Венеция 2022: прощание с Ким Ки Дуком
В рамках внеконкурсной программы 79 Венецианского кинофестиваля была показа последняя работа корейского режиссера Ким Ки Дука «Звонок Бога», снятая летом 2019 года в Кыргызстане. Фильм был закончен друзьями и коллегами мастера после того, как он неожиданно скончался в декабре 2020 года от последствий коронавируса.
Корейский автор был завсегдатаем крупнейших мировых киносмотров — и остается таковым даже после смерти. Премьера последней работы мастера прошла тоже в Венеции, что символично — ведь именно здесь, на Лидо, десять лет назад случилась кульминация его фестивальной жизни: в 2012 году «Пьета» Ким Ки Дука принесла Южной Корее первого в ее истории Золотого Льва.
Все последние годы Ким Ки Дук находился в процессе судебных разбирательств с актрисами, обвинившими его в сексуальных домогательствах и насилии. Альберто Барбера признал, что, в связи с этим в руководстве Мостры велись дискуссии о том, включать ли «Звонок Бога» в программу. Но Ким Ки Дук - режиссер, которого Венеция открыла для себя более двух десятилетий назад, тут он получал награды, в том числе и Золотого Льва, и Мостра сочла необходимым воздать ему должное, показав его последнюю работу. «Он был великим художником, и на мой взгляд, у этого фильма нет причин не быть здесь», - заявил журналистам Барбера.
На рубеже веков он проложил Корее дорогу в большое мировое кино — решительно и молниеносно ворвался на ведущие мировые фестивали, восхищая западного зрителя восточной эстетикой и шокируя жестокостью.
За внешней красотой насилия, с которой ассоциировались фильмы Ким Ки Дука, непременно крылась идея торжества красоты над насилием. Порой, как в драме «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» или в «Пустом доме» это торжество однозначно заявляло о себе зрителю. Порой зрителю предлагалось сделать над собой усилие, пройти через все круги устроенного автором экстремального аттракциона — и самостоятельно прийти к красоте, отвергнув насилие в себе.
Подобный путь режиссер проделал и в своей жизни. Родился в бедной семье, наблюдал жестокость отца, не доучился в школе, работал на заводе, затем пять лет отслужил в армии. Попал в Париж, учился на художника и в один день понял, что хочет и может снимать кино.
«Звонок Бога» - копродукция Киргизии, Литвы и Эстонии, последняя работа мастера, короткая по фестивальным меркам (81 минута), черно-белая картина также, как и предыдущая лента «Растворяться» снята на постсоветском пространстве (в Киргизии) на русском языке.
Фильм предваряет цитата режиссера: «Что такое жизнь? Что такое молодость? Что такое старость? Все люди стареют и рано или поздно умирают. Чем ближе смерть, тем больше люди скучают и вспоминают о своей молодости. Я скучаю по своим двадцати годам. Однако, поскольку в юности я совершил много ошибок, если бы я мог вернуться в прошлое, я действительно хотел бы преуспеть. Но жизнь никогда не возвращается».
Название буквально передает сюжет – героиня юная девушка всю ночь получает звонки от абонента Бог и видит вещие сны. Ее собеседник предлагает выбор: досмотреть сон, который сбудется наяву, до конца или проснуться и прервать предопределенный ход событий. Но разве герои Ким Ки Дука могут пойти на это? Девушка засыпает, а события во сне становятся все более драматичными.
Фильм обманул ожидания тех, кто хотел увидеть характерную для Ким Ки Дука работу с извращенной жестокостью и натурализмом сцен насилия. Но тем не менее творческий почерк режиссера все также узнаваем Любовь, страсть, ревность, ненависть, смерть переплетаются в тугой узел, развязать который уже не в человеческой власти.