Венеция 2023: такой разный «Даааааали!» Квентина Дюпье
6 сентября на 80 Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Даааааали!». Современный сюрреалист Квентин Дюпье отдает дань уважения легендарному отцу-основателю течения – причем совершенно не в традиционной манере биографических фильмов. Перед зрителями предстает изобретательное размышление о мифах и мистицизме вокруг Сальвадора Дали.
«Даааааали!» снят в меньшей степени о самом Дали, а в большей о том, как трудно передать его переменчивую сущность. Поклонники художника будут искать точки пересечения с жизнью их кумира, но, в первую очередь, на картину должны обратить внимание фанаты самого Дюпье.
Действие фильма происходит в начале 80-х годов, и в нем якобы рассказывается о попытках журналистки Джудит (Анаис Демустье) взять интервью у экстравагантного мэтра сюрреализма. В гостиничном номере, где она нервно ждет художника, героиня репетирует вступительную речь, из которой мы узнаем, что Джудит делает только первые шаги в профессии. Появление белой козы вместо художника наводит на мысль, что все, что последует дальше, не будет строго соответствовать реальности.
Прибывает Дали (Эдуард Баэр), высокопарный денди, шагающий по бесконечному коридору. Режиссер начинает действовать в стилистике художника и затеивает игру со временем и пространством, благо кинематограф это позволяет.
Дали возмущен, что на интервью с Ним не приехала камера. Съемочная группа во главе с продюсером Жеромом (Ромен Дюрис) отправляется на юг Испании в Кадакес. Но на пляже, куда он приезжает на роллс-ройсе, Дали срывает съемку.
Капризное тщеславие Дали, похоже, вот-вот погубит проект Джудит. Тем временем художник и его властно-загадочная жена Гала (Катрин Шауб-Абкарян) приглашены священником (Эрик Наггар) на довольно странный ужин. Дали жаждет услышать пересказ сна священника, надеясь получить вдохновение для своих произведений. Здесь фильм превращается в бредовую, с характерной для Дюпье манерой путать аудиторию – намеренно повторяющуюся структуру «сна–внутри фильма-внутри лирического отступления».
Насмотренный зритель сразу улавливает в происходящем явное подражание Дюпье современнику Дали – Луису Бунюэлю – особенно в его поздний французский период.
В стиле Бунюэля Дюпье выбирает на роль Дали нескольких актеров: Эдуарда Баэра, Джонатана Коэна, Пио Мармая, Жиля Леллуша и Дидье Фламана (в роли Дали в старости). Все они создают очень разные образы одного человека, как бы показывая разные грани его натуры.
Анаис Демустье в последнее время много снимается у Дюпье («Невероятно, но факт», «Курение вызывает кашель»). Роль в «Даааааали!», определенно, очередная веха в ее карьере, которая когда-то номинировалась на премию Сезар как самая многообещающая актриса.
Режиссура Дюпье напоминает старый парк аттракционов: все фокусы уже известны, но это лишь украшает общую атмосферу праздника. Тома Бангальтер, бывший участник Daft Punk, создает дребезжащую акустическую партитуру, призванную либо свести зрителей с ума от умышленной монотонности, либо запомниться навсегда.
В России фильм выпустит дистрибьютор Русский репортаж в 2024 году.