Венеция 2023: «Меч короля» — как правильно сажать картошку
31 августа на 80 Венецианском кинофестивале в рамках основного конкурса состоялась премьера фильма режиссера Николая Арселя «Меч короля» / «Bastarden». Хотя русский перевод названия «Меч короля» (впрочем, как и английский «Земля обетованная») звучит куда более сдержанно, чем оригинальное датское название «Bastarden» («Ублюдок»), в мощной исторической драме Николая Арселя нет ничего скучного или прозаического.
Воссоединив Николая Арселя с Мадсом Миккельсеном после их успешной совместной работы в 2012 году над «Королевским романом», новый фильм еще раз показывает, что исторические костюмные драмы могут быть энергичными, мощными и эмоциональными. Картина раскрывает темы классового неравенства, расизма, сексуального насилия, трудовой эксплуатации и демонстрирует все достоинства классического старомодного повествования без малейшего намека на фальшь.
Миккельсен уже сделал солидную карьеру на международной арене, начав с роли харизматичного злодея в «Казино Рояль». Однако именно фильмы из родной Дании — такие как «Охота», «Еще по одной», а теперь и «Меч короля» — продолжают с максимальной выгодой демонстрировать широкий диапазон актерского таланта. Играя внебрачного сына дворянина и горничной, решившего повысить свой статус, он привносит в образ потрясающий магнетизм, свойственный именно его актерской пластике.
Людвиг Кален бросил вызов своему происхождению, дослужившись до звания капитана и получив награду за военную службу в Дании середины 18 века. Гордый человек с энтузиазмом и амбициями, он предлагает королю на бесплодной Ютландской пустоши культивировать почву.
Чиновники в Королевской канцелярии смеются над идеей вкладывать деньги в, казалось бы, безнадежное предприятие. Но Кален готов профинансировать его за счет своей солдатской пенсии, прося взамен дворянский титул и землю. Учитывая, что бюрократы не видят шансов на успех, они соглашаются, полагая, что смогут сделать короля счастливым с нулевыми затратами.
Имея только лошадь, палатку, пистолет, чтобы защититься от бандитов, и несколько инструментов для вскапывания целины, по преимуществу представляющей собой песок и камни, покрытые вереском, Людвиг разбивает лагерь. В конце концов он находит почву, которую можно использовать для выращивания привезенной из Германии, новой для Дании 18 века культуры - картофеля.
Основанный на историческом романе датской писательницы Иды Йессен «Капитан и Анна Барбара» 2020 года, сценарий Арселя и Андерса Томаса Йенсена разворачивает перед зрителем эпическую историю бескомпромиссного капитана. Это напряженный рассказ о его борьбе с дикими силами природы, о его великих мечтах и еще больших жертвах – и о женщине, которая становится его возлюбленной и союзницей, о войне между мужчинами, о мести и дисциплине, любви, разрушении и чистейшем зле, в лице местного лендлорда Шинкеля, считающего всю землю в округе своей собственностью. В каждой следующей сцене проблемы Людвига нарастают. Параллельно с обостряющейся борьбой между Каленом и Шинкелем развивается еще одна сюжетная линия отношений Людвига и Анны Барбары, которые начинаются с ролей хозяина и прислуги, но перерастают в более глубокий союз, поскольку обстоятельства стирают границы между ними.
Режиссеру удалось удержаться в жанровых рамках и не скатиться в мелодраму — например, когда он показывает зачатки романа Людвига с Эдель (сестры Шинкеля), что усложняет его взаимопонимания с Анной Барбарой. Немалая заслуга в этом и сильного актерского ансамбля. Реальность постоянно напоминает Людвигу, что тяжелая работа и честность не всегда вознаграждаются, и даже когда Шинкель пользуясь своей безнаказанностью убивает на глазах у всех мужа Анны Барбары, игра Миккельсена остается сдержанной и холодной, что дает потрясающий эффект воздействия на зрителя. Перед нами — большой скандинавский вестерн, который сохраняет эпическое повествование на протяжении всех 127 минут экранного времени. Достаточно динамичный сюжет исторической драмы смотрится на удивление современно, Николай Арсель блестяще справляется с поставленной задачей.
Датско-немецко-шведская копродукция «Меч короля» — потрясающая история, основанная на крепком сценарии и качественной работе каждого члена творческой команды. Оператор Расмус Видебек визуализирует красоту сурового холодного края, постепенно смягчая краски по мере того, как продвигается дело главного героя. Работа художника Йетте Леманн подчеркивает контраст между скромными строениями на пустоши и помпезным величием резиденции Шинкеля. Мощная оркестровая партитура американского композитора Дэна Ромера усиливает эпический размах фильма.
Историческая драма «Меч короля», в производстве которой участвовала Zentropa Entertainments Ларса фон Триера, выйдет на российские экраны 11 ноября, дистрибьютор – Атмосфера Кино.