Венеция 2023: звезда кабаре и собаки-гангстеры в «Догмене» Люка Бессона
31 августа на 80 Венецианском кинофестивале в рамках основного конкурса состоялась премьера фильма режиссера Люка Бессона «Догмен» / «Dogman». Роль в этом безумном по сюжету и воплощению боевике для Калеба Лэндри Джонса – актера, чья работа в кино всегда была превосходной и зачастую оставалась незамеченной – определенно стала вершиной его карьеры.
Лэндри Джонс сыграл несколько очень ярких ролей в инди-фильмах и сериалах, например, одни из самых запоминающихся образов он воплотил в картинах «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Нитрам», а также третьем сезоне сериала «Твин Пикс». В «Догмене» актер выходит на новый уровень.
Люк Бессон вернулся к режиссуре после четырехлетнего перерыва, и не просто к режиссуре, а в авторское кино. Он сам написал сценарий, основанный на газетной статье о французской семье, которая заперла своего пятилетнего ребенка в клетке. Известно, что режиссер работал в течение года с Лэндри Джонсом над его ролью. Фильм в чем-то схож с обладателем Золотого льва «Джокером» Тодда Филлипса – рассказывает о детских травмах главного героя.
Калеб Лэндри Джонс и другие актеры «Догмена» стали одними из немногих звездных гостей в Венеции. Фильм Бессона был внесен в список картин, которым разрешены промокампании в период масштабных забастовок сценаристов и актеров в США.
«Догмен» открывается эпиграфом: «Когда человек в беде, Бог посылает ему собаку» — это цитата французского поэта и государственного деятеля Альфонса де Ламартина, а первой сценой становится сцена розыска полицией молодого человека лет тридцати, возможно, вооруженного. Когда полицейские ловят подозреваемого, им оказывается мужчина в инвалидном кресле, порванном розовом шелковом платье, женском парике и с размазанным макияжем. В его машине – больше десяти собак всех пород и размеров. «Они не причинят вам вред до тех пор, пока вы не причините вреда мне», – предупреждает подозреваемый по имени Дуглас.
Далее главный герой ведет беседы с психиатром Эвелин (Джоджо Т. Гиббс), из которых мы узнаем, что Дуглас в детстве постоянно подвергался жестокому насилию со стороны взрослых. Он вырос в семье, которая морила своих собак голодом, чтобы они участвовали в драках, а затем и ребенка на долгие месяцы бросили в грязную клетку после того, как застукали за кормлением питомцев.
Маленькому мальчику благодаря собакам впоследствии удается выбраться из домашнего заключения, а со временем и обрести свободу среди тех, кто ему по-настоящему дорог – Дуглас организует приют, а его друзья-собаки совершают налеты на богатые дома и выполняют любую его просьбу, принимая за вожака.
По пятницам Дуглас выступает в драг-кабаре, здесь, на сцене мрачного и экстравагантного ночного клуба Нью-Джерси, он может забыться и полностью отдаться власти сценического образа. Он выходит на сцену, даже несмотря на боль от травм, полученных еще в детстве от срикошетившей отцовской пули. И раз за разом перевоплощается то в Эдит Пиаф, то в Марлен Дитрих, то в других культовых певиц и кинодив.
Главный герой поразительно органичен в своей новой семье – среди собак, которые не только интуитивно понимают его, но и любят, а ведь именно о любви и тепле он всегда так мечтал с детства. Но он перестал об этом просить уже давно и жалеть о прошлом тоже, именно поэтому в финале Пиаф отчаянно поет «Non, Je Ne Regrette Rien».