Венеция 2023: 15 премьер фестиваля, выбор ПрофиСинема
30 августа на Лидо начинается 80 Венецианский международный кинофестиваль. В этом году он даже формально, прямо со своего постера, решительно смотрит в будущее. Хотя в настоящем у него — связанные с участниками скандалы, риск лишиться огромного числа американских звезд. Ну и довольно много обещающего быть интересным кино.
Постер грядущей Мостры сделан Лоренцо Маттотти, итальянским художником, работавшим когда-то с Антониони, Вонгом Кар-Ваем и Содербергом. Вдохновлен он был, как отмечается в пресс-релизе фестиваля, традицией роуд-муви (на номерном знаке машины число 80) и как бы желает кинематографу отправиться в грядущее на поиски новых рубежей. Ведущей церемоний станет итальянская актриса Катерина Мурино, и выбор ее на эту роль свидетельствует о желании руководства развивать международный имидж Мостры — Мурино участвовала во множестве международных проектов, от фильмов Алекса де ла Иглесиа до семейных драм Netflix, а более всего известна по роли девушки Бонда, Соланж в «Казино «Рояль». Имя еще одной итальянской актрисы также связано с церемонией открытия. Прямо перед стартом фестиваль отдаст дань уважения Джине Лоллобриджиде, скончавшейся в январе нынешнего года, и покажет фильм Орсона Уэллса о ней, а в рамках Венецианской классики еще и «Провинциалку» Марио Сольдати, роль в которой считается одной из лучших в карьере актрисы.
Во внеконкурсную программу включены фильмы Романа Полански и Вуди Аллена, а в конкурс — новая работа Люка Бессона. Имена всех троих все еще фигурируют в скандалах. С Бессона совсем недавно были сняты обвинения в изнасиловании актрисы Сэнд Ван Рой, снимавшейся у него в «Валериан и город тысячи планет». «Великая ирония» Аллена (по его словам «ядовитый романтический триллер в духе «Матч поинт») — его французский проект. Режиссер потерял свои основные источники финансирования из-за возобновления обвинения в сексуальном насилии в отношении его приемной дочери Дилан. Но он смог найти деньги на фильм, привлечь французского дистрибьютора Metropolitan Film Export. Что касается Полански, то американское правосудие все еще пытается его заполучить в рамках преследования по делу об изнасиловании Саманты Геймер. Глава фестиваля Альберто Барбера так комментирует эту ситуацию: «Прошло 60 лет. Он признал свою вину и был прощен потерпевшей. Я думаю, что продолжать бить Полански означает искать козла отпущения вместо того, чтобы изучать другие ситуации, требующие большего внимания. Кроме того, я директор фестиваля, а не судья, я сужу о художественных качествах фильмов». По словам Барберы, он не уверен, что Роман Полански будет на Лидо, но Вуди Аллен точно приедет на премьеру фильма, хотя с прессой вряд ли будет общаться. Ожидается, что фестиваль посетит и Люк Бессон.
Еще одна проблема Мостры — прибытие американских звезд, которых тут традиционно очень ждут. В этом году их будет немного, в связи с актерской забастовкой в США. Одно из требований американского актерского профсоюза (SAG-AFTRA) — неучастие его членов в промокампаниях и показах. Исключения делаются, их все больше, но в основном они касаются независимых проектов. Пока известно, что не должно быть на Лидо звезд «Маэстро» Брэдли Купера (Кэри Маллиган, Майи Хоук, а также, вероятно, и самого Купера, который не только снял фильм, но и сыграл в нем главную роль), «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса (Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало), «Убийцы» Дэвида Финчера (Тильда Суинтон, Майкл Фассбендер). Но многие авторы и продюсеры фильмов, приглашенных на фестиваль, пытаются добиться временного соглашения с SAG-AFTRA, что позволит им посещать премьеры. Это уже удалось Майклу Манну и его «Феррари» (сыгравшие там Адам Драйвер и Пенелопа Крус теоретически могут явиться на фестиваль). Но в программе Мостры и новые фильмы Ричарда Линклейтера, Софии Копполы, Мишеля Франко, Роберта Лоренца, Авы ДюВерней, Уэса Андерсона, а они пока не уверены, что их группам удастся приехать в Венецию.
Другой вопрос, что из-за забастовки могут «вылетать» из венецианских программ и сами фильмы. Как это случилось, например, с «Претендентами» Луки Гуаданьино с Зендеей и Джошем О`Коннором, спортивной драмой от MGM/Warner Bros, которая должна была открывать Мостру. Из-за забастовки премьера фильма была перенесена на 2024 год, и ее показ в Венеции потерял для студий смысл. В итоге решено было открыть фестиваль итальянской исторической драмой «Капитан» Эдоардо Ди Анджелеса. История о том, как во время Второй мировой войны итальянская подлодка, рискуя собственной безопасностью, спасла моряков ею же подбитого вражеского судна, оказалась внезапно актуальной. Альберто Барбера заявил, что тема и идеи фильма однозначно пересекаются с современностью, а «Капитан» это «убедительный призыв поставить ценности общечеловеческой этики и солидарности выше жестокой логики военного протокола».
Российское кино в программах отсутствует. Но, например, во «Дворце» Полански снимался Александр Петров, а у Лилианы Кавани во внеконкурсной драме «Срок времени» — Ксения Раппопорт. Кроме того, в рамках программы «Венецианская классика» покажут режиссерскую версию «Андрея Рублева» Тарковского.
Интересных проектов хватает в разных программах, и прежде всего в конкурсе. 9 сентября жюри под председательством режиссера Дэмьена Шазелла определит призеров и победителей нынешней Мостры. Ну а пока ПрофиСинема представляет премьеры, которые ждет с особым интересом.
«Догмен» / «Dogman», Люк Бессон (Основной конкурс)
«Догмен» с Калебом Лэндри Джонсом в главной роли — о нетипичном супергерое, скептически относящемся к людям, но любящем собак и в общем и целом творящем добро и спасающем город от влиятельного наркобарона. Спродюссировала проект жена Бессона Вирджини Силла. А музыку написал Эрик Серра, который уже работал с режиссером над «Никитой» и «Леоном». И вообще байеры (которые посмотрели кино на закрытом показе еще на кинорынке EFM во время Берлинале) говорят, что «Догмен» получился как раз в духе ранних мрачных работ Бессона и вообще автор вернулся в форму. Это будет его первый фильм на кинофестивале за долгие годы («Пятый элемент», напомним, открывал Канны в 1997 году).
В России фильм выходит 28 сентября (прокатчики — Атмосфера кино, Arna Media)
«Маэстро» / «Maestro», Брэдли Купер (Основной конкурс)
Фильм от продюсеров Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга и Тодда Филлипса, драма о знаменитом композиторе и дирижере Леонарде Бернстайне и его отношениях с женой Фелицией Монтеалегре. Режиссер, сценарист и исполнитель главной роли — Брэдли Купер. Как и его первый режиссерский проект «Звезда родилась», нынешний также связан с музыкой. Но даже ближе самому Куперу — по его словам, в детстве он мечтал стать дирижером. В роли жены композитора Кэри Маллиган. В роли его дочек — дочь Умы Турман Майя Хоук, а также 14-летняя Алекса Суинтон (известная по роли дочери Шарлотты и Гарри в «И просто так», продолжении «Секса в большом городе»). Она дальняя родственница Тильды Суинтон и дочь нынешнего главы всего огромного шотландского клана Суинтонов. В американских киноиндустриальных кругах считают «Маэстро» очевидным претендентом на оскаровские номинации. Фильм выйдет на Netflix, но сначала, до конца 2023 года, платформа планирует выпустить его в кинотеатральный прокат.
«Присцилла» / «Priscilla», София Коппола (Основной конкурс)
София Коппола экранизировала бестселлер Присциллы Пресли «Элвис и я», ее очень заинтересовала история Присциллы и ее взгляд на то, каково было быть подростком в Грейсленде, проходить все этапы развития женственности. Это женский взгляд на великий американский миф о долгом ухаживании и бурном браке Элвиса и Присциллы. Они встретились, когда ему было 23 года, а ей 14, поженились спустя восемь лет, через год родилась Лиза Мария Пресли, а спустя еще пять лет супруги развелись. По словам Альберто Барбера, это интимное кино — полная противоположность «Элвису» База Лурмана. В главных ролях Кейли Спейни («Первая леди») и Джейкоб Элорди («Эйфория»). Сама Присцилла была исполнительным продюсером проекта.
В России картину выпустит компания Сapella Film.
«Зла не существует» / «Evil Does Not Exist», Рюсукэ Хамагути (Основной конкурс)
Обладатель наград Канн и Берлина, а также двух номинаций на Оскар японец Рюсукэ Хамагути представит в конкурсе Венеции драму «Зла не существует». По сюжету живущие в гармонии с природой селяне однажды узнают, что по соседству некая компания собирается построить бутик-кемпинг, а это нарушит как их спокойную жизнь, так и экологическую обстановку в этих местах. У фильмов Хамагути всегда очень скучные синопсисы, но на выходе получается кино вроде бы о чем-то банальном, но необычайно захватывающее. Отправной точкой для проекта стала музыка Эико Исибаси, с которым Хамагути снимал «Сядь за руль моей машины» (фильм-сенсация, получившая Оскар как лучшая работа на иностранном языке), в главных ролях актеры и актрисы, с которыми режиссер уже работал в драмах «Счастливый час» и «Случайность и догадка».
«Убийца» / «The Killer», Дэвид Финчер (Основной конкурс)
Нуар «Убийца» с Майклом Фассбендером и Тильдой Суинтон основан на одноименной серии французских комиксов о хладнокровном киллере, у которого начинается психологический кризис, об одиноком человеке, вооруженном до зубов и медленно теряющем рассудок (невероятно актуальное кино для современного мира). А также о полицейском, идущем по его следу. В серии два тома, изданных с разницей в 20 лет, и какие из романов попали в фильм, пока неясно. Для работы над проектом Финчер воссоединился со сценаристом «Семи» Эндрю Кевином Уокером. В ноябре нынешнего года «Убийца» выйдет на Netflix, с которым у режиссера четырехлетний контракт до конца 2024 года (хотя вообще-то он все последние пять лет работал почти исключительно с Netflix, а также принимал участие крупнейших проектах стримера).
«Бедные-несчастные» / «Poor Things», Йоргос Лантимос (Основной конкурс)
Йоргос Лантимос экранизировал постмодернистский роман важного шотландского писателя Алесдера Грэя о женщине викторианской эпохи, которая погибла, затем была воскрешена своим мужем-ученым, а потом сбежала с любовником и путешествовала по миру, свободная от любых предрассудков. В главных ролях Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Марк Руффало. Режиссер задумал проект давно, он обсуждал его во время съемок «Фаворитки» со Стоун и в итоге отдал ей главную роль. Актриса была также и продюсером этой сюрреалистической истории о женской сексуальности и освобождении.
«Граф» / «El Conde», Пабло Ларраин (Основной конкурс)
Пабло Ларраин, славный международными проектами о женщинах и динамике власти («Джекки», «Спенсер», грядущая «Мария»), взялся за самый главный чилийский сюжет о мужчине и власти — историю об Аугусто Пиночете. Для Netflix он снял черную комедию, в которой Пиночет бессмертный вампир. После двух с половиной веков герой сам решил перестать пить кровь и отказаться от привилегии вечной жизни. Сценарий написал постоянный соавтор режиссера Гильермо Кальдерон (именно он когда-то уговорил Натали Портман сыграть Джекки Кеннеди), в главной роли самый известный чилийский актер Хайме Вадель. Ларраин об этой истории говорил так: «Вампиры не умирают, они не исчезают, как и преступления диктатора, который так и не предстал перед истинным правосудием. Мы хотели показать жестокую безнаказанность, которую олицетворяет Пиночет, он переживает экзистенциальный кризис и должен решить, стоит ли продолжать наказывать мир своим вечным злом».
«Феррари» / «Ferrari», Майкл Манн (Основной конкурс)
После восьми лет отсутствия в полнометражном кино Майкл Манн возвращается с новым фильмом. «Феррари», биографическую драму о знаменитом гонщике и основателе Ferrari Энцо Феррари, Манн готовил 15 лет. Снимать его вообще сначала должен был Сидни Поллак, на главные роли планировались Кристиан Бейл, потом Хью Джекман. В итоге Энцо Феррари сыграл Адам Драйвер, его жену — Пенелопа Крус. По сюжету действие происходит в 1957 году, Феррари в кризисе — его брак разваливает, его сын умер, он отчаянно цепляется за гонку Mille Miglia, мечтая, чтобы его команда выиграла любой ценой.
Фильм планируется к прокату в России с 21 декабря (дистрибьютор Каропрокат).
«Память» / «Memory», Мишель Франко (Основной конкурс)
Новый международный проект обладателя Каннских и Венецианских призов Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в ролях. Фильм снимали в Нью-Йорке, детали сюжета держат в тайне, известно лишь, что это драма о мужчине и женщине, которые пытаются наладить отношения, об их борьбе с травмой и ментальной болезнью. Франко один из фаворитов фестиваля, его «Память» — третий подряд фильм мексиканского режиссера, премьера которого состоится на Лидо. По словам автора, для него было честью сотрудничать с великолепным актерским ансамблем и снимать в городе, который сам по себе является персонажем.
В России картину выпустит компания Сapella Film.
«Я не киллер» / «Hit Man» Ричард Линклейтер (Вне конкурса)
Новый фильм одного из главных американских независимых режиссеров Ричарда Линклейтера — боевик об офицере полиции под прикрытием, который внедрен в преступный мир под видом киллера и разоблачает своих нанимателей, но однажды нарушает протокол, когда речь идет о помощи отчаявшейся женщине. Главную роль играет Глен Пауэлл («Топ Ган: Мэверик»), и он же написал сценарий проекта. Сюжет основан на истории о реальном «киллере», офицере полиции Хьюстона, который разоблачил более шести десятков горожан, нанимавших его застрелить, зарезать, отравить или задушить своих близких, от супруга до начальника. Статья об этом полицейском вышла в одной из газет Техаса в 2001 году. Снимали кино в Новом Орлеане. Фильм уже продан для проката на множество территорий Европы и Америки.
«ДАААААЛИ!» / «Daaaaaali!» Квентин Дюпье (Вне конкурса)
Квентин Дюпье определенно самый энергичный и азартный современный режиссер, снимающий кино с невероятными сюжетами (он также сам сценарист и оператор своих фильмов). Его двенадцатый полный метр — история о французском журналисте, который встречается с Сальвадором Дали и хочет снять о нем документальное кино, но никак не может приступить к съемкам. На протяжении всего фильма экстравагантного художника будут играть разные актеры. Из тех, кто точно появится в кадре — Ален Шаба, Жиль Леллуш (оба уже снимались у Дюпье в «Курение вызывает кашель»), Пьер Нинэ («Франц»). Ходят слухи, что в образе Дали появятся также Жан Дюжарден и Луи Гаррель.
В России картину выпустит компания Русский Репортаж.
«Военный трибунал по делу о мятеже на Кейне» / «The Caine Mutiny Court-Martial», Уильям Фридкин (Вне конкурса)
Незадолго да начала фестиваля умер Уильям Фридкин, оскароносный автор «Французского связного». В этом году его ждали на Лидо лично, предполагалось, что он представит тут отреставрированную версию «Изгоняющего дьявола», а вне конкурса посетит долгожданную премьеру своего нового фильма. Это адаптация пьесы Германа Вука, поставленной по его же, Вука, роману 50-х годов прошлого века. История рассказана от лица молодого офицера, ставшего свидетелем странного и преступного поведения нового капитана корабля, поднятого командой мятежа и последовавшего суда над мятежниками. Роман был адаптирован для кино в 1954 году, и главную роль там сыграл Хамфри Богарт. В 1988 году с Бредом Дэвисом в главной роли снял свою версию для ТВ Роберт Олтмен. У Фридкина капитана корабля сыграет Кифер Сазерлэнд. «Оригинальная пьеса была написана о временах Второй мировой войны, и Вук отразил в ней весь гнев Америки, охвативший страну после Перл-Харбора, — говорил Фридкин в своих интервью. — Я обновил сюжет, сделал его современным, включил в повествование Ормузский пролив, ведущий в Иран».
«Чудесная история Генри Шугара» / «The Wonderful Story of Henry Sugar», Уэс Андерсон (Вне конкурса)
Только что показавший в Каннском конкурсе свой «Город астероидов», Уэс Андерсон прозвучит и на Лидо. Спустя более десяти лет после «Бесподобного мистера Фокса» режиссер вернулся к творчеству обожаемого им Роальда Даля. Вне конкурса покажут его адаптацию нескольких рассказов Даля, связанных общим героем. Это человек, который с помощью некоей книги учится предсказывать будущее и видеть сквозь предметы. Композитор Александр Деспла, в главной роли Бенедикт Камбербэтч, в других ролях Рэйф Файнс, Бен Кингсли, Дев Патель. Снимали кино в Лондоне, сначала планировался полный метр, но в итоге получилась 37-минутная антология. Она появится на Netflix уже 13 октября. Это первый крупный эксклюзивный проект Netflix по Далю после приобретения стримером Ronald Dahl Story Company в конце 2021 года и получения прав на адаптацию всего авторского каталога.
«Тень огня» / «Hokage», Синья Цукамото (Горизонты)
Наверное, самый интригующий проект конкурса Горизонты — новая работа Синья Цукамото, культовый японец, известный своими ужастиками и влиянием на киберпанк, ролями в фильмах Мартина Скорсезе и Такаси Миике, автор, в любви к которому признавались Квентин Тарантино, Дэвид Финчер, сестры Вачовски и Даррен Аронофски. О «Тени огня» известно, что это драма о пострадавшей на войне женщине, она находит утешение в помощи сироте, которого неожиданно встречает. Кино о потерянных душах, о призраках, скитающихся по пространству послевоенного хаоса. «Мы начинали готовиться к проекту давно и планировали его как историю о конце войны, — говорил Цукамото в интервью. — Теперь, когда мир изменился, это выглядит как молитва, я не мог не снять такое кино».
«На земле святых и грешников» / «In the Land of Saints and Sinners», Роберт Лоренц (Горизонты Экстра)
Во внеконкурсной секции Горизонты экстра показывают новаторские проекты, авторы которых после показов встречаются с местной публикой. В программе нынешнего года — триллер Роберта Лоренца, продюсера, известного сотрудничеством с Клинтом Иствудом (Лоренц трижды был номинирован на Оскар за «Таинственную реку», «Письма с Иводзимы» и «Снайпера»). «На земле святых и грешников» - его третий режиссерский проект. По сюжету пожилой киллер в отставке проживает в глухой деревне, но однажды оказывается втянут в смертельную игру с тремя молодыми мстительными террористами. В главной роли Лиам Нисон, в образе одного из террористов — Джек Глисон (Джоффри Баратеон из «Игры престолов»). Снимали фильм в Ирландии, на территории Великобритании и Ирландии его покажет Netflix, для остальных территорий возможны варианты.
Фильм выйдет в российский прокат 30 ноября (Дистрибьютор — Экспонента)