Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 февраля 2013 11:37

Екатерина Мцитуридзе: «Государство должно определиться в своих приоритетах»

Екатерина Мцитуридзе: «Государство должно определиться в своих приоритетах»

На 63 МКФ в Берлине (7-17 февраля 2013 года) РОСКИНО работает по двум направлениям. Компания занимается продвижением и рекламной поддержкой конкурсного фильма Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». В рамках Европейского кинорынка European Film Market (EFM) на своем стенде представляет важнейших игроков отечественной индустрии, в том числе компании: Главкино, Мосфильм, Свердловская киностудия, Ленфильм, Рики, Коктебель, Дирекция кино, Профит, Интерфест, Eurasia Film Production, Сцена, СинеФантом, Метрономфильм, Россфильм, Хорошо продакшн, Атлантик Фильм, Anniko Films, Duty-Free Productions, Арт Синема Групп, Organic Films, Телесто, Planeta Inform, Bulldozer Films, First Creative Union, Каро Фильм.

При поддержке компании «Аэрофлот – российские авиалинии» РОСКИНО проводит в рамках Европейского кинорынка Международный передвижной кинорынок DOORS, каталог которого расширился до 18 фильмов. Напомним, что первый DOORS с успехом прошел в июне 2012 года в рамках Московского международного кинофестиваля.

Специально для участников кинорынка в РОСКИНО, совместно с компаниями ProfiCinema и Movie Research, был подготовлен справочник с информацией о российском кинобизнесе Russian Film Industy 2012/2013 - All You Need To Know About Russian Cinema. В электронном виде с материалами справочника можно ознакомиться с помощью интерактивного тачскрина, расположенного на стенде.

Об особенностях работы на Европейском кинорынке и стратегии продвижения фильма – участника основного конкурса мы поговорили с генеральным директором РОСКИНО Екатериной Мцитуридзе.

Корреспондент:
Все кинорынки схожи или у EFM есть собственная специфика?

Екатерина Мцитуридзе:

Задача любого кинорынка – торговать, а участников – продавать и покупать фильмы. Конечно, в отличие от кинорынков, расположенных на морских территориях, здесь все больше сосредоточены на работе, в программе больше скринингов (показов – на профессиональном сленге). И погода тоже располагает к тому, чтобы смотреть кино. Так что атмосфера здесь абсолютно рабочая, и при этом очень дружественная. Четкая организация процесса.

Корреспондент:
Сказывается ли экономический кризис на работе кинорынка?

Екатерина Мцитуридзе:

Да, сказывается. Людей, компаний заметно меньше, если сравнивать даже с прошедшим годом. Например, в прошлые годы найти место в лобби баре, где обычно назначаются встречи, в рабочие часы рынка было невозможно.
Я беседовала с директором EFM Беки Пробст/ Beki Probst и она отметила, что в этом году часть европейских стран – Италия, Греция, Испания – участвуют с меньшими пакетами фильмов, и заметно меньше покупают новый контент. Зато на кинорынке появилось больше американцев, что, на мой взгляд, хорошо. Их возможности закупок и продаж гораздо шире, чем у европейских коллег.

Корреспондент:
Вы занимаетесь продвижением фильма Бориса Хлебникова. То, что «Долгая счастливая жизнь» участник основного конкурса, облегчает вашу работу или осложняет?

Екатерина Мцитуридзе:

Участие фильма в конкурсе добавляет ответственности. Я считаю большой удачей, что у картины еще до начала фестиваля появился европейский sales agent в лице компании Films Boutique. Мы ударно работали с ними, когда занимались промо-кампанией фильма Александра Сокурова «Фауст». И потому рекомендовали их Роману Борисевичу, главе компании «Коктебель» и генпродюсеру фильма Бориса Хлебникова. Мы, РОСКИНО, вместе с Романом начали заниматься PR-кампанией фильма месяца два назад, когда поняли, что он попадает в основной конкурс.

Корреспондент:
А как это можно понять? Организаторы разве сообщают о включении в конкурс заранее?

Екатерина Мцитуридзе:

Это несложно, если уметь правильно трактовать определенную информацию. По восторженным отзывам, по определенным фразам уже можно было делать некие выводы. Конечно, никто не говорит напрямую, что фильм включают в конкурсную программу. При этом фраза «у картины есть высокий шанс» из уст отборщика Николая Никитина дает большой стимул для работы над стратегией фестивального продвижения заранее. Невозможно за две или даже три недели подготовить качественную полиграфию, забронировать лучшие позиции на рынке, нанять международного пиар-агента. Мы разработали выделяющийся на общем фоне десятков фестивальных картин постер «Долгой счастливой жизни». Он выполнен в сдержанных тонах, с продуманными до мелочей шрифтами и выразительными деталями в стилистике картины. Обложки Variety и Screen с нашим ки-артом на кинорынке произвели большое впечатление. Среди профессионалов его даже признали одним из лучших на кинорынке. Особенно он понравился азиатским коллегам. Некоторые считали некую концептуальную близость с ки-артом фильмов Ким Ки Дука.

Корреспондент:
А кто автор ки-арта?

Екатерина Мцитуридзе:

Один из лучших российских дизайнеров – Игорь Гурович. Мы с ним сотрудничали, когда занимались организацией DOORS. Игорь – один из высокооплачиваемых художников, но с нами он работает из-за любви к кино, не из-за денег. Тем не менее, оплатить его труд я смогу лишь после получения средств из Министерства культуры. Так, увы, пока работает госсистема поддержки фестивального продвижения. Вся работа проводится из заемных или личных средств, а затем часть расходов компенсируется по факту. Это, безусловно, мешает выстроить системную работу. Но есть друзья, которые нам доверяют, верят в нас и согласны подождать оплаты. Я рада, что вокруг РОСКИНО нам удалось собрать круг друзей, любящих кино, готовых помочь, friends and family, как говорится. Мы уже – одна семья. Подобные отношения – редкость и потому самое ценное в нашем бизнесе.

Корреспондент:
Мало сделать «одежку» фильму, надо же ее и размещать. Каждый день выходят массовыми тиражами фестивальные Variety, Screen International at Berlin и другие. И в каждом публикуется полоса с ки-артом фильма Бориса Хлебникова. Подобная реклама – жест фестиваля в адрес конкурсной картины или размещается на платной основе?

Екатерина Мцитуридзе:

Ни один фестиваль в мире не оплачивает рекламу картин, это прерогатива продакшн или пиар-компании, и только за плату. И надо успеть договориться заранее, чтобы выкупить обложку именно в первую неделю фестиваля. Конкуренция большая. Мы не знали, как будет сверстана конкурсная программа, но интуиция не обманула. Публикации ровно совпали с показами.

Корреспондент:
А говорят, что больше шансов для победы у фильмов, которые показываются в последние дни.

Екатерина Мцитуридзе:

Это фестивальный миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Когда «Фауст» был заверстан на предпоследний день в Венеции, напротив, некоторые наши коллеги стали писать, что у фильмов, показанных в последние дни, ноль шансов. Результат вы знаете.

Корреспондент:
Вернемся к кинорынку. На стенд РОСКИНО приходят новые люди или продолжаете работу со знакомыми уже партнерами?

Екатерина Мцитуридзе:

Приходят и старые знакомые, находим и новых перспективных партнеров. В этом и заключается суть работы. Но главная проблема – лишние люди. Как они умудряются получить аккредитацию – это загадка. Но они способны отнять время у всех, не только у нас. И не только в Берлине. В Канне их меньше, но они появляются на каждом крупном кинорынке. За несколько лет работы в Российском павильоне в Канне я научилась «сканировать» подобных посетителей, общаться с ними вежливо, но молниеносно: вот наш рекламный буклет, вот еще визитка с e-mail офиса, будем ждать письменных предложений… А основных игроков мирового кинорынка я знаю. Часть лично, часть по переписке.

Корреспондент:
Но ведь могут появиться и новые игроки.

Екатерина Мцитуридзе:

Новых я знаю тоже. Мы в Variety отслеживаем новые компании, новых игроков. Публикуем о них информацию. Поэтому бывают смешные ситуации, когда мне представляют кого-нибудь, а я могу не только его узнать, но и детально рассказать о нем и его компании. В мире не так много компаний, которым интересно работать с нашими фильмами. Мы в РОСКИНО в последний год пытаемся расширить этот список. Все идет медленнее, чем могло бы, так как нужна государственная стратегия, например, по части финансовой поддержки иностранных дистрибьюторов, приобретающих наше кино для международного релиза. Об этом много говорили наши американские гости на июньском DOORS летом 2012 года в рамках ММКФ. Есть и другие протекционистские меры, необходимые для создания единой системы продвижения.

Корреспондент:
Во всем мире продвижением кино из конкретной страны занимается одна уполномоченная государственная структура, такая как Unifrance во Франции, British Council в Великобритании, German Films в Германии и т.д. Как вы себя позиционируете в этом смысле?

Екатерина Мцитуридзе:

Что важнее? Передавать международное продвижение национального кино десяткам мелких структур и тем самым размывать государственные деньги? Или наше государство, по подобию Франции и идеально функционирующей структуры Unifrance, будет отдавать предпочтение сильной команде профессионалов, уже обладающих уникальным опытом и связями, актуальными на сегодняшний момент? Совэкспортфильм, который после ребрендинга стал Роскино, в следующем году отмечает 90-летие. И стоит напомнить, что именно наша компания в 1946 году послужила моделью создания Unifrance, основной целью которой на тот момент было поддержка французского кино, как мощнейшего инструмента для поднятия духа страны, пережившей сильное потрясение. Я надеюсь, государство, в лице Министерства культуры России, лично министра Владимира Мединского, человека ориентированного на усиление позиций российской культуры в мире, должно определиться в собственных приоритетах.

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Роскино

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Реклама