Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 декабря 2020 10:15

Год, когда кино остановилось: как 2020 изменил привычный мир

Год, когда кино остановилось: как 2020 изменил привычный мир

Пандемия коронавируса оказала колоссальное влияние на киноиндустрию: по всему миру закрылись кинотеатры, фестивали были отменены или отложены до лучших времен, выпуски фильмов перенесены на следующий год или неопределенный срок, а другие и вовсе ушли в онлайн. Когда кинопрокат остановился, всемирный бокс-офис потерял миллиарды долларов. Количество выпускаемых фильмов также сократилось, так как съемки многих проектов прервали из-за сложной эпидемиологической обстановки.

Жизнь не только киноиндустрии, но и всего мира, казалось, поставлена на паузу. А вот стриминговые сервисы оказались в выгодном положении и тем временем наращивали аудиторию. Иллюстрацией происходящих в этом году событий стал забытый фильм 2011 года «Заражение», поднявшийся по количеству просмотров на первые места на онлайн-платформах. В нем страшный вирус подчиняет себе жизнь и сознание людей по всему земному шару, кто мог бы подумать девять лет назад, что нам действительно предстоит это пройти…

кадр из фильма Заражение

Как раскачивался кинопрокат после локдауна

Начало года будто бы стерлось из памяти, отчетливо вспоминается лишь месяц март, который стал роковым, как для всего мира, так и для кинопроката в частности: люди уходят на самоизоляцию, съемки фильмов сворачивают, кинотеатры закрывают. 23 марта, согласно распоряжению правительства в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, кинотеатры по всей стране закрыли свои двери.

После локдауна оживление кинопрокатного рынка страны началось примерно с конца июля – начала августа, так как автокинотеатры, открытые в июне-июле, принесли в бокс-офис мизерный доход. 13 июля министр культуры подписала указ, рекомендующий кинотеатрам возобновить работу при соблюдении установленных Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций и с разрешения местных властей.

Кинотеатр Пирамида, Петропавловск-Камчатский

Открывать кинотеатры во многих регионах власти не спешили, внятной информации по датам кинопоказчикам своевременно не поступало, хотя во многих кинотеатрах все равно велась подготовка к открытию. К началу августа киноплощадки начали работать только в 27 регионах, причем еще и поток зрителей сократился многократно. На отдельных территориях, где разрешено было показывать фильмы на большом экране, не все площадки сразу вернулись к работе. Даже в Московском регионе в августе было открыто только 88% кинотеатров и 76% кинозалов. Стоит заметить, что в Санкт-Петербурге ситуация развивалась намного хуже, чем в Москве: 21 августа губернатор Санкт-Петербурга подписал постановление, согласно которому городские кинотеатры не могли вернуться к работе по меньшей мере до 21 сентября, при этом в ряде районов Ленинградской области кинотеатрам разрешили принимать посетителей еще с середины мая. В итоге в северной столице кинотеатрам разрешили работать с 12 сентября.

Премьера фильма Вратарь галактики

К середине октября в стране заработало почти 85% кинотеатров в более чем 70 регионах. При этом установленные Роспотребнадзором рекомендации с ноября в некоторых регионах (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) ужесточили лимит заполняемости кинозалов - она ограничена в пределах 25% от их вместимости. Ранее площадки могли заполняться наполовину.

«Наш кинотеатр после локдауна открылся в первый день августа. Начиная с этого момента и по сегодняшний день формула для всех показов остается прежней – если есть в репертуаре кино, интересное аудитории, то зритель обязательно придет в кинотеатр. В этом году выбор оказался невелик, к тому же ограничительные меры сыграли свою роль. Заполняемость залов сначала сократили вполовину, а потом на четверть. Те 25% билетов, которые разрешено реализовывать, на крупные релизы обычно расходятся сразу, особенно на вечерние сеансы в выходные дни», — комментирует заместитель директора по репертуарному планированию кинотеатра Москва Денис Джинджолиа.

По данным на 17 декабря часть кинотеатров по России еще остается закрытой. Работа разрешена в 83 регионах из 85 – это 90% от общего количества кинозалов. (Все данные - Невафильм Research).

Чтобы вернуть в залы зрителей после пяти месяцев изоляции, российские кинотеатры совместно с дистрибуторами и продюсерами запустили информационную кампанию #идемвкино. В рамках проекта выпущены видеоролики, в которых известные актеры, режиссеры, продюсеры поделились личными историями о самом запоминающемся посещении кинотеатра. Министерство культуры поддержало отраслевую акцию #идемвкино, а средства на ее проведение выделил Фонд кино. Однако игра вовсе не стоила свеч - зрители не спешили возвращаться в кино, к тому же ограничительные меры никто не отменял… Поэтому залы продолжали пустовать.

Не перенесем, так в онлайн уйдем: релизы, фестивали, кинорынки

Российский бокс-офис фиксировал катастрофически низкие результаты весь август. В следующем месяце дела стали обстоять немного лучше. К концу сентября количество открытых кинотеатров в России выросло до 80%, а также вышло несколько фильмов, собравших приличную кассу – с поправкой на нынешнюю ситуацию с ограничительными мерами. «Довод», «Мулан», «Стрельцов» - тройка фильмов, хоть как-то мотивирующая аудиторию пойти в кино.

Масштабных фильмов, которые в этом году все-таки добрались до кинотеатров, единицы. И большинство из них приходится на начало года, когда еще не «ударила» пандемия. «Джентльмены», «1917», «Маленькие женщины», отечественный «Лед 2»… 

кадр из фильма Довод

Из кассовых блокбастеров после пандемии можно отметить только «Довод», о котором уже упоминали, не дотянувший совсем чуть-чуть до миллиарда. Из отечественных релизов «Стрельцов» собрал приличную кассу, но спортивную драму с легкостью обошла комедия «Непосредственно Каха» - к концу года сборы фильма перевалили за отметку в полмиллиарда.

«Этот год для кинопрокатной деятельности не просто тяжелый. Он "трудный самый". И, к сожалению, на мой взгляд, вместо того чтобы разобраться совместно, что в итоге произошло и как из этой ситуации следует выходить, мы разбрелись каждый в свои углы. Кто по регионам, кто в свои сети. Онлайн-индустрия, напротив, несмотря на внутреннюю конкуренцию, грамотно использовала пандемию и только укрепила свои позиции, — комментирует ситуацию исполнительный директор сети кинотеатров Киноплекс Юлия Солдатова. — Я смотрю на восстановление традиционного кинопроката позитивно, нужен лишь правильный контент для той публики, которая осталась верна кинотеатрам. Это семейная аудитория и молодежь. Да, мы стали больше показать фильмы для подростков, перестали брать в репертуар даже хорошее кино, но для аудитории 35+. Эти люди осторожны, у них сейчас другие, видимо, задачи. Фильмы держим дольше, так как люди не бросаются смотреть сразу на стартовой дате, несмотря на количественные ограничения в залах. Выбор делается спокойнее, продуманнее. Телевизионная реклама работает, но по-другому, чем в пандемию - сложно поднимать средний класс даже ею, а люди старшего возраста в некоторых регионах практически заперты в своих домах. Молодежь - показатели «Кахи» тому доказательство - больше ориентирована на интернет-рекламу, сарафан, на определенные жанры»

кадр из фильма Непосредственно Каха

Десятки перенесенных релизов «помогли» малобюджетным авторским работам собрать кассу, которая вряд ли бы у них была при плотном репертуаре прошлого года. Некоторые из них, возможно, и вовсе никогда не добрались бы до широкого проката, если бы студии-мейджоры не отложили релизы своих проектов. Молодежная мелодрама «После. Глава 2» уже на старте заработала почти 150 миллионов рублей, и это во многом благодаря тому, что конкурентов у нее в прокате почти не было. 

«На кассовых сборах фильмов, конечно же, сказалась заполняемость кинозалов, сейчас во многих регионах она на отметке 25%, если в среднем в зале 80 посадочных мест, то заполненность на 20 человек – уже аншлаг. Такие ограничения пресекают возможность показать фильмы всем желающим, - комментирует ситуацию руководитель отдела кинопроката компании Пионер Ильяс Эдильбаев. – Первое влияние пандемии мы ощутили еще в марте, когда наш фильм «Мой друг Мистер Персиваль» не смог полноценно выйти в прокат, успели показать его только в формате превью. Когда локдаун закончился, сразу выпустили очень актуальную на сегодняшний день французскую комедию «Дружить по-русски», на которую возлагали большие надежды, но они не оправдались. А вот прокат фильма «Дедушка нелегкого поведения» с Робертом Де Ниро и Умой Турман очень порадовал: хотели его выпустить 29 октября, но рискнули выйти на неделю раньше и не прогадали – только на превью мы собрали 68 млн рублей. Картина до сих пор в прокате, и уже кассовые сборы перевалили за 200 млн рублей. Вчера в кинотеатре Пионер прошел показ семейного фильма «Поли», который мы все-таки решили перенести на 4 февраля. На этой неделе у нас необычный релиз – фильм-балет «Ромео и Джульетта», хотим проверить, как воспримет его зритель, а в последний день года выйдет «Ведьмина служба доставки» Хаяо Миядзаки, надеемся, что сработает так же, как и предыдущие аниме, которые выпускали. По итогу этого года – многие релизы сдвигали или переносили, приходится подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. У многих киноплощадок до сих пор нет понимания, как они будут работать. Некоторые кинотеатры в регионах до сих пор закрыты, например, в Мурманске, в Ижевске киноплощадки только недавно запустили работу. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время была налажена работа во всех кинотеатрах, чтобы у нас была возможность показать кино, а у зрителей – полноценно посмотреть его»

«В январе мы выпустили семейную картину «Маленькая мисс Дулиттл», которая прошла довольно успешно, в феврале и марте у нас не было крупных проектов, - рассказывает ПрофиСинема директор дистрибьюторской компании Кинологистика Анатолий Сергеев. - Таковым должен был стать фильм «Морские паразиты», мировая премьера была запланирована и согласована с продюсерами на 2 апреля. Все, что произошло дальше, вы знаете. С нашей перспективы, фильм отработал после пандемии на 20% от своего потенциала. «Спасти панду» - процентов на 30, кстати, прекрасный семейный фильм, всем вашим читателям рекомендую посмотреть его на легальных сервисах.
Далее все сложилось так, что детское кино и мультфильмы потеряли свою прежнюю аудиторию, а жанры 12+ и 18+ нарастили. Главная причина успеха фильма – это сам фильм. Все остальное вторично, если картина интересна зрителю, то зритель на нее пойдет в любом случае, и свою кассу фильм соберет даже на 150 экранах, как у нас было с фильмом «Шкатулка дьявола». Жаль, что пока не все букеры и директоры отделов репертуарного планирования понимают, что спираченность, рейтинг фильма на Кинопоиске и других сайтах и, тем более, год выпуска проекта не имеют никакого значения для основной киноходящей аудитории. Все это имеет смысл для 0,5% от всей аудитории. Пора уже переключить свою оптику и смотреть не вещи шире».

Опасаясь второй волны пандемии и повторного закрытия кинотеатров в октябре, которое могло поставить точку в современной истории российского кинопоказа, некоторые прокатчики сдвигали свои релизы, другие не стали пережидать – выпускали сразу онлайн (сначала «Фея» Анны Меликян, затем и «Спутник» Егора Абраменко). Но повторного закрытия не произошло.

Венеция 2020, организаторы

Внезапный локдаун этого года подтолкнул мир к решениям, о которых раньше даже никто и не задумывался – к изменению форматов традиционных киномероприятий. Часть фестивалей в этом году мигрировала в онлайн, другие предпочли отменить мероприятия, третьи – все-таки провели в ограниченном формате. Международный фестиваль-счастливчик, который «проскочил в закрывающиеся двери» и без проблем успел пройти офлайн до локдауна — Берлинский кинофестиваль. Всем остальным уже приходилось подстраиваться под новую реальность. 

Венеция 2020, Роберто Чикутто и Альберто Барбера

Из «большой тройки» все-таки состоялся Венецианский кинофестиваль в сентябре (Андрей Кончаловский получил Специальный приз жюри за фильм «Дорогие товарищи!»), а Каннский кинофестиваль так и не состоялся.

Организаторы российских киносмотров весной заняли выжидательную позицию и ориентировались по ситуации. Например, вопреки пандемии, в сентябре в Сочи состоялся 31 открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Организаторы неоднократно подчеркивали, что в нынешние непростые времена индустрия особенно остро нуждается во флагманском фестивале, навигаторе для всех участников кинопроцесса, поэтому переносить его в онлайн отказались.

31 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр, Кирилл Ковбас и Михаил Тройник

Следом в условиях масочного режима и соблюдения социальной дистанции состоялся и Московский международный кинофестиваль, который в последние годы проходит весной, но из-за пандемии был перенесен на середину осени. За главный приз боролись фильмы из России, Румынии, Израиля, Бразилии, Турции и других стран, но приехать и лично представить фильм на киносмотре смогли немногие. 

Для рынков контента выходом стал ускоренный переход в онлайн. Новый формат впервые был опробован телерынком MIPTV в конце марта - начале апреля. Все участники получили доступ к интернет-сервису MIPTV Online+. Площадка представила возможность увидеть проекты со всего мира, послушать питчинги, сессии-презентации и по-прежнему оставаться в курсе трендов, несмотря на режим самоизоляции.

Эстафету подхватил и кинорынок MIPCOM, и международный фестиваль сериалов Canneseries, где, стоит заметить, в этом году одну из наград получил российский проект. По словам организаторов, онлайн-формат только расширил аудиторию мероприятия, что что позволило MIPCOM Online+, например, стать одним из крупнейших рынков подобного формата.

«Цифровизация бизнеса неизбежна - сложность в том, что адаптироваться пришлось очень быстро и в экстремальных условиях. Проведение мероприятий онлайн предполагает не только большую техническую работу, но и совершенно другую бизнес-модель - перестроиться радикально менее чем за год невозможно, переходный период необходим. Таким будет следующий год - время проб, смешанных форматов, поиска решений для возвращения посетителей на деловые площадки. Гибридный формат мероприятий, скорее всего, и станет “новой нормой”. Конференция и часть переговоров будут проходить онлайн, что очень удобно с точки зрения логистики, но с другой стороны - любое очное событие предполагает массу спонтанных знакомств и возможностей, которые ждут тебя буквально за углом. Эти возможности и ощущение себя единым сообществом необходимы международной индустрии, особенно - во время и после такого кризиса», - пояснила генеральный директор компании Экспоконтент Александра Модестова.

Что касается Международного кинорынка и форума Российский кинобизнес, то изначально организаторы хотели провести мероприятия в гибридном формате, но в итоге все-таки перенесли их на весну 2021 года.

Онлайн-форматы, безусловно, удобная форма проведения массовых мероприятий в пандемическое время, но даже несмотря на все их безграничные возможности по охвату аудитории и разнообразным опциям, они не заменят той фестивальной атмосферы и живого общения, к которым все так привыкли. Об этом говорят как организаторы, так и участники.

кадр из фильма Чудо-Женщина: 1984

Пандемия стимулировала многие процессы в киноиндустрии, самый главный из которых - развитие рынка онлайн-кинотеатров. Если оценивать рынок в целом, то на нем уже несколько лет подряд наблюдается перераспределение сил, связанное с изменением смотрения контента. Студиям, скорее всего, необходимо пересмотреть свою работу со стриминговыми сервисами, и на это есть несколько причин. Поток зрителей в кинотеатры сильно сократился (и он вряд ли восстановится в первой половине 2021), фильмы приносят скромный доход от кинопроката, возможно, стоит рассмотреть все варианты дистрибьюции. Например, Warner Bros. сделал ставку на одновременный релиз фильма онлайн и офлайн. Представители компании объявили, что в 2021 году премьеры всех ее фильмов пройдут в смешанном формате, включая самые ожидаемые релизы - «Чудо-женщина 1984», «Матрица 4», «Дюна» и «Годзилла против Конга». На что кинокомпания Legendary Entertainment, обладающая значительной долей прав в  предстоящих блокбастерах, отреагировала очень негативно и собирается подать иск против Warner Bros. Подобное решение от Warner Bros. подняло волну споров во всем мире, безусловно, исход ситуации отразится и на российском рынке.

В онлайн-бизнесе происходит перераспределение ресурсов. Например, в начале ноября медиахолдинг Газпром-медиа продал принадлежавшую ему долю в ООО Старт Медиа — компании, владеющей онлайн-кинотеатром Start. Руководство Газпром-медиа решило сконцентрировать усилия на развитии собственной платформы Premier, чтобы не инвестировать параллельно в два конкурирующих между собой ресурса. Особенно учитывая, что «война» за внимание зрителя в ближайшее время только обострится.

Пост сдал – пост принял: новые назначения

Перестановки в руководящем составе нескольких крупных организаций кинематографии начались еще с начала года.

7 февраля генеральным директором Роскино назначена Евгения Маркова. Её кандидатура была выдвинута советом директоров организации и поддержана Министерством культуры РФ. Главное для Роскино на новом этапе, по словам Марковой, - выстроить профессиональную национальную систему поддержки продаж российского контента за рубежом, сделать страну надежным партнером для международного кинопроизводства и наладить долгосрочные отношения с международными игроками.

Роскино. Евгения Маркова

В конце марта генеральным директором Газпром-медиа, в состав которого входит ГПМ КИТ, был назначен Александр Жаров, одной из главных задач которого на новом поприще стала масштабная цифровизация холдинга. Как отметил генеральный директор ГПМ КИТ Рафаел Минасбекян в эксклюзивном интервью ПрофиСинемав мае, в компании уже есть несколько запущенных и разрабатываемых проектов, напрямую сопряженных с цифровой трансформацией: «Мы также работаем над веб-сериалами и активно взаимодействуем с различными платформами. Есть фактически реализованный проект с дополненной реальностью. В стадии разработки у нас два, новых для рынка, цифровых сервиса, связанных с контентом».

В середине апреля сменились составы Совета и Попечительского совета Фонда кино. В состав последнего вошли главы министерств − Ольга Любимова и Максут Шадаев, а также вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который стал председателем Попечительского совета. Совет Фонда кино, включающий режиссеров, продюсеров, руководителей медиахолдингов и чиновников и утверждающий список фильмов, которые получают средства от фонда, сократился с 21 до 15 участников. 

Руководство Ленфильма, переживающего кризисные времена (его задолженность перед банком ВТБ в середине лета составляла 2,2 млрд рублей), в июле представило общественности план возрождения организации, а уже в сентябре - нового генерального директора. Им стал Федор Щербаков - медиаменеджер, в прошлом журналист и госслужащий. Он сменил на этом посту Инессу Юрченко, в начале года она стала главой Ленфильма вместо покинувшего должность Эдуарда Пичугина, руководившего старейшей киностудией в России восемь лет.

Наталья Мокрицкая

Месяц спустя, в октябре, сменился и генеральный директор кинотеатральной сети Москино. На эту должность назначена продюсер Наталья Мокрицкая. В приоритетных планах у новой главы — расширение образовательной программы организации, а также развитие международного сотрудничества столичной кинокомиссии. Ранее пост занимала Светлана Максимченко, которая в августе возглавила Департамент кинематографии Министерства культуры.

Законодательство: нет – рекламе и штрафам за свастику, да - рибейтам

Несмотря на эпидемиологическую обстановку, в середине июня в Госдуме прошло важное заседание, на котором Комитет по культуре договорился с профильным министерством о необходимости более плотного сотрудничества и возобновлении деятельности рабочих групп по подготовке законопроектов, участники заседания также обсудили находящиеся в работе нормативно-правовые акты.

кадр из телефильма 17 мгновений весны

18 февраля Государственная дума одобрила законопроект об отмене административной ответственности за демонстрацию в произведениях искусства нацистской символики, если при показе формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды. Ранее любой человек мог оказаться под угрозой штрафа после публикации кадров из фильмов о Великой Отечественной войне, советские плакаты, фрагменты фото- и кинохроники. Одна из соавторов инициативы Елена Ямпольская отметила, что благодаря политическому консенсусу удалось сделать расширение «более глобальным и не уточнять, в каких именно сферах будет разрешено использование нацистской символики при отсутствии пропаганды нацизма».

Хоть в июне кинотеатры и были закрыты, но законопроект об ограничении длительности рекламы в кинотеатрах (она не может превышать десяти минут) был внесен в Госдуму именно в этот период. Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 17 закона «О рекламе». Законодатели поясняют, что из-за продолжительной демонстрации рекламы в кинотеатрах сегодня потребитель фактически вводится в заблуждение относительно фактического времени начала киносеанса. Но все-таки, стоит заметить, что реклама перед сеансом сейчас – не самая большая проблема как кинотеатров, так и зрителей. 

Запущенная программа рибейтов, которая стала заметным явлением прошлого киногода, полноценно так и не заработала в этом году. Программа международных рибейтов в связи с пандемией окончательно встала. Однако российские производители могут рассчитывать на частичные компенсации затрат на многих территориях: регионы России продолжают присоединяться к программе рибейтов - в начале лета был принят закон о рибейтах в Краснодарском крае. По новому закону предполагается возмещение до 20% потраченных на съемки средств

Сейчас также на стадии рассмотрения в Государственной думе законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» в части показа заключительных титров кинофильма на телеканале. «Одна минута - оптимальный хронометраж. За это время показываются имена всех основных создателей и исполнителей ролей. К тому же, зачастую для титров пишется специальный саундтрек, и это просто варварство, когда все представлено в ускоренной перемотке», - прокомментировала председатель комитета Госдумы РФ по культуре Елена Ямпольская, когда законопроект был еще на стадии подготовки.

Скандалы года: от Дау до массовых увольнений

Волна разговоров о противоречивом экспериментальном проекте «Дау», со множеством непрофессиональных актеров и в отсутствие сценария, как накрыла в начале года, так и не отступает до сих пор. Фильм «Дау. Наташа» - история буфетчицы из фантасмагорического советского института - обрел скандальную славу еще до премьеры и был одним из ожидаемых в конкурсе Берлинского фестиваля (где, кстати, взял один из призов): Минкульт усмотрел в нем «наличие материалов, пропагандирующих порнографию», и отказал в выдаче прокатного удостоверения. Но пожары разгорались вокруг проекта отнюдь не из-за этого. Много споров в том числе возникло из-за положения актеров на съемочной площадке - каждый участник «Дау» перед началом съемок был предупрежден обо всех возможных обстоятельствах съемок. Насилие участники применяли по отношению друг к другу, а создатели были лишь наблюдателями и не вмешивались в процесс. Киносообщество разделилось на два лагеря: представители одного видят в проекте новое слово кинематографа с погружением в тоталитарную реальность, а второго - считают, что подобные методы работы с актерами недопустимы и порождают толерантность к насилию.

кадр из проекта Дау

Продолжая тему насилия, стоит упомянуть о завершении эпопеи с делом голливудского продюсера Харви Вайнштейна, обвинявшегося в насилии над сотрудницами возглавляемых им компаний Miramax Films, а затем The Weinstein Co (его также обвинили в сексуальных домогательствах и многие актрисы, с которыми он работал). В марте ему вынесен приговор, по которому продюсер осужден на 23 года тюрьмы. Кампания против Вайнштейна, правда, стартовала несколько лет назад и стала толчком к возникновению движения жертв сексуальных домогательств #MeToo, которое затронуло и российскую действительность, но принципиальное отличие ситуации этого года в том, что, если раньше (пару лет назад) личности насильников/абьюзеров, как правило, не раскрывались, то сейчас можно узнать их поименно. Обвинения в домогательствах прозвучали в адрес нескольких известных представителей как медиа-, так и образовательной сферы.

За последний год вышло сразу несколько проектов (и зарубежных, и российских), так или иначе связанных с движением #MeToo, на тему насилия и абьюза: например, документальный фильм «Быть Харви Вайнштейном» Урсулы Макфарлейн, игровые картины «Скандал» Джея Роуча «Человек-невидимка» Ли Уоннелла, российские сериалы «Чики», «Колл-центр» и другие. 

режиссер Кирилл Серебренников

Еще два громких судебных дела стали предметом обсуждения в этом году – это завершение судебного процесса по делу Седьмой студии и дело Михаила Ефремова.

Уголовное дело о мошенничестве в Седьмой студии было заведено в мае 2017 года, а приговор вынесен три года спустя – в июне этого года. Фигурантами громкого разбирательства стали режиссер Кирилл Серебренников, бывший генеральный продюсер Седьмой студии Алексей Малобродский, директор РАМТа Софья Апфельбаум, бывший гендиректор студии Юрий Итин, бывший главный бухгалтер Седьмой студии Нина Масляева и продюсер Екатерина Воронова. Подсудимым вынесен обвинительный приговор за хищение средств, выделенных из госбюджета на реализацию театрального проекта «Платформа», они приговорены к условным срокам и штрафам. 

В июле в суд поступило уголовное дело о смертельном ДТП с участием Михаила Ефремова. Расследование надолго не затянулось, и уже в начале сентября актеру был вынесен приговор - Ефремов получил 8 лет колонии общего режима, кроме того, ему придется выплатить 800 тысяч рублей Виталию Захарову - сыну водителя, погибшего в результате аварии на Смоленской площади.
Видеосервису Start пришлось быстро искать актера, который заменил бы Ефремова на съемках сериала «Вампиры средней полосы», которые были возобновлены в конце октября. Главная роль - лидера смоленских вампиров - досталась Юрию Стоянову, ранее снявшемуся в пилоте сериала.

съемки сериала Вампиры средней полосы

Влияние пандемии остро сказалось не только на здоровье многих людей, но и на их финансовом положении. Многие специалисты в киноиндустрии лишились работы. Учитывая, что в большинстве своем они - фрилансеры, а, следовательно, слабо защищены трудовым кодексом, назрел вопрос возникновения организации, которая будет отстаивать интересы работников индустрии. 

6 сентября был учрежден Межрегиональный профсоюз кинематографистов, членами которого стали работники кино из Санкт-Петербурга и Москвы. Целью его создания стало объединение профессионального сообщества для решения проблем, касающихся всех работников киноиндустрии. Подробнее о профсоюзе читайте в итоговом материале за десятилетие. 

Стоит заметить, что в начале 2020 года, словно предвещая ситуацию, появилось и другое профессиональное сообщество, выступающее с единой позицией работников кино и телевидения в целях защиты своих социально-трудовых прав и экономических интересов, - Общероссийский профсоюз работников кино и телевидения «Роспрофкино».

К работе по формированию цивилизованных профессиональных отношений между продюсерами и участниками кино- и телеиндустрии, в том числе авторами, актерами и другими представителями кино- и телесообщества, подключилась и Ассоциация продюсеров кино и телевидения.  Вместе с Роспрофкино организация заключила меморандум о сотрудничестве. Они займутся выработкой стандартов для индустрии, чтобы обеспечить условия для эффективного кино- и телепроизводства.

Ассоциация продюсеров и Роспрофкино планируют совместно разрабатывать и внедрять стандарты, согласно которым будут строиться договорные отношения между продюсерами и участниками кино- и телепроизводства. Кроме того, организации собираются продумать ряд предложений по совершенствованию соответствующего законодательства и подзаконных актов.

Кто переживет коронавирусный кризис 

С самого начала пандемии – когда деятельность кинопроизводства и кинопроката была ограничена - стало понятно, что отрасль понесет масштабные убытки. Кинопоказчики просили Минкульт содействовать в принятии решения о признании отрасли пострадавшей.

В начале апреля перечень отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции пополнился - в раздел «Культура, организация досуга и развлечений» включили деятельность в области демонстрации кинофильмов. А уже в конце апреля был дополнен и перечень системообразующих предприятий России, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, – в него включили 26 организаций в сфере культуры. В список попали такие кинокомпании, как СТВ, ТриТэ, Базелевс, Art Pictures, Yellow, Black and White, Централ Партнершип, Марс Медиа и другие, а также киносети Синема Парк, КАРО, Киномакс. Но какие конкретно возможности государственной поддержки этим предприятиям полагались оговорено не было.

Весь год в отрасли царили депрессивные настроения, со временем стало очевидно, что индустрия без поддержки государства не выстоит. Поэтому самой оптимистичной новостью за год стало известие в конце ноября о выделении правительством РФ по предложению Минкульта 4,2 млрд рублей из резервного фонда для дальнейшего распределения между организациями, осуществляющими производство, прокат и показ национальных фильмов. Помощь должны получить более пятисот организаций, а распределением средств займется Фонд кино.

По условиям, размер поддержки продюсерам будет пропорционален сборам, а сами деньги выделены весной. Кинотеатры же смогут получить поддержку уже в последнем месяце уходящего года, им субсидии будут выделяться также пропорционально сборам российских фильмов в январе-марте 2020 года. Поддержка будет оказана в том числе и тем кинотеатрам, которые еще не смогли открыться после всеобщего локдауна весной. На рабочей встрече чиновников Министерства культуры и Фонда кино с представителями организаций, осуществляющих производство, прокат и показ национальных фильмов, в середине декабря рассказали о правилах отбора на получение субсидий и о необходимом комплекте документов. А с 26 по 31 декабря Фонд должен заключить договоры со всеми получателями субсидий. 

В ноябре был принят еще ряд решений о поддержке отрасли, например, со следующего года Минкульт планирует увеличить финансирование дебютного кино (до 100% его бюджета). Слухи об этом ходили еще когда президент России посещал ВГИК в октябре прошлого года. Но когда эти изменения будут в законе о кинематографии, пока неизвестно. В планах Минкульта поддержать и прокат фильмов молодых авторов. Для этого ведомство разработает отдельное направление деятельности (первое время его будет курировать лично министр Ольга Любимова).

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Елена Трусова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Другие статьи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Другие статьи по теме Сочинский Международный Кинофестиваль/Sochi International Film Awards

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Венецианский международный кинофестиваль/Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPCOM, MIPJunior

Фоторепортажи по теме Медиарынки MIPTV, MIPDoc, MIPFormats, MIPDigitalFronts

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама