Зарубежное кино в отечественном прокате 2024: ужас без конца
Портал ПрофиСинема продолжает подводить итоги 2024 года. В предыдущих статьях мы рассказали, какие российские фильмы ждем с интересом и нетерпением, а также собрали воедино все главные события и тенденции отечественной киноиндустрии за последние двенадцать месяцев. Теперь поговорим о кассовых сборах зарубежного кино в России.
По сравнению с прошлым годом ситуация с иностранными фильмами в российском прокате не претерпела значительных изменений. Сборы остались такими же низкими, однако тенденции, определяющие, какие картины окажутся на вершине — если это можно назвать вершиной — несколько отличаются.
С 21 декабря 2023 года по 25 декабря 2024 всего в официальный российский прокат вышло 663 российских и зарубежных фильма, без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, представленных в кинотеатрах до 10 копий, а также фильмов прошлых лет. Их общая касса по состоянию на 26 декабря 2024 года составила 36,2 млрд рублей. Вместе с голливудскими блокбастерами, выпущенными в теневой прокат, а также легальным альтернативным контентом (спектаклями, концертами, спортивными трансляциями и т.п. на большом экране), финальные сборы российского кинопоказа можно оценить в 45 млрд рублей.
Общие сборы 479 зарубежных проектов составляют 9,2 млрд рублей (25% от официальной кассы). Но вместе с тем на иностранные картины приходится 72% от общего числа релизов.
В прошлом году в прокат вышло 410 иностранных фильмов, заработавших 8,8 млрд рублей (30% от официальной кассы). В 2022 году кассовые сборы 354 зарубежных картин составили порядка 10,1 млрд рублей (47% от общей кассы).
Топ-10 иностранных фильмов года в официальном прокате по сборам
№ |
Фильм |
Дата релиза |
Жанр |
Дистр. |
Общие сборы |
Кол-во зрителей |
к/т |
1 |
Граф Монте-Кристо |
19.09.2024 |
боевик,
|
Атмосф.
|
618.796.168 |
1.215.101 |
1263 |
2 |
Приключения Паддингтона 3* |
28.11.2024 |
семейн.,
|
Вольга |
554.689.155 |
1.283.788 |
2109 |
3 |
Субстанция |
19.09.2024 |
драма,
|
Вольга |
551.434.885 |
1.131.820 |
417 |
4 |
Министерство неджентльменских дел |
13.05.2024 |
комедия,
|
Вольга |
444.338.618 |
978.168 |
1574 |
5 |
Собиратель душ |
25.07.2024 |
триллер |
Атмосф.
|
391.924.260 |
972.988 |
1278 |
6 |
Ужасающий 3 |
10.10.2024 |
хоррор |
World
|
336.353.395 |
838.233 |
918 |
7 |
Феррари |
21.12.2023 |
байопик |
Карро |
252.985.691 |
524.953 |
1600 |
8 |
Еретик |
14.11.2024 |
хоррор,
|
Вольга |
232.426.876 |
468.539 |
1173 |
9 |
Анора |
17.10.2024 |
драма |
Атмосф.
|
223.186.422 |
417.736 |
1118 |
10 |
Ворон |
22.08.2024 |
фэнтези,
|
Вольга |
222.699.714 |
558.041 |
1723 |
*Прокат продолжается. Данные на 24.12.2024
Говорить о зарубежных лентах-миллиардерах в текущих условиях уже не приходится — как и годом ранее всего три картины преодолели отметку в 500 млн. Впервые за шестнадцатилетнюю историю наблюдения самый кассовый иностранный фильм года — «Граф Монте-Кристо» от Атмосферы кино — сделан не на английском языке и без участия США, он создан в копродукции Франции и Бельгии. Напомним, неаглоязычные картины впервые появились в рейтинге лишь в прошлом году.
По сборам «Граф Монте-Кристо» уступает лидеру прошлого года — «Джону Уику 4» от того же прокатчика (605 млн против 873 млн соответственно). Сравнение показателей текущего и прошлогоднего лидеров демонстрирует и заметную инфляцию цен на кинобилеты — франко-бельгийская лента заработала в полтора раза (44%) меньше «Уика», хотя по числу зрителей она проиграла последнему почти в два раза (95%).
Успеху «Графа Монте-Кристо» предшествовал выход двух схожих по сеттингу картин от той же команды создателей — «Три мушкетера: Миледи» и «Три мушкетёра: Д'Артаньян» в 2023 году показали более скромные сборы в 65 млн и 117 млн рублей соответственно, зато, как теперь стало видно, подготовили зрителя к аналогичным проектам.
Отметим, однако, что в конце ноября на российские экраны вышло семейное фэнтези «Приключения Паддингтона 3» от Вольги, у которого остается шанс потеснить победителя с вершины. Лента уже добралась до второго места в рейтинге и стала самым кассовым фильмом франшизы, заметно обойдя вторую (2018 / 357 млн) и первую части (2015 / 356 млн), при этом незначительно уступая им в количестве зрителей.
Несмотря на третье место, звание главного зарубежного фильма года стоит отдать боди-хоррору «Субстанция» от Вольги, сломавшему привычные стереотипы. Лента заработала более полумиллиарда рублей и разместилась на третьей позиции при росписи всего в четыреста с небольшим кинотеатров, что в разы меньше, чем у других картин из десятки. И — совершенно аномальная ситуация — на старте она собрала лишь 5% от своего финального бокс-офиса. Боди-хоррор десять уикендов держался в еженедельных Топ-10, стремительно наращивая кассу. Его сборы за каждый последующий уикенд только увеличивались, становясь лучшей версией себя.
В 2024 году заметно засилье в Топ-10 фильмов ужасов — хорроров и триллеров. Пять строчек в десятке заняли картины, полностью или частично следующие канонам этих жанров — «Субстанция» от Вольги, «Собиратель душ» от Атмосферы кино, «Ужасающий 3» от World Pictures, «Ворон» от Вольги, а также «Еретик» от все той же Вольги. Такая конфигурация заметно контрастирует с Топ-10 российских фильмов в отечественном прокате, где лидируют сплошные комедии, сказки и экранизации классики. Создается впечатление, что в 2024 году зрителю было представлено два пути для эскапизма: успокоение в сказочных и ностальгических грезах российских фильмов, либо сублимация тревог через ужасы зарубежного кино.
«Ужасающая» десятка зарубежных лент по итогам 2024 года к тому же и самая взрослая за долгое время. Только две верхние строчки достались картинам, разрешенным к просмотру несовершеннолетним. Остальные ленты, попавшие в Топ-10, выходили в кино с пометкой 18+.
В отсутствии мейджоров Топ-10 настолько «очистился» от голливудских блокбастеров, что в него вошли три фестивальные картины: обладатель каннского приза за Лучший сценарий — «Субстанция» (3 место), участник основного конкурса Венеции прошлого года — «Феррари» Майкла Манна (7 место), а также лауреат Золотой пальмовой ветви этого года — «Анора» Шона Бэйкера (10 место). Конечно, дело не столько в фестивальных регалиях, сколько в звездном актерском составе. Еще одна заметная особенность уходящего года — в рейтинге практически отсутствуют франшизы, чего нельзя было вообразить еще пару лет назад.
Очередной фильм Гая Ричи — «Министерство неджентльменских дел» от Вольги — попал в список лидеров, заработав 444 млн рублей, несмотря на то что в один день с кинотеатральным релизом он вышел и в онлайне. Российский зритель традиционно принимает этого режиссера на ура — с 2020 года в отечественных кинотеатрах вышло пять его новинок, и все они попадали в ежегодные рейтинги Топ-10. Кроме того, на российский рынок приходится почти 19% от общемирового бокс-офиса «Министерства неджентльменских дел».
У других иностранных картин-лидеров доля рублей в общей кассе намного ниже — в отличии от 2023 года, когда семь фильмов из десяти заработали от 15% до 34% своих сборов на территории России.
«Министерство неджентльменских дел» стал единственным зарубежным фильмом-лидером, вышедшим в первой половине года. За исключением майского Гая Ричи все картины в Топ-10 стартовали во втором полугодии: две летом, шесть осенью и одна в декабре.
Совершенно аномальные сборы показал хоррор «Ужасающий 3» от World Pictures (336 млн), заработавший в десятки раз больше предыдущих частей франшизы. Напомним, второй фильм серии заработал 12 млн в 2022 году, первый — 3,8 млн в 2016.
Сравнивая Топ-10 самых кассовых иностранных фильмов в российском прокате за 2024 и 2023 годы, можно отметить любопытную особенность. В 2024 году несколько изменился принцип, по которому зрители выбирают себе кино.
В прошлом году шли на франшизы, бренды и знаменитых режиссеров. Четвертый «Джон Уик», новая часть «После», четвертые «Неудержимые». Приключения Леди Баг, знакомой детям по теле- и онлайн-контенту. Два фильма Гая Ричи, и по одному Роберта Родригеса и Хаяо Миядзаки. И только на «Жанну Дюбарри» с Джонни Деппом пошли целиком и полностью из-за актера в главной роли.
В 2024 году, судя по десятке лидеров, фактор популярности актеров стал основным. Пять фильмов в Топ-10 сняты малоизвестными у широкого российского зрителя режиссерами, не относятся ни к каким франшизам, не связаны с популярными брендами. Зато в них снимаются звезды.
До «Субстанции» Корали Фаржа сняла только один полнометражный игровой фильм — и его не было в российском прокате. Поэтому зрители покупали билеты не на нее, а на Деми Мур и (надеемся) Маргарет Куэлли.
Оз Перкинс также не особо известен у нашей аудитории. В 2020 году его «Гретель и Гензель» заработал в России всего 50 млн рублей. Однако «Собиратель душ» Перкинса попал в десятку лидеров — там снимается Николас Кейдж (хотя вряд ли зрители, купившие билеты, смогли рассмотреть привычное лицо актера под толстым слоем грима).
Аналогичная ситуация и с «Феррари» Майкла Манна, где главную роль исполнил Адам Драйвер, а также «Еретиком» и Хью Грантом.
Шон Бэйкер, несмотря на внушительный список фестивальный регалий, также не зарабатывал в России — его «Проект Флорида», хоть в нем и снимался Уиллем Дефо, собрал в 2018 году лишь 5 млн рублей. Другое дело — «Анора» с Марком Эйдельштейном, Юрой Борисовым, Дарьей Екамасовой и Алексеем Серебряковым.
Из дистрибьюторов в Топ-10 уверенно доминируют Вольга (5 фильмов) и Атмосфера кино (3 фильма).
Восточное кино в российском прокате
За минувший год разговоры о замене выбывших западных фильмов китайскими, индийскими и корейскими, кажется, поутихли. Самый кассовый незападный фильм в российском прокате 2024 года — индонезийский хоррор «Астрал. Новые души» от Экспоненты. Его результат в 80 млн рублей не сильно превысил бокс-офис китайского экшена «Круче некуда» (77 млн) — в прошлом году он заработал в отечественных кинотеатрах самую большую сумму среди всех лент с «глобального юга» (хотя сделан в копродукции с США).
Но есть и сюрпризы. Новые рекорды в отечественном прокате поставил для себя кинематограф Средней Азии. Кыргызстанское роуд-муви «Рай под ногами матерей» от АВК’ПРО, выдвинутое своей страной на Оскар, собрало в России 79,8 млн рублей. Это лучший результат среднеазиатского кино на российском рынке за всю историю, если не брать в расчёт миноритарную копродукцию, такую как «Кочевника» или «Монгола» Сергея Бодрова-старшего.
Несколько уступила «Раю…» российско-казахстанская мелодрама «Любовь со второго взгляда» от НМГ Кинопроката (61 млн). До этого сколь-нибудь заметную сумму среди всех среднеазиатских фильмов в России удавалось взять российско-узбекистанской комедии «Солнце на вкус» (2023 / 27 млн).
В среднесрочной перспективе у кинематографа Средней Азии, особенно Казахстана и Киргизии, есть шанс сформировать свою нишу на отечественном рынке, к чему имеются предпосылки. Кино этого региона в последние годы демонстрирует заметный качественный рост, что видно по фестивальной судьбе картин, например, Адильхана Ержанова, Фархата Шарипова, Аскара Узабаева, Асхата Кучинчерекова; а также по череде высококлассных стриминговых проектов, таких как «Черный двор» или «Шекер».
В России проживает значительная доля тюркоязычного и мусульманского населения, которому могут быть близки соответствующие сеттинг и речь. Авторы из Средней Азии интегрированы в российскую индустрию — вспомнить, хотя бы, созданный с российским сервисом Start «Голиаф» Адильхана Ержанова или комедию «Теща», вошедшую в число лидеров прошлогоднего российского проката и поставленную казахстанским режиссером Аскаром Узабаевым. И, наконец, среднеазиатские режиссеры откровенно и бескомпромиссно рефлексируют над социальными проблемами, до боли знакомыми гражданам многих постсоветских стран — причем делают они это гораздо смелее и жестче, нежели российские авторы в основной своей массе.
Топ стартов зарубежного кино
Фильм |
Дата релиза |
Прокатчик |
Кол-во кинотеатров |
Сумма за уикенд(руб.) |
Приключения Паддингтона 3 |
28.11.2024 |
Вольга |
2 103 |
242 922 406 |
Собиратель душ |
25.07.2024 |
Атмосфера кино |
1 251 |
121 521 685 |
Министерство неджентльменских дел |
13.05.2024 |
Вольга |
1 574 |
121 202 084 |
Ворон |
22.08.2024 |
Вольга |
1 716 |
86 192 454 |
Еретик |
14.11.2024 |
Вольга |
1 171 |
74 090 748 |
Бордерлендс |
08.08.2024 |
Global Film |
1 719 |
68 230 960 |
Феррари |
21.12.2023 |
Каропрокат |
1 600 |
68 117 423 |
Ужасающий 3 |
10.10.2024 |
World Pictures |
864 |
67 895 976 |
Граф Монте-Кристо |
19.09.2024 |
Атмосфера кино |
1 263 |
56 915 878 |
Анора |
17.10.2024 |
Атмосфера кино |
1 118 |
55 537 730 |
Десятка лучших стартов зарубежных фильмов в отечественном прокате по составу практически совпадает с финальным Топ-10 самых кассовых иностранных картин. Единственный удачно начавший, но не дотянувший в итоге до лидеров года релиз — фантастический экшен «Бордерлэндс» от Global Film. Лента заработала в общей сложности 166 млн рублей — незначительная сумма на фоне других экранизаций видеоигр, выходивший на отечественном рынке в последние годы.
Из представленных лидеров по дебютным сборам «Граф Монте-Кристо» заработал на старте наименьшую долю от своего финального бокс-офиса: 57 млн рублей при окончательной кассе в 618,7 млн. При этом фильм девять уикендов держался в еженедельных Топ-10, в пять из которых его касса прирастала относительно стабильными долями в диапазоне 50-66 млн рублей.
Теневой прокат
Бокс-офис теневого проката можно поделить на несколько слагаемых: «серую» кассу — выручку от продажи билетов на короткометражные фильмы, перед которыми в рамках «предсеансового обслуживания» показывают голливудские блокбастеры — эти суммы отражены в ЕАИС; и «черную» кассу, не отраженную нигде.
В общей сложности для показа американских блокбастеров в 2024 году было использовано около 36 короткометражных работ. Они «прикрыли» собой 42 зарубежных фильма.
С 21 декабря 2023 года по 25 декабря 2024 года размер «серой» кассы составил 4,4 млрд рублей, что незначительно превышает аналогичный показатель 2023 года (4,2 млрд). С учетом «черных» сборов общий бокс-офис теневого проката может быть равен порядка 5,3 млрд рублей.
Расписание релизов фильмов теневого проката в 2024 году |
|||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
18.02. Пчеловод |
22.02. Мадам Паутина |
7.03. Дюна 2 |
4.04. Годзилла и Конг: Новая империя |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
9.05. Планета обезьян. Новое царство |
6.06. Плохие парни до конца |
5.07. Экзорцизм |
3.08. Дэдпул и Росомаха |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
6.09. Оно слушает |
12.10. Джокер: Безумие на двоих |
23.11. Гладиатор 2 |
7.12. Моана 2 |
Судя по имеющимся данным, лето 2024-го выдалось для отечественных кинотеатров более сложным, нежели прошлогоднее. Легальный прокат в обоих случаях показывал одинаково низкие сборы, зато в 2023 году на июнь, июль и август приходилось лишь 19% «серой» кассы, а в 2024 — половина (подчеркнем еще раз — в 2023 и 2024 годах теневой прокат собрал почти одинаковый по объему бокс-офис).
Больше всего «серых» релизов вышло в мае. Однако, сборы полулегального проката в этом месяце — почти самые низкие в году. Вышедшая в последние дни весны «Фуриоса», очевидно, заработала свою основную кассу уже в «богатом» июне. В числе других громких релизов, помогавших кинотеатрам не разориться в летнюю пору — «Головоломка 2», «Гадкий я 4», «Дэдпул и Росомаха».
Самыми кассовыми месяцами за пределами лета стали март (10% «серых» сборов) со второй «Дюной» и четвертой «Кунг-фу пандой», а также ноябрь (12% «серых» сборов), в котором люди смотрели третьего «Венома» и второго «Гладиатора».
Самой «результативной» короткометражной работой в 2024 стала лента «Сколько весит облако», заработавшая 546 млн рублей за год. Всего же по итогам трех лет «предсеансового обслуживания» пальма первенства принадлежит картине «Три добрых дела» с 1,5 млрд рублей.
Лидеры по продолжительности пребывания в Топ-10 по уикендам
Большинство лидеров по длительности пребывания в Топ-10 по уикендам — российского производства. Из зарубежных фильмов в рейтинг попали только хоррор «Субстанция» от Вольги (10 недель) и историческая драма «Граф Монте-Кристо» от Атмосферы кино (9 недель). Они занимают лидирующие позиции в топе самых кассовых иностранных релизов года, но (как и прочие зарубежные проекты) не дотягивают до общей десятки лидеров 2024. Единственная отечественная картина, вошедшая в число самых «долгоиграющих» в прокате, но не попавшая в рейтинг десяти самых кассовых российских фильмов года — анимационная приключенческая комедия «Лунтик. Возвращение домой» от Вольги, заработавшая 506 млн рублей.
Ни один фильм 2024 года не дотянул до результатов прошлогодней тройки лидеров, когда «Вызов» от ЦПШ держался в рейтинге 21 неделю, «Чебурашка» от ЦПШ — 14 недель, а «Баба Яга спасает мир» от компании Наше кино — 12 недель.
Сравнение уикендов 2023 и 2024 гг. по общим сборам Топ-10 (в млн рублей)
Самый кассовый уикенд 2024 года пришелся на новогоднюю битву и заметно перебил по сборам аналогичный период прошлого года. В целом, 2023 и 2024 годы не особо отличаются по динамике сборов еженедельных Топ-10.
Первый после новогодних праздников пик в обоих случаях приходится на середину-конец февраля. В 2024 году 7 и 8 уикенды продемонстрировал локальную вершину (920 млн) — причем более половины сборов обеспечили «Лёд 3» на первой и второй неделе проката, а также «Мастер и Маргарита» на четвертой и пятой.
10 уикенд стал еще одной пиковой точкой (832 млн) — за счет стартовавшего под восьмое марта «Онегина» Сарика Андреасяна и все того же третьего «Льда», но уже на четвертой неделе.
Вторая половина весны и лета не отличались выдающимися событиями в официальном прокате. График удалось немного всколыхнуть (457 млн) разве что стартовавшему на 16 уикенде фантастическому фильму «Сто лет тому вперед», а также во второй половине майских праздников на 19 уикенде сборы сформировали еще один локальный пик (441 млн), впрочем, без каких-либо громких премьер.
После сонного, бедного на события лета, прокат стал разгоняться, начиная с конца сентября — от 39 уикенда (308 млн) и заканчивая 44 уикендом (884 млн), половина соборов которого пришлась не на яркие новинки, а на уже работающие «Огниво» (вторая неделя) и «Руки вверх!» (четвертая неделя).
Судя по динамике сборов еженедельных Топ-10, отечественная киноиндустрия третий год подряд не может заполнить злополучную летнюю лакуну. В двадцатке самых кассовых релизов года нет проектов, вышедших в эти месяцы, за исключением разве что ленты «Лунтик. Возвращение домой», стартовавшей в последние дни августа. Определенный шанс поддержать летний прокат был у «Майора Грома», вышедшего в конце мая, однако его сил и общих сборов (577 млн) не хватило, чтобы сломать неприятную традицию.
Мировой прокат в 2024 — общая картина и ситуация по основным регионам
Самым кассовым фильмом 2024 года в мировом прокате стала анимационная комедия «Головоломка 2» от Pixar с $1,7 млрд. Сборы сиквела значительно обошли бокс-офис первой части, вышедшей в 2015 году и заработавшей $858 млн. Также отметим, что проект Pixar оказался на первой строчке мирового рейтинга впервые с 2010 года, когда топ возглавила третья часть «Истории игрушек».
Десятка лидеров международного проката традиционно состоит из сплошных франшиз и продолжений. Самая кассовая картина, основанная на оригинальной истории — мелодрама «Все закончится на нас» с Блейк Лавли — расположилась лишь на пятнадцатой позиции ($351 млн). В прошлом году, напомним, в десятку вошло три оригинальных проекта — «Барби», «Оппенгеймер» и китайская «Полноводная красная река» Чжана Имоу.
На рынках крупнейших европейских стран — в Великобритании, Германии, Франции, Италии — доминирует голливудская продукция. По итогам 2024 года в названных странах национальные фильмы возглавили Топ-10 только во Франции, где первую и вторую строчки заняли комедия «Лучше всех» / «A Little Something Extra» ($83 млн) и «Граф Монте-Кристо» ($70 млн), ставший также одним из лидеров среди зарубежных фильмов в российском прокате.
Совершенно иная ситуация на крупных азиатских рынках. В китайской десятке самых кассовых фильмов — лишь два иностранных релиза на нижних строчках: голливудский «Годзилла и Конг: Новая империя» и японский «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки. Четыре ленты из Топ-10 вышли 10 февраля — на китайский Новый год. В их числе и комедия «YOLO» / «Живешь только раз» — в 2024 году именно она возглавила национальный рейтинг со сборами 3,4 млрд юаней (~$476 млн). Это ниже, чем у прошлогоднего победителя — исторической драмы «Полноводная красная река» Чжана Имоу с 4,5 млрд юаней (~$630 млн).
Также в уходящим году на китайских экранах вышла военная драма «Добровольцы: Битва насмерть» / «The Volunteers: The Battle of Life and Death» Чэня Кайгэ — одного из титанов китайского кинематографа, обладателя Золотой пальмовой ветви. «Добровольцы» продолжают серию патриотических фильмов, в которой режиссер рассказывает о Корейской войне и отваге китайских военных, противостоящих американским интервентам. Этой же теме, напомним, посвящена дилогия «Битва при Чосинском водохранилище» от того же автора, ее первая часть стала самым дорогостоящим, но и самым кассовым китайским проектом в истории со сборами 5,8 млрд юаней (~$902 млн по курсу 2021 года). Вышедшие в 2024 году «Добровольцы» заработали значительно меньше — 1,2 млрд юаней (~$168 млн) — и разместились на седьмой строчке.
Судебная драма «Статья 20» / «Article 20» Чжана Имоу — еще одного живого патриарха китайского кино и автора самого кассового китайского фильма 2023 года — заработала 2,4 млрд юаней (~$336 млн), заняв четвертое место по итогам года.
Не отстают от Китая в плане владения домашним рынком и его соседи — Южная Корея с Японией. В японском рейтинге однозначно доминируют местное кино и анимация. Единственные две западные картины, вошедшие в местную десятку — анимационные «Головоломка 2» и «Гадкий Я 4». Половина японских лент в Топ-10 — аниме, в том числе и расположившаяся на первом месте лента «Детектив Конан. Пентаграмма на миллион долларов» / «Detective Conan: The Million-Dollar Pentagram».
Шесть позиций в десятке лидеров южнокорейского проката досталось проектам местного производства. Первую строчку занимает корейский мистический триллер «Проклятие. Зов могилы» ($79 млн), выходивший и в России, но собравший в отечественных кинотеатрах довольно малую сумму (24 млн рублей).
***
В уходящем году, если судить по легальному прокату, стали намечаться новые принципы отношений зрителя с зарубежным кино, обусловленные изменившейся реальностью. В итогах 2023 и 2022 годов слышались отзвуки старых привычек — добирали свое франшизы, начавшиеся задолго до 2022; прокатчики всеми силами пытались преподнести зрителю опыт, похожий на тот, что давали ему голливудские блокбастеры.
В 2024 году большинство фильмов-лидеров снято по оригинальным сценариям, также важную роль в формировании кассы стали играть фильмы ужасов — оба этих аспекта были совершенно нехарактерны в предыдущие годы. Основной период, когда иностранные релизы что-то зарабатывали, выпал на осень и декабрь, в то время как первое полугодие прозябало без сколь бы то ни было заметных результатов. Нельзя обойти вниманием и фактор популярности актеров, который теперь играет бОльшую роль в формировании кассы зарубежного кино.
Показатели теневого проката, кажется, стоят на месте и не особо меняются с прошлого года. Этот сегмент рынка приносит приблизительно те же суммы, только несколько отличается их распределение по месяцам. Как утверждают некоторые эксперты, с ростом отечественного производства теневой прокат может сойти на нет в ближайшие пару лет. Тем не менее, российским кинотеатрам все еще нужны крупные зарубежные релизы, а их легальной замены в достаточных объемах пока не предвидится.
Идея приучить зрителя к фильмам «глобального юга» так и осталась нереализованной. При этом появляются первые, самые ранние предпосылки для появления новой ниши — кино из Средней Азии. В лучшем случае она разнообразит отечественный прокат, займет относительно заметную, но не решающую долю российского рынка.
В 2024 году старая картина проката зарубежного кино будто бы почти растворилась — и на ее месте стали появляться смутные очертания новых принципов и тенденций. Пока что сложно сказать, какие специфические черты уходящего года станут закономерностями, а какие — окажутся случайной флуктуацией. Новая действительность видится словно через дымку в мрачном хорроре. В фильмах такого жанра ужас рассеивается, когда герою удается собраться с силами, отказаться от иллюзий, порой принять нелицеприятную правду о себе — и найти выход из сложившегося положения. Насколько хороша российская индустрия в роли главного героя такого хоррора — покажет время.