Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 декабря 2024 13:58

Итоги 2024 года: деньги есть, но вы держитесь!

Итоги 2024 года: деньги есть, но вы держитесь!

В конце года портал ПрофиСинема по традиции подводит итоги, анализирует ситуацию и делает прогнозы. Вы уже могли ознакомиться с самыми ожидаемыми редакцией фильмами будущего года. Новая статья цикла посвящена главным событиям российской индустрии, произошедшим за последние двенадцать месяцев. 

После четырех кризисных лет на 2024 год возлагалось множество надежд: экстренные меры, принятые государством в качестве поддержки пострадавшей после ухода мейджоров отрасли, должны были принести первые плоды и продемонстрировать увеличение единиц качественного контента, а также стимулировать приток новых финансовых ресурсов. По итогу общая тенденция кажется положительной, хоть и далекой от докризисных показателей — против индустрии теперь играет общая инфляция.

Состояние кинотеатров на конец года: «Выживший-2024»

За минувшие четыре года «потрясений» российские кинотеатры испытали на себе многое: закрытие из-за пандемии, многочисленные ограничения и масочный режим, уход голливудского контента, репертуарный голод, пустые кинозалы, отмены и переносы релизов. Приход «Чебурашки» в 2023, а затем и следующих блокбастеров-миллиардников в 2024 году, таких как «Холоп 2» (1 января, 3,8 млрд рублей), «Бременские музыканты» (1 января, 3 млрд рублей), «Мастер и Маргарита» (25 января, 2,3 млрд рублей), «Лед 3» (14 февраля, 1,8 млрд рублей) и других, встряхнул российский кинопоказ в начале года, однако к его концу стало понятно, что до цифр 2019 еще далеко. При этом эксперты отмечают, что кинотеатральная отрасль сейчас работает относительно стабильно, и наметилась общая тенденция на «полноценное выздоровление» кинопоказа. 

Валовый бокс-офис российского кинопроката в 2024 году составил около 45 млрд рублей. Из них 35 млрд — касса официальных релизов (полнометражного игрового, анимационного и документального кино), а остальные 10 млрд рублей — альтернативный контент, как легальный (концерты, футбольные матчи и др.), так и нелегальный с предсеансовым обслуживанием и без. 

«Я не пессимист, но вернуться к цифрам 2019 года российскому кинопрокату пока нереально. К сожалению, в этом году не удалось даже на 10% увеличить посещаемость по сравнению с 2023 годом. На сборы в 45 млрд рублей удалось выйти только лишь за счет повышения цены билета. Зрительский интерес сохранился на уровне прошлого года, даже незначительно, но уменьшился — по моим прогнозам, на конец года общая посещаемость составит всего 124 млн зрителей (в прошлом году была 126 млн человек — Прим. ред.), — отмечает глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков, — Средняя цена кинотеатрального билета по году составила 361 рубль. И в 2025 году цены будут планомерно расти, уже весной либо она повысится на 25-30%, либо кинотеатры начнут массово сокращать издержки (например, закрывая часть залов)».

Еще в июне глава АВК, в интервью ПрофиСинема говорил, что повышение цен необходимо «для прохождения точки безубыточности кинотеатрального бизнеса», и прогнозировал «коридор средней цены в 450–500 рублей».

В 2024 году «рекордная» средняя цена билета на сеанс в кинотеатр в России — более 400 рублей — была в августе. С 1 по 7 августа стоимость одного билета в кино составила 401,8 рубля, и этот показатель стал самым высоким с 2015 года.

«Что касается "серого проката", то ситуация кардинально изменилась: если в 2022-2023 годах в агонии кинотеатры ставили альтернативный контент и выживали за его счет, то сейчас его используют только для того, чтобы закрыть бреши в репертуаре. И, с учетом динамики роста качественного российского контента к 2025 и уж точно к 2026 году, нелегальный прокат полностью изживет себя, подобные релизы уже зарабатывают с каждым разом все меньше без маркетинга и рекламы», — добавляет Воронков.

Согласно данным ЕАИС, в 2024 году на российских экранах «демонстрировалось» 36 короткометражных лент, которые заявлялись в качестве предсеансового обслуживания голливудских блокбастеров, и по России число кинотеатров, включающих их в свой репертуар, варьировалось от месяца к месяцу. Точное количество площадок, нелегально работающих с голливудскими новинками, по всей России посчитать невозможно, часть из них не предоставляла данные по сборам в ЕАИС, но, по подсчетам ПрофиСинема, только в Москве в 2024 году в среднем около 45 кинотеатров демонстрировали нелегальный контент.  

Один или несколько из 36 короткометражных фильмов почти на каждом уикенде 2024 года попадали в Топ-10 российского проката, что сигнализировало о появлении голливудских новинок в теневом прокате. 

Кадр из фильма Дэдпул и Росомаха

Всего на российские экраны в 2024 году нелегально вышло более 40 иностранных фильмов, самыми посещаемыми из которых стали «Дэдпул и Росомаха», «Дюна 2», «Кунг-фу Панда 4», «Фуриоса. Хроники Безумного Макса», «Головоломка 2», «Гадкий я 4», «Чужой: Ромул», «Веном 3», «Гладиатор 2» и «Моана 2». Однако их сборы, как отмечают эксперты, продолжают неуклонно снижаться, даже по сравнению с 2023 годом, не говоря уже о недостижимых результатах легального проката, которые были на порядок выше.

По словам анонимного источника, в этом году «пиратские релизы очень долго "раскачиваются", так как они не получают практически никакой рекламы, и, соответственно, зрители узнают о них на второй или третьей неделе проката, если вообще узнают».

Большинство представителей кинотеатров отмечают, что работают с нелегальными фильмами «вынужденно и предпочли бы вообще не связываться с пиратами», если бы хватало топового российского контента на каждый уикенд. Лето было особенно провальным, российские продюсеры так и не научились работать в этот сезон, который никогда не пугал мейджоров. Поэтому количество кинотеатров, работающих с нелегальным контентом выросло, а к зиме, когда расписание кинотеатров пополнили отечественные блокбастеры, опять стало меньше.

«Проблемным этапом остался летний сезон, прежде всего период с июля по конец сентября. Нормального российского рабочего кассового репертуара нет. Основные драйверы года — январские релизы. Без альтернативного проката летом — беда. Непонятна проблема с легализацией альтернативного контента. На мой взгляд, это уже история про двойные стандарты, при желании которые легко можно было бы урегулировать. Проекты были. Но почему-то именно на этом рынке они зависли. На мой взгляд, по причине продюсерского лобби. Кассовых картин пока не хватает, и это признает Министерство. Но пока идут только разговоры — теперь уже про 2027 год и далее: нарастят, научились и т.д. Однако все это в том числе за счет показчиков, к которым отношение пока не меняется. Продюсеры — творческая элита, кинотеатры — лавочники. Пока другого отношения не вижу. Много проблем с финансовыми инвестициями в переоборудовании кинотеатров. Кредиты за 40%, а все подушки января уходят на поддержку летнего периода. Рост выручки за счет повышения среднего билета, но не посещаемости — тревожный знак. На мой взгляд, кинотеатры — единственное бюджетное развлечение сейчас для многих людей. И если фильм интересует, люди деньги тратят. Поэтому заниматься контентом следует качественнее и жестче. И прекратить питать миф про то, что зрители не ходят в кино летом», — рассказывает ПрофиСинема исполнительный директор сети кинотеатров Киноплекс Юлия Солдатова

Представители кинотеатрального сообщества считают главной проблемой даже не нехватку качественного и потенциально кассового контента, а неравномерное распределение этого контента по году, как правило, концентрация его на новогодних праздниках — «то пусто, то густо» — «горизонт планирования выстраивать практически невозможно, а про долгосрочное планирование можно и вовсе забыть». Уход от прямого конкурентного давления значительно бы повысил эффективность работы на рынке некоторых проектов.

«В этом году, как обычно, пытались работать с тем, что есть, и поэтому летние месяцы вновь провалились. Фильмов вроде много, но сборов мало. Конечно, все пытаются максимально занять праздничные даты из года в год, а в остальное время кинотеатрам приходится выживать», — отмечает управляющий директор по кинопрокату сети кинотеатров Монитор Елена Полянская.

Министерство культуры наконец осознало проблему и начало разрабатывать программу поддержки фильмов, релизы которых запланированы на летние месяцы. В ноябре министр культуры Ольга Любимова отметила, что было принято решение о возможности финансирования продолжений наиболее «зрительских» картин за счет безвозвратных средств при условии выхода в прокат в период с 1 июня по 15 августа: «Эта мера будет способствовать формированию наиболее равномерного релизного графика в будущем».

«В этом году в очередной раз подтвердилась неприятная для кинопоказчиков тенденция: как только идет отток зрителей из кинотеатров — из-за провисания в репертуаре, перепадов с релизами или недостаточно привлекательного контента — потом их вновь вернуть очень сложно. Поэтому важно наладить постоянный поток зрителей, приучать их к перманентному наличию качественного контента в кинотеатрах, — отметила директор по репертуарному планированию сети кинотеатров АСкино Анастасия Герасимова. — В этом году было немало хороших релизов, однако многие из них не оправдали ожиданий. Среди неожиданно приятных успешных релизов года — "Мастер и Маргарита" и "Граф Монте-Кристо" — узнаваемые зрителем экранизации, которые в итоге хорошо сработали, а также хорроры "Субстанция" и "Ужасающий 3". Если у фильма есть реклама, но нет хорошего "сарафана", то релиз вряд ли сработает, и покинет большие экраны спустя пару недель. Радует и воодушевляет то, что семейное кино и фильмы ужасов работают всегда, и кинотеатрам их хватает».

Кинотеатральный сегмент также возлагает большие надежды на наращивание оборотов российского кино, потому ожидать, что зарубежные мейджоры вернутся в ближайшие годы, бессмысленно. Уже начало 2025 года ознаменуется выходом таких масштабных релизов, как «Волшебник Изумрудного города», «Финист. Первый богатырь» и «Василий»

В контентных полях

Существенный рост кинопроизводства обеспечен как успехами российского кино в кинотеатрах, так и увеличением государственных инвестиций. В текущем году бюджет Фонда кино составил 9,4 млрд рублей — эта цифра оказалась больше значения 2023 года почти в 1,5 раза. По мнению председателя совета Фонда кино Владимира Толстого, именно 2024 год должен был стать ключевым с точки зрения наращивания темпов производства национального контента.

Впрочем, в 2025 году массовое кино будет поддержано еще активнее: бюджет Фонда кино вырос до рекордных 10,2 млрд в 2025-2027 годах. Субсидия Министерства культуры, напротив, осталась практически неизменной — в 2025 году она составит 4,192 млрд рублей против 4,027 млрд в уходящем году.

Зародившийся еще в эпоху пандемии тренд на сказки получил новый виток в 2024 — из 10 фильмов, собравших самую большую кассу текущего года, пять относятся именно к этому жанру. В 2021 году на питчинге Фонда кино Константин Эрнст отмечал: «Люди больше не хотят смотреть фильмы-катастрофы, у них вообще идет отрицание негативного материала. Я думаю, что интерес продюсеров к этому жанру — значительное заблуждение периода стабильности, когда всем хотелось посмотреть что-нибудь страшное»

Кадр из фильма Буратино

С дальнейшим усугублением кризиса, эскапизм в российском кино обретал все бОльший масштаб: в последние три года количество сказок в отечественной индустрии выросло значительно. Сейчас в производстве находятся «Горыныч» (СТВ), сиквел «Волшебника изумрудного города» (Централ Партнершип), «Чебурашка 2», «Как Иван в сказку попал» и «Буратино» (ТриТэ), «Приключения Старика Хоттабыча» и многие другие сказочные проекты. У компаний-лидеров появился опыт производства этого жанра, они научились создавать подобные проекты быстро. К примеру, производственный цикл фильма «Бременские музыканты» (ТриТэ), одного из чемпионов проката текущего года (кассовые сборы 3 млрд рублей) занял всего год, и именно к этому опыту апеллировали режиссер Алексей Нужный и продюсер Леонид Верещагин, питчингуя новый проект «Как Иван в сказку попал». Аналогичным образом выстраивается и контент-план СТВ: с момента триумфа «Конька-Горбунка» (2021, кассовые сборы 1,2 млрд рублей), компания регулярно выпускает сказочные блокбастеры — «По щучьему велению» (2023, 2,5 млрд рублей), «Огниво» (2024, 1,2 млрд рублей). 

Кроме того, заявляются уже не отдельные проекты, а киновселенные — все чаще продюсеры представляют сразу франшизу: сиквелы, приквелы, спин-оффы. Одним из примеров работы с киновселенной стал проект «Весельчак У» (Водород 2011), спин-офф фантастического хита текущего года «Сто лет тому вперед». Заметим, что заявленный бюджет картины — 1,3 млрд рублей — отражает инфляцию в кинопроизводстве: на протяжении последних нескольких лет. Бюджет картины «Мастер и Маргарита» (1,2 млрд рублей) был рекордным в отечественной киноиндустрии; теперь подобные цифры становятся более обыденными для проектов компаний-лидеров. 

Презентация фильма Манюня День рождения Ба

Среди студий, не получающих поддержку в Фонде кино, необходимо выделить Кинокомпанию братьев Андреасян, которые за четыре года 2022-2025 создали киновселенную «Манюня», где каждый следующий фильм собирает больше предыдущего за счет эффекта франшизы. И сейчас студия работает еще над несколькими франшизами.

Другой особенно востребованный жанр — фантастика, тренд на которую зародился уже в разгар кризиса. На подходе «Кракен» (ТриТэ), «Космическая собака Лида» и «Девятая планета» (СТВ), «Крысолов» (Арт Пикчерс Студия) и другие. Производственный цикл картин этого жанра на данный момент значительно длиннее, чем у сказочных, и занимает в среднем около 3 лет: по этой причине фантастический бум ожидает зрителей значительно позже. 

Многие проекты так или иначе апеллируют к чувству ностальгии, переосмыслению советской классики или фольклорного материала, что, с одной стороны, подчеркивает общий кризис идей, а с другой способствует существенной экономии времени, которое потребовалось бы на разработку оригинальных сюжетов. Другой ключевой тренд текущего кинопроизводства — переосмысление классики, в контексте которого нельзя не упомянуть проект «Онегин» Сарика Андреасяна, вызвавший множество споров, и вышедшую на стриминговом сервисе Кинопоиск модернизацию «Преступления и наказания»

Кадр из фильма Пророк История Александра Пушкина

Уже в начале 2025 года в широком прокате появится потенциальный блокбастер от Централ Партнершип — «Пророк. История Александра Пушкина». Судьба еще одного классика — Михаила Лермонтова — получит сразу две экранизации: над одной работает Бакур Бакурадзе, над другой — компания Стар Медиа Дистрибьюшн. В некотором роде подобный интерес к классике не удивителен — экранизация произведений русской классической литературы является одним из приоритетных направлений поддержки кино.  Однако напомним, что биографическая драма о Сергее Есенине, снятая Климом Шипенко, уже много лет находится «на полке».  Эту печальную статистику пополнил еще один проект о поэте, но уже современном — фильму «Рыжий» Семена Серзина, премьера которого состоялась на Фестивале Маяк в 2023 году, было отказано в выдаче прокатного удостоверения за два дня до кинотеатрального релиза. 

Субсидия Институту развития интернета в 2025 году составит 25,3 млрд рублей, что существенно превышает 18 млрд, полученных ИРИ от государства в 2024 году. Напомним, что в 2024 половина средств ИРИ была направлена на производство сериального контента

С точки зрения контента, по мнению Института развития интернета, в будущем жанр сказки уступит место фэнтези, а мультиформатных историй и проектов смешанных жанров станет больше. Также усилится тренд на обращение к национальной культуре и ее переосмыслению: с 2024 года авторы начали все чаще интересоваться малоизученными периодами истории и менее известными героями.

Среди игровых сериалов, поддержанных ИРИ в этом году — проект по мотивам произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом», исторический сериал «Князь Андрей» о великом князе Владимирском Андрее Боголюбском, сказочный сериал «Лукоморье» по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», современная интерпретация советской классики «Москва слезам не верит» и другие.

При этом, несмотря на существенное увеличение господдержки, к осени текущего года российские онлайн-кинотеатры сократили выпуск оригинальных сериалов на треть. Снижение выпуска собственных сериалов в сервисах объясняется существенным ростом издержек производства. Онлайн-кинотеатры стали строже подходить к выбору оригинальных проектов и теперь фокусируются на крупных премьерах. 

Фестивальные дневники в России и в мире: русский след, скандалы, расследования

С точки зрения глобальной фестивальной повестки можно констатировать, что единой политической позиции у крупных мировых европейских смотров по поводу «русских» фильмов нет. Все по-прежнему зависит от конкретных менеджеров, конкретных ситуаций и конкретных фильмов. Тотальной отмены русской культуры в мире не было и нет.

В этом году в конкурсе Канн была показана картина «Лимонов, баллада об Эдичке» — первый полностью международный проект Кирилла Серебренникова, произведенный в Италии, Франции, Испании. Байопик о нетривиальном, великом и ужасном русском писателе априори не мог вызвать однозначную массовую реакцию — его фигура слишком одиозна и соткана из противоречий. Отчасти поэтому картина во многом осталась непонятной для иностранного зрителя, в то время как на российскую премьеру фильму рассчитывать не приходится. В обозримом будущем нас ждет целый ряд картин, снятых русскими режиссерами в эмиграции: на данный момент в США над своим первыми англоязычными проектами работают Кантемир Балагов, Кирилл Соколов, а также Андрей Звягинцев.

Команда фильма Анора на 77 Каннском кинофестивале

В то же время триумфатором Канн стала мелодрама Шона Бейкера «Анора», значительная часть сцен в которой снята на русском языке. Главные роли в проекте исполнили Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, и если первый уже был известен зарубежной публике по фильму «Купе №6», то второй оказался настоящим мировым открытием — зарубежная пресса пестрила заголовками о новом таланте — русском Тимоти Шаломе. Затем стало известно, что Эйдельштейн присоединился к касту «Мистера и миссис Смит» — сериала от Amazon. Вслед за Каннами, «Анора» отправилась дальше по престижным кинопремиям, собрав множество номинаций и наград — эксперты отмечают, что картина является главным фаворитом оскаровской гонки. Юра Борисов номинирован на десяток престижных премий и уже начал получать награды как лучший актер второго плана, например, от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. В середине декабря стало известно, что Борисов оказался первым российским актером-номинантом на Золотой глобус.

В Венеции же, напротив, русский след вызвал скандал — показы для прессы и представителей индустрии грузинской драмы «Антиквариат», съемки которой отчасти проходили в России, были неожиданно приостановлены. Сюжет «Антиквариата» основан на истории депортации тысяч граждан Грузии из России в 2006 году, в числе которых была и режиссер фильма Русудан Глурджидзе. Многие увидели в событии политическую подоплеку, однако, в сущности, вопрос касался авторских прав на произведение.

Международный Шанхайский кинофестиваль традиционно обращает внимание на фильмы российского производства, и этот год не стал исключением — приз за лучшую режиссуру получила картина Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе».

Роттердамский кинофестиваль тоже нередко отбирает отечественные картины: в 2023 году в смотре участвовала драма Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет», а в 2024 — в конкурсной секции дебютов Bright Future был показан полнометражный фильм выпускницы МШНК Томы Селивановой «Пепел и доломит». В 2025 году в той же секции примет участие новая российская картина «На этой земле» — дебют режиссера Ренаты Джало, спродюсированный кинокомпанией Алексея Учителя РОК. Премьера картины состоялась на кинофестивале Маяк в уходящем году.

Бакур Бакурадзе на Международном Шанхайском кинофестивале

В нескольких конкурсных программах португальского международного фестиваля независимого кино IndieLisboa приняли участие сразу три отечественных проекта — уже упомянутый выше фильм Томы Селивановой «Пепел и доломит», а также неигровая картина «Пиблокто» Анастасии Шубиной и Тимофея Глинина и анимационная лента «Хармс» Светланы Андриановой. 

На внутрироссийском фестивальном рынке также не обошлось без скандалов: практически каждый крупный отечественный фестиваль внезапно «терял» из своей программы фильмы после объявления конкурса. Опасная тенденция, начавшаяся со снятия фильма Александра Сокурова «Сказка» из программы фестиваля Каро.Арт в 2023 году, получила новое развитие: из программы фестиваля Дух огня пропала картина «Исчезнувший велосипедист» Юрия Муравицкого; фестиваль Окно в Европу лишился картины «За нашим домом сад» — дебютной ленты Антона Нефедова с Надеждой Михалковой в главной роли;  фестиваль Короче «потерял» картину «СЛОН» дебютантки Маруси Фоминой; Lendoc Film Festival остался сразу без двух неигровых картин — «Край ночи» Андрея Натоцинского и «Здесь выживут только сарлыки» Светланы Стасенко. 

Стоит отметить, что у некоторых фильмов имеются прокатные удостоверения, но в новой реальности даже это не гарантирует картине открытый публичный показ. От официальных комментариев пресс-службы кинофестивалей, как правило, отказываются, либо неловко ссылаются на незавершенность картин, что затем опровергают режиссеры. 

Об истинных причинах «пропаж» остается лишь догадываться: и если в одних случаях фестивальные кураторы анонимно рассказывают ПрофиСинема о неожиданных «доносах» в вышестоящие инстанции на авторов фильмов, то в других — дело касается исключительно сюжетов картин. 

Не остались без внимания и сериалы — «Бар "Один звонок"» с Данилой Козловским в главной роли пропал из программы Нового сезона. А вот сериал «Безбашенная» от платформы Kion не участвовал в крупных фестивалях, однако его создатели провели масштабную премьеру в кинотеатре Художественный, после чего проект «исчез» из всех анонсов стримингового сервиса.

Коллаборации и расколы

Общеполитическое движение в сторону Азии находит свое отражение и в киноотрасли — президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин поручили подготовить меморандум о развитии совместного российско-китайского кинопроизводства. Пока детали будущего документа не уточняются, впрочем, индустрия реагирует на интенцию положительно: дальневосточные кинокомпании давно мечтают наладить диалог с Китаем в силу логистических и экономических особенностей региона. 

Никита Михалков на открытии 46 ММКФ

Другая культурная инициатива уходит корнями в 2022 год — тогда Никита Михалков предложил создать Евразийскую киноакадемию и учредить одноименную премию к 2025. В этом году Михалков вернулся к предложению, дополнительно подчеркнув, что Российский оскаровский комитет утратил свою актуальность и должен быть упразднен. Первое вручение Евразийской премии, которая должна стать аналогом Оскара, запланировано на осень 2025 года, однако пока участие в ней подтвердил лишь Китай. Призы для лауреатов будут денежными: лучший фильм получит награду в $1 млн, а вознаграждения в остальных номинациях составят по $250 тыс. Осталось лишь понять, за чей счет банкет.

Переходя от континентальных инициатив к столичным, необходимо упомянуть о наметившемся сотрудничестве между ИРИ и Департаментом культуры Москвы: в планах — упростить оформление съемок в столице для создателей проектов при поддержке ИРИ, разработать совместные предложения по развитию кинематографии в Москве, оказывать друг другу экспертную поддержку. 

Другая масштабная новость касается реконструкции Киностудии им. Горького, которая в 2023 году перешла в собственность Москвы: к концу 2025 года появится новый мощный производственный комплекс, который обойдется государству в 19 млрд рублей.

Фестиваль Пример интонации

И если где-то прибыло, значит где-то убыло — созданный в 2023 году в Санкт-Петербурге международный кинофестиваль Пример интонации на этот раз был отменен. Организаторы надеются провести фестиваль уже следующим летом, что, однако, кажется маловероятным — фактически работа одноименного Фонда сейчас приостановлена. Учредитель Фонда, Александр Сокуров, планировал открыть новую мастерскую в Ереване — однако и этому замыслу не удалось осуществиться: спустя несколько дней после завершения вступительных испытаний стало известно, что запуск невозможен из-за «отсутствия диалога с руководством вуза».  

«Кина не будет»: законы, запреты, отмены — что принес минувший год

2024 год продолжил тренд 2023 года, принятые законы существенно повлияли как на производство самого контента, так и его дистрибуцию. Если в прошлом году это был закон о запрете пропаганды ЛГБТ*, то в этом — о запрете пропаганды чайлдфри и наркотиков в кино. Началась разработка законопроекта о запрете квадроберов. 

В ноябре Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект о запрете публичной пропаганды отказа от деторождения (чайлдфри), который был внесен на рассмотрение в сентябре. Нарушение этого закона станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения фильмам. Также предусмотрены штрафы до 400 тысяч рублей для физических лиц, до 800 тысяч — для должностных лиц, до 5 млн рублей — для юридических.

Государственная Дума

Федеральный закон о запрете пропаганды наркотиков в кино, литературе, СМИ и интернете вступит в силу 1 сентября 2025 года. Однако документ оговаривает, что произведения искусства и литературы не попадут под запрет пропаганды наркотиков, если это «составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла».   

Если такие произведения уже находятся в публичном поле, они должны сопровождаться маркировкой о вреде для здоровья потребления наркотиков, а также о запрете незаконного оборота наркотических средств. За распространение произведений литературы и искусства с информацией о наркотиках с нарушением требований о маркировке предусмотрен штраф до 600 тысяч рублей.

Эксперты отрасли говорят, что причины, по которым зачастую выписываются штрафы за пропаганду ЛГБТ*, наркотиков, а также за маркировку 18+ не имеют четких критериев. На октябрьской конференции о ключевых трендах и перспективах развития рынка Медиабизнес спикеры отметили, что данные законы накладывают большую ответственность и нагрузку на бизнес, так как «весь контент приходится отсматривать в ручном режиме», и даже в таком случае штрафов бывает не избежать.

В мае на заседании Комитета Государственной Думы по культуре закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» было предложено дополнить понятием «социально значимый фильм» в целях «формирования в обществе патриотических и духовно-нравственных ориентиров посредством кино».

Директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Дмитрий Давиденко предложил включить в законопроект и порядок принятия решения об отнесении того или иного фильма к категории «социально значимого» — это нужно для создания экспертного совета, члены которого будут принимать соответствующее решение. 

С 1 сентября изменилась процедура выдачи прокатного удостоверения, которое теперь предоставляется в виде выписки из регистра в форме электронного документа. Записью в Государственном регистре фильмов можно оформлять выдачу прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма, отказ в его выдаче (или отзыв), а также внесение каких-либо изменений. А возможность подавать заявление на прокатное удостоверение и удостоверение национального фильма в бумажном виде сохранилась.

Кадр из фильма Рыжий

Этот год оказался «богат» на отзывы и отказы в выдаче прокатных удостоверений. Не увидели больших экранов фильмы: уже упомянутый выше «Рыжий» Семена Серзина; показанный в рамках 77 Каннского кинофестиваля и рассказывающий о молодом бизнесмене Дональде Трампе «Ученик. Восхождение Трампа» Али Аббаси. Кинотеатральная сеть Киномакс также отменила планировавшиеся мероприятия по показу шоу «Подземелья Чикен Карри 28 "Чёрное небо вампиров"», в создании которого принимал участие юморист и телеведущий Александр Гудков.

Картине Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» о создании первой в истории организации спецназа бывшим премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем сначала было отказано в выдаче прокатного удостоверения, однако впоследствии оно все-таки получило разрешение на прокат и после майских праздников появилось на больших экранах.

В декабре стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, закрепляющий необходимость получения онлайн-кинотеатрами прокатных удостоверений, которые распространятся не только на оригинальный контент видеосервисов, но и на всю библиотеку платформ. А наличие в фильмах и сериалах «материалов, пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности, станет основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения».

Таким образом, онлайн-кинотеатры могут лишиться тысяч единиц контента, а также под угрозу попадут и все будущие инвестиции.

«Мы выступаем против этой инициативы, потому что этот закон вводит для аудиовизуальных сервисов (АВС) разрешительный порядок публикации контента, который крайне плохо подходит для объемов и динамики пополнения наших каталогов. Регулирование АВС идентично регулированию СМИ, а показ фильмов по телеканалам освобожден от требования в получении прокатных удостоверений. Это произошло в 2018 году, между прочим, по инициативе Правительства РФ. АВС, как и телеканалы, по закону обязаны следить за содержанием контента, и мы опираемся ровно на те же критерии, по которым нас проверяет Роскомнадзор и на которые опираются сотрудники Минкультуры, принимающие решение о выдаче или отказе в выдаче прокатного удостоверения. Эти нормы совпадают дословно. Различается только порядок. Разрешительный порядок — с выдачей прокаток — был придуман 30 лет назад для весьма ограниченного применения в офлайне и совершенно не подходит для регулирования цифровых платформ», — комментирует данную инициативу генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин.

18 декабря Госдума завершила осеннюю сессию, и рассмотрение законопроекта в первом чтении состоится не раньше января, в это время, по словам Бырдина, ведется работа по сбору всех замечаний, аргументов и фактуры в обоснование своей критической позиции и для диалога с авторами законопроекта. 

К положительным изменениям в законотворческой сфере можно отнести принятие в июле закона о развитии креативных индустрий, а также разработку в этом же месяце стандартов продвижения экологической повестки в отечественном кино.

Первый документ не только посвящен основам правового регулирования отрасли «как базового сектора креативной экономики» и устанавливает условия деятельности и господдержки субъектов креативных индустрий, но и предполагает создание креативных кластеров. Также закон наделяет большими полномочиями региональные власти, которые смогут определить важные для себя индустрии, расставить акценты и определять меры их поддержки.

За экологическую инициативу в российском кино отвечает Российский экологический оператор (РЭО), который отметил, что, согласно анализу, в киноиндустрии такие тренды, как осознанное потребление и экологичный образ жизни, практически не отображены. Эксперты РЭО будут совместно с кинематографистами формулировать темы и подбирать понятные для широкой аудитории сообщения.

***

Несмотря на общее кризисное состояние российской экономики, рост цен на кинопроизводство и кинобилеты, а также на сомнительные законодательные инициативы, государство всерьез намерено наращивать объемы контента. Но пока, к сожалению, одна рука лечит, а другая — калечит. 

*экстремистская организация, запрещённая на территории РФ
Автор:
Елена Трусова, Марина Озеренчук

Другие новости по сюжету Итоги и прогнозы 2024 года

Фильмы

Буратино Буратино, 2026 Девятая планета Девятая планета, 2026 Чебурашка 2 Чебурашка 2, 2026 Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича, 2025 Горыныч Горыныч, 2025 Космическая собака Лида Космическая собака Лида, 2025 Кракен Кракен, 2025 Лермонтов Лермонтов, 2025 Манюня: День рождения Ба Манюня: День рождения Ба, 2025 Пророк. История Александра Пушкина Пророк. История Александра Пушкина, 2025 Анора Анора, 2024 Василий Василий, 2024 Веном 3: Последний танец Веном 3: Последний танец, 2024 Гадкий Я 4 Гадкий Я 4, 2024 Гладиатор 2 Гладиатор 2, 2024 Головоломка 2 Головоломка 2, 2024 Граф Монте-Кристо  Граф Монте-Кристо , 2024 Дэдпул и Росомаха Дэдпул и Росомаха, 2024 За нашим домом сад За нашим домом сад , 2024 Кунг-фу панда 4 Кунг-фу панда 4, 2024 Лёд 3 Лёд 3, 2024 Лимонов, баллада об Эдичке Лимонов, баллада об Эдичке, 2024 Министерство неджентльменских дел Министерство неджентльменских дел, 2024 Моана 2 Моана 2, 2024 На этой земле На этой земле, 2024 Огниво Огниво, 2024 Онегин Онегин, 2024 Субстанция Субстанция, 2024 Ужасающий 3 Ужасающий 3, 2024 Ученик. Восхождение Трампа Ученик. Восхождение Трампа, 2024 Финист. Первый богатырь Финист. Первый богатырь, 2024 Фуриоса: Хроники Безумного Макса Фуриоса: Хроники Безумного Макса, 2024 Чужой. Ромул Чужой. Ромул, 2024 Бременские музыканты Бременские музыканты, 2023 Дюна 2 Дюна 2, 2023 Крысолов Крысолов, 2023 Мастер и Маргарита Мастер и Маргарита, 2023 Пепел и доломит Пепел и доломит, 2023 По щучьему велению По щучьему велению, 2023 Рыжий Рыжий, 2023 Снег в моем дворе Снег в моем дворе, 2023 Холоп 2 Холоп 2, 2023 Один маленький ночной секрет Один маленький ночной секрет, 2022 Сказка Сказка, 2022 Чебурашка Чебурашка, 2022 Купе номер шесть Купе номер шесть, 2021 Конек-Горбунок Конек-Горбунок, 2020

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Другие статьи по теме Институт развития интернета (ИРИ)

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама