Оскар 2023: новые международные претенденты
10 марта пройдет 96 церемония вручения премии Американской киноакадемии. Оскаровские комитеты в разных странах мира продолжают выдвигать своих претендентов на отбор в номинацию Лучший международный фильм. В прошлом году до финала в этой категории дошли картины «На Западном фронте без перемен» (Германия), «Аргентина, 1985» (Аргентина), «Близко» (Нидерланды, Франция, Бельгия), «Иа» (Польша), а также «Тихоня» (Ирландия). Победителем тогда стала немецкая военная драма «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера. Напомним, первую часть материала портал ПрофиСинема публиковал в прошлом месяце.
Великобритания выдвигает военную драму «Зона интересов» Джонатана Глейзера о жене коменданта Освенцима. Лента уже хорошо показала себя на международной арене — весной Глейзер получил за нее Гран-при Каннского фестиваля. Производством проекта занималась компания A24 в копродукции с Польским институтом кино. В фильме звучит много немецкой и польской речи, что позволяет этой британской картине претендовать на номинацию для неанглоязычных лент.
Франция также отправила на Оскар картину из своей Каннской «обоймы» — к удивлению, ею оказалась не «Анатомия падения» Жюстин Трие, выигравшая Золотую пальмовую ветвь, но историческая мелодрама «Рецепт любви» с Бенуа Мажимелем и Жюльетт Бинош. Жюри основного конкурса Канн присудило фильму награду за Лучшую режиссуру — постановкой фильма занимался режиссер с вьетнамскими корнями Чан Ань Хунг.
Напомним, в последний раз Франция выигрывала Оскар за Лучший международный фильм в 1993 году — тогда награду получила драма «Индокитай» Режиса Варнье. Ближе всего за последние годы страна подобралась к призу в 2020 году — драма «Отверженные» Ладжа Ли вошла в список номинантов.
Япония тоже выбрала каннскую ленту — «Идеальные дни» Вима Вендерса. Немецкий режиссер снял картину в Токио на японском языке об уборщике туалетов по имени Хираяма с таинственным прошлым и тягой находить красоту в обыденных вещах. Главную роль исполнил ветеран японского кинематографа Кодзи Якусё — эта работа была отмечена призом за Лучшую мужскую роль в Каннах.
Последний раз японская лента добиралась до финала в 2021 году — тогда драма «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути не только номинировалась, но и выиграла приз за Лучший международный фильм.
Италия претендует на Оскар с лентой из венецианского конкурса. Картина «Я капитан» Маттео Гарроне представляет собой роуд-муви из Африки в Европу мигрантов, оставивших прошлое в Дакаре в попытке осуществить свои амбициозные планы. Гарроне использовал в работе истории настоящих мигрантов-африканцев, которые рассказали ему о своих путешествиях. Одним из рассказчиков стал Куасси Пли Адама Мамаду – ивуариец, который из-за голода и гражданской войны бежал из родного Кот-д’Ивуара в 2011 году. В актерском составе фильма много непрофессионалов, найденных в ходе открытого кастинга. В Венеции лента выиграла награду за Лучшую режиссуру и Премию Марчелло Мастроянни Лучшему молодому актеру (Сейду Сарр).
В последний раз Италия выигрывала Оскар за Лучший международный фильм в 2013 году — тогда награды удостоилась лента «Великая красота» Паоло Соррентино. Его же картина «Рука Бога» в 2021 году стала последней на данный момент итальянской лентой, номинированной на этот приз.
Польша решила отправить на рассмотрение Американской киноакадемии анимационную ленту «Крестьяне», выполненную в живописной технике. Хью Уэлшман и Дорота Кобела — постановщики этого фильма — наиболее известны в мире по аналогичному проекту «Ван Гог. С любовью, Винсент». Актуальную драму «Зеленая граница» Агнешки Холланд, получившую Специальный приз жюри на минувшем Венецианском кинофестивале, польский оскаровский комитет на соискание премии не отправил — вероятно, это может быть связано с претензиями местных чиновников, обвинивших картину в очернении образа своей страны.
Последний раз Оскар польскому проекту за Лучший международный фильм достался в 2014 году, когда награду взяла драма «Ида» Павла Павликовского. С тех пор польские фильмы три раза оказывались в числе номинантов. В 2022 году до финала дошел, но не победил фильм «Иа» Ежи Сколимовского.
Датский оскаровский комитет выдвинул фильм «Меч короля» Николая Арселя с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Мировая премьера фильма состоялась в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля в прошедшую пятницу, также он был показан на фестивале Telluride (США, штат Колорадо) и отобран в программы Торонто, Сан-Себастьяна, Пусана и Цюриха.
Украина выдвинула документальную ленту — «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова, ранее выигравшую приз зрительских симпатий в секции международного неигрового кино в Сандэнсе.