Европейская обсерватория: конец поступательного роста стриминговых сервисов?
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В этом материале речь пойдет о влиянии пандемии на европейский рынок стриминговых сервисов — о его взрывном росте, экспансии глобальных игроков, а также основных факторах, которые, возможно, затормозят его развитие в ближайшем будущем.
2020 — звездный год стриминга
В аудиовизуальном секторе стриминговые сервисы, как и вся бизнес-модель прямой доставки контента потребителю на дом, оказались в наиболее выигрышном положении в период Covid-кризиса. В Европе количество подписок на SVOD выросло на 46,1% в 2020 году — с 122,4 млн подписок в 2019 до 178,9 млн на конец 2020 года. Это обстоятельство убедило большинство действующих медиа-игроков запустить собственные сервисы SVOD или AVOD, в том случае, если они еще не сделали этого до кризиса.
Глобальные медиа-игроки (в основном из США) расширили свои услуги на «старый континент» в 2020 и 2021 годах и планируют продолжать делать это в будущем, стремясь к росту по мере насыщения своего внутреннего рынка (запуск Disney+ в Центральной и Восточной Европе, HBO Max, Sky Showtime, Paramount+ планируют расширение в Европе в 2022 и 2023 годах). Большинство национальных медиа-игроков в Европе предлагает услуги потокового вещания либо по подписке, либо бесплатно (в основном через коммерческое и государственное телевидение).
Однако бизнес-модель, ориентированная на потребителя, может и не стать рогом изобилия для многих игроков. Конкуренция за подписчиков/зрителей и контент резко увеличивает затраты.
Усиление конкуренции в 2021 году и далее
Большое количество потоковых сервисов, доступных потребителям (в среднем, 198 аудиовизуальных сервисов по запросу, 69 из которых — SVOD, доступны европейцам в их странах) означает, что люди станут более экономными в своих подписках. По данным Deloitte, это может увеличить процент оттока пользователей для услуг SVOD в Европе до 25%. Чтобы убедить подписчиков сохранить подписку на стриминговый сервис, требуется бесконечный свежий и капиталоемкий контент (в 2021 году на него было потрачено 220 миллиардов долларов - рост на 14%). При этом большинство игроков по-прежнему теряют деньги на своих каналах. Таким образом, в ближайшие годы может наблюдаться продолжающаяся консолидация, поскольку более мелкие игроки вытесняются, а крупнейшие доминируют на рынке SVOD.