Венеция 2022: «Сын» Флориана Зеллера – иногда любви недостаточно
7 сентября в основном конкурсе 79 Венецианского кинофестиваля прошла премьера фильма «Сын», снятого Флорианом Зеллером по его же одноименной пьесе, входящей в семейную трилогию. Еще одна его работа – «Отец» – была экранизирована ранее и получила в 2021 году две статуэтки Оскар. Третья пьеса – «Мама» – с успехом идет на театральных подмостках по всему миру.
Хью Джекман исполняет роль Питера, преуспевающего нью-йоркского юриста, ушедшего из семьи к молодой женщине Бет (Ванесса Кирби). У него только что родился ребенок в новом браке, а на работе блестящие перспективы – его пригласили в команду сенатора заниматься политическим консалтингом, весьма вероятна будущая должность в Белом доме.
Вот только с прежней семьей неладно — неожиданно объявляется бывшая жена Кейт (Лора Дерн) и на грани истерики сообщает, что их 17-летний сын Николас находится в глубокой депрессии, прогуливает школу. Она умоляет поговорить с подростком. Питер соглашается, а после разговора с сыном решает взять его жить к себе. Бет хоть и нехотя, но соглашается с решением мужа. Далее действие фильма начинает неуклонно двигаться к драматической развязке.
Во время просмотра невольно задумываешься о своем личном родительском опыте. Безусловно веришь каждой сцене, каждому повороту сюжета. Все элементы повествования на своем месте и работают в свое время (по Чехову). А каждый эпизод продвигает действие.
«Сын» о вечной проблеме «отцов и детей», о непонимании, иногда фатальном, между поколениями. Питер смотрит в лицо Николаса — иногда улыбающееся, иногда плачущее, иногда непроницаемое — и не видит в нем ничего, что говорило бы ему правду о мыслях и чувствах сына и его ответной реакции. В свою очередь, у Питера тоже сложные отношения со своим отцом (яркий эпизод с Энтони Хопкинсом). Оказалось, что стена непонимания воздвигнута и между ними. После встречи с отцом герой понимает, что повторяет его ошибки и очень эмоционально говорит жене: «Я постоянно ловлю себя на словах, которые слышал от своего отца и ненавижу себя за это. Вместо того, чтобы поговорить с Николасом о действительно важном, я говорю, что в его возрасте делал то и не делал этого».
«Сын» — это практически безупречно драматургически выверенная история, отменно сыгранная всем актерским ансамблем. На протяжении фильма мы наблюдаем за трансформацией персонажа Хью Джекмана: первоначально это лоснящийся нью-йоркский юрист, сверкающий профессиональной улыбкой, а в конце человек на грани – почти застывшее лицо, щетина и круги под глазами. Николаса играет молодой австралийский актер Зен МакГрат, средний из трех братьев, с детства снимающихся в кино, и уже имеющий солидную фильмографию. Он органичен в кадре и не уступает по игре своим именитым коллегам.
Выступая на пресс-конференции «Сына», Хью Джекман сказал: «Я думаю, что на протяжении многих-многих лет работа родителя заключалась в том, чтобы казаться сильным и надежным и не обременять ребенка своими проблемами, но после этого фильма во мне что-то изменилось. Я больше делюсь своей уязвимостью с моими детьми и вижу их облегчение, когда делаю это. В сценарии есть строчка: «Иногда любви недостаточно». В этом фильме все так сильно любят, но в определенный момент чувствуют бессилие. Ведь правда в том, что для воспитания ребенка всем нам нужно больше, чем просто мать и отец. Нам нужны друзья, нам нужна поддержка, нам нужно сообщество, нам нужны учителя».
Фестивальная пресса не без оснований прочит «Сыну» Золотого льва. Однако не стоит забывать, что впереди еще несколько конкурсных фильмов. Награды 79 Венецианского кинофестиваля будут объявлены уже совсем скоро – 10 сентября.