11 февраля 2013 14:32
Берлин 2013. Фильмы, рейтинги…
В Берлине проходит 63-ий международный кинофестиваль (7-17 февраля 2013). Каждый день фестивальная пресса печатает рецензии на фильмы конкурсной программы. В журнале Screen International at Berlin рецензенты ставят звездочки. Отношение к картине Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» колеблется между оценкой в две звезды (average – средний) и одной (poor – бедный). И лишь обозреватель из Бразилии Jose Carlos Avellar поставил нашему фильму три звезды (good – хорошо).
Надо сказать, бразилец выглядит самым строгим критиком, так как фильм Ульриха Зайдля «Рай: Надежда» он удостоил одной звезды, как и еще две конкурсные картины. Картину «Земля обетованная» Гаса Ван Сента оценил двумя.
Так, по среднему баллу (по 1.8) наш режиссер встал рядом с американским классиком авторского кино. Соседство почетное. Тем более, что и по основному сюжету «Долгая счастливая жизнь» и «Земля обетованная» в чем-то схожи. Настолько, насколько могут быть схожими картины, снятые в столь разных странах.
Оба фильма о перемене участи крестьянского мира. В Америке продать землю фермеров уговаривают представители большой корпорации. С гарантией выплаты компенсации. В русской картине – коррумпированные чиновники фермера ставят перед фактом – земля понадобилась новому хозяину, потому собирай, мол, урожай и освобождай взятые в аренду все угодья.
Чиновники даже обещают фермеру «закрыть проблему» с возвращением кредитов. А наемные крестьяне – физическую поддержку в «праведной борьбе» с чиновниками. Фермер еще пытается убрать картошку («берите себе каждый десятый мешок») и судорожно достроить птичник, хотя силы сопротивления неравны. За чиновниками стоит олигарх местного масштаба. А крестьяне постепенно бросают фермера. Борьба за межу во все времена заканчивалась трагедией. Сюжет в фильме «Долгая счастливая жизнь» - не исключение.
Если продолжать сравнение между двумя фильмами, то первое и радикальное отличие видно сразу. Оно в сценарии. Насколько тщательно исполнители главных ролей, они же и сценаристы, Мэтт Деймон и Джон Красински выписывали каждый характер и обстоятельства, в которых есть, где проявить себя любому персонажу. И, судя по рецензиям в фестивальных СМИ, именно подробности и скрупулезность режиссера в американском фильме утомили обозревателей. Избалованные люди, подумалось мне.
В нашем фильме всё и все смотрятся приблизительно. Для Бориса Хлебникова и его соавтора Александра Родионова важнее не столько крестьяне, фермер, чиновники, мини-олигарх, а высказывание о стране в целом. Но именно подробностей во время просмотра русского фильма и не хватило зарубежным кинокритикам. И вновь подумалось мне про избалованность кинокритиков. Но, увы, для них принципиальное высказывание Бориса Хлебникова осталось не расшифрованным.
А фильм «Долгая счастливая жизнь», на мой взгляд, о том, что появление фермера со стороны не принесло ни малейших положительных перемен в крестьянскую жизнь. И общие планы бедного сельского уклада, с непременной лужей на центральной улице, тому доказательство. Авторы делают верный акцент, доказывая, что красивая природа – осенние разноцветные деревья, бурная река – не способны вдохновлять крестьян на благородные чувства, хотя бы по отношению к родной земле. И эта нехитрая мысль ярко выражена кинокамерой Павла Костомарова.
Американский крестьянин (фермер) в фильме «Земля обетованная» гордится своим домом и готов отстаивать свои родные холмы. А фильм Бориса Хлебникова о том, что русскому сельскому человеку уже давно все равно, что будет землей, на которой он живет. Она ведь никогда в жизни не была его собственностью. Потому даже у самого арендатора, городского парня, вдруг решившего стать фермером, не возникает даже мимолетной мысли отстаивать свои права в суде.
Во время сеанса я долгое время пребывала в сомнениях насчет ума, одаренности или подлинной любви к земельному труду главного героя. Авторы к финалу все акценты расставили безжалостно. Парень вершит самосуд, но с теми, кто ему попадается первым под руку. И последние эпизоды убедительно показывают абсолютную инфантильность главного героя с классическим русским именем – Александр Сергеевич. И выбор Александра Яценко на роль главного героя становится оправданным.
Фирменный почерк режиссера Бориса Хлебникова – неспешность. И хотя сам фильм длится всего 77 минут, ощущение от сеанса, словно в зале провела не меньше, чем во время просмотра картины Гаса Ван Сента (106 минут).
Из шести показанных в конкурсной программе лидирует картина Ульриха Зайдля (средний балл – 2). На втором месте польская картина «В имени Твоем…» (средний балл 1, 9).
РОСКИНО ведет переговоры с главой компании Picturehouse о представлении фильма «Долгая счастливая жизнь» на американском рынке в координации с международным сейлс-агентом картины компанией Films Boutique.
Но за понедельник-вторник ситуация явно изменится. Да и баллы – всего лишь игра кинокритиков. На работу жюри проставленные баллы не влияют.
Надо сказать, бразилец выглядит самым строгим критиком, так как фильм Ульриха Зайдля «Рай: Надежда» он удостоил одной звезды, как и еще две конкурсные картины. Картину «Земля обетованная» Гаса Ван Сента оценил двумя.
Так, по среднему баллу (по 1.8) наш режиссер встал рядом с американским классиком авторского кино. Соседство почетное. Тем более, что и по основному сюжету «Долгая счастливая жизнь» и «Земля обетованная» в чем-то схожи. Настолько, насколько могут быть схожими картины, снятые в столь разных странах.
Оба фильма о перемене участи крестьянского мира. В Америке продать землю фермеров уговаривают представители большой корпорации. С гарантией выплаты компенсации. В русской картине – коррумпированные чиновники фермера ставят перед фактом – земля понадобилась новому хозяину, потому собирай, мол, урожай и освобождай взятые в аренду все угодья.
Чиновники даже обещают фермеру «закрыть проблему» с возвращением кредитов. А наемные крестьяне – физическую поддержку в «праведной борьбе» с чиновниками. Фермер еще пытается убрать картошку («берите себе каждый десятый мешок») и судорожно достроить птичник, хотя силы сопротивления неравны. За чиновниками стоит олигарх местного масштаба. А крестьяне постепенно бросают фермера. Борьба за межу во все времена заканчивалась трагедией. Сюжет в фильме «Долгая счастливая жизнь» - не исключение.
Если продолжать сравнение между двумя фильмами, то первое и радикальное отличие видно сразу. Оно в сценарии. Насколько тщательно исполнители главных ролей, они же и сценаристы, Мэтт Деймон и Джон Красински выписывали каждый характер и обстоятельства, в которых есть, где проявить себя любому персонажу. И, судя по рецензиям в фестивальных СМИ, именно подробности и скрупулезность режиссера в американском фильме утомили обозревателей. Избалованные люди, подумалось мне.
В нашем фильме всё и все смотрятся приблизительно. Для Бориса Хлебникова и его соавтора Александра Родионова важнее не столько крестьяне, фермер, чиновники, мини-олигарх, а высказывание о стране в целом. Но именно подробностей во время просмотра русского фильма и не хватило зарубежным кинокритикам. И вновь подумалось мне про избалованность кинокритиков. Но, увы, для них принципиальное высказывание Бориса Хлебникова осталось не расшифрованным.
А фильм «Долгая счастливая жизнь», на мой взгляд, о том, что появление фермера со стороны не принесло ни малейших положительных перемен в крестьянскую жизнь. И общие планы бедного сельского уклада, с непременной лужей на центральной улице, тому доказательство. Авторы делают верный акцент, доказывая, что красивая природа – осенние разноцветные деревья, бурная река – не способны вдохновлять крестьян на благородные чувства, хотя бы по отношению к родной земле. И эта нехитрая мысль ярко выражена кинокамерой Павла Костомарова.
Американский крестьянин (фермер) в фильме «Земля обетованная» гордится своим домом и готов отстаивать свои родные холмы. А фильм Бориса Хлебникова о том, что русскому сельскому человеку уже давно все равно, что будет землей, на которой он живет. Она ведь никогда в жизни не была его собственностью. Потому даже у самого арендатора, городского парня, вдруг решившего стать фермером, не возникает даже мимолетной мысли отстаивать свои права в суде.
Во время сеанса я долгое время пребывала в сомнениях насчет ума, одаренности или подлинной любви к земельному труду главного героя. Авторы к финалу все акценты расставили безжалостно. Парень вершит самосуд, но с теми, кто ему попадается первым под руку. И последние эпизоды убедительно показывают абсолютную инфантильность главного героя с классическим русским именем – Александр Сергеевич. И выбор Александра Яценко на роль главного героя становится оправданным.
Фирменный почерк режиссера Бориса Хлебникова – неспешность. И хотя сам фильм длится всего 77 минут, ощущение от сеанса, словно в зале провела не меньше, чем во время просмотра картины Гаса Ван Сента (106 минут).
Из шести показанных в конкурсной программе лидирует картина Ульриха Зайдля (средний балл – 2). На втором месте польская картина «В имени Твоем…» (средний балл 1, 9).
РОСКИНО ведет переговоры с главой компании Picturehouse о представлении фильма «Долгая счастливая жизнь» на американском рынке в координации с международным сейлс-агентом картины компанией Films Boutique.
Но за понедельник-вторник ситуация явно изменится. Да и баллы – всего лишь игра кинокритиков. На работу жюри проставленные баллы не влияют.
Все новости о фильме
17.10.2013
«Долгая счастливая жизнь» и «Майор» в Мумбаи
10.04.2013
«Иллюзион» встретил «Долгую счастливую жизнь»
21.02.2013
Берлинале 2013: Фоторепортаж
13.02.2013
Берлинале 2013: Экватор пройден
12.02.2013
Екатерина Мцитуридзе: «Государство должно определиться в своих приоритетах»
11.02.2013
Вячеслав Тельнов: «Мы уже сегодня думаем о кинорынке Канн»
07.02.2013
Открывается 63 Берлинский фестиваль
06.02.2013
Стартовал проект «Кино&Театр»
01.02.2013
«Вольга» станет прокатчиком «Долгой счастливой жизни»
31.01.2013
Роман Борисевич: «Формулы фестивального успеха не существует»
Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль
14.11.2024
Тодд Хейнс возглавит жюри 75 Берлинского кинофестиваля
12.11.2024
Берлинале 2025: объявлены члены жюри программы European Shooting Stars
08.10.2024
Испания будет в центре внимания Европейского кинорынка 75 Берлинале
22.08.2024
Берлинский кинофестиваль представил новую отборочную комиссию
02.07.2024
Берлинский кинофестиваль запустит конкурс дебютных фильмов
Реклама