыт, когда Марин предложил мне, никогда не снимавшему кино, самому стать режиссером «Такси-блюза». Он сказал: «Меня интересует этот проект лишь в том случае, если за съемки возьметесь вы сами. Если это будет снимать кто-то другой, то это будет посредственное кино. Если вы – то может случиться или провал, или большой успех». Я всегда помню об этом.

Вита Рамм:
Вы теперь сами даете мастер-классы. Например, на фестивале студенческих фильмов, который устраивает Эмир Кустурица.

Павел Лунгин:

Да, я ездил по просьбе Эмира в его «Кустендорф» («Деревня Кустурицы»). Это высоко в горах, часа четыре с половиной езды на машине от Белграда. Деревню в заповеднике Мокрые Горы построил он сам. Съезжаются на его фестиваль студенты со всего мира. Были ребята и из России. Я показал фильм «Царь». Эмир смотрел со слезами на глазах, а потом было бурное обсуждение картины, другие, не менее жаркие дискуссии о киноискусстве. На английском, на сербском. На фестивале прекрасная и неформальная атмосфера.

Вита Рамм:
Еще, знаю, Вы у Кустурицы встречались с Джонни Деппом. Расскажите, каков он?

Павел Лунгин:

Маленький, как эльф, правда, черненький. Он приезжал к Кустурице, чтобы обсудить совместный проект, но, кажется, их планы так и не осуществились.

Вита Рамм:
А сами не хотите его пригласить в свой фильм?

Павел Лунгин:

Кто знает, как сложиться жизнь. Я пытаюсь овладеть системой звезд в кинематографе. Это совсем другой уровень продюсирования.
Автор:
Вита Рамм

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Российско-французская Киноакадемия

Реклама