Венеция 2023: Рюсукэ Хамагути «Зла не существует»?
3 сентября на 80 Венецианском международном фестивале прошла премьера картины Рюсукэ Хамагути «Зла не существует»/ «Evil Does Not Exist». Новая картина Хамагути менее декларативна, чем предыдущая «Сядь за руль моей машины»: здесь смыслы ускользают, как только зритель пытаетесь их уловить. «Зла не существует» - постоянно удивляющий, интеллектуально динамичный фильм, задающий экзистенциальные вопросы.
Сосны качаются над головой, струятся ручьи, солнечный свет падает между ветвями на снег, вдали белые горные вершины. Звучит прекрасная музыка Эико Исибаси, ведомая тонкими переливами скрипки. Мы наблюдаем, как Такуми (Хитоси Омика) склонился над источником, наполняя бутылки водой; окруженный звуками леса – он ощущает себя частью пейзажа. Маленькая дочь Такуми Хана изучает названия растений, пока они проходят через лес: некоторые нельзя трогать, а что-то можно даже есть. Хамагути, как истинный японец, показывает простые бытовые вещи как медитацию?
Эти кадры имеют решающее значение для осознания катастрофы: токийская компания Playmode приобрела землю недалеко от деревни и торопится реализовать планы по строительству глэмпинга. Токио находится недалеко от деревни, но сама она никогда не было туристическим центром; даже единственная лапшичшная, где используется ключевая вода, которую привозит Такуми, является излюбленным местом исключительно для местных.
Происходит резкая смена тональности: сообщество собирается на так называемый «брифинг» с двумя представителей Playmode. Все предельно вежливы, но напряжение ощутимо. Представители компании – мужчина и женщина – пытаются найти подходящие слова, но жители деревни отчетливо видят проблему: канализация. Если строительство глэмпинга продолжится, то вода будет испорчена.
Хамагути наделен ярким талантом драматурга – диалоги в его фильмах обладают свойством делать самые неожиданные повороты. Во многом новая картина напоминает «Сядь за руль моей машины», которая также демонстрирует сложные человеческие портреты со всеми их недостатками и слабостями. Представители корпорации сначала кажутся злодеями, но они не злы, они просто оторванные от природы горожане, которые искренне пытаются почувствовать очарование природы и завидуют жизненной силе жителей деревни. Мужчина рубит дрова и говорит, что никогда не чувствовал себя лучше; женщина нервно спрашивает, опасны ли олени. Зрителю удается поверить в то, что счастливый финал возможен.
Однако затем тональность снова меняется: наступление ночи переносит нас в мрачную и темную реальность. Хамагути никогда не идет легким путем. Природа восхитительна, но безразлична к человеку. Красивые, но дикие животные, также, как и люди, могут стать свирепыми, когда им угрожают; а каждый хороший человек может скрывать в себе ярость. Шок здесь — не пустая провокация, а приглашение задуматься о том, что делает поступок злом, что значит действовать инстинктивно. Природа не может быть злой, она только равнодушна. А как насчет нас?