Венеция 2022: TÁR - Кейт Бланшетт
Одним из первых конкурсных фильмов на 79 Венецианском кинофестивале стал TÁR американского режиссера Тодда Филда. Драма с Кейт Бланшетт в главной роли рассказывает историю вымышленного персонажа - Лидии Тар, женщины, главного дирижера Берлинской филармонии. Кейт Бланшетт, убедительно воплощает творческую личность, находящуюся на грани творческого и личного кризиса.
Лидия Тар, которую коллеги называют «Маэстро» - страстная, требовательная, автократичная, харизматичная, берется за новую задачу: записи пятой симфонии Малера для Deutsche Grammophon. Тар всемирно известна и постоянно гастролирует, кроме того, патронирует проект, помогающий молодым женщинам – музыкантам. Тар состоит в отношениях с первой скрипкой Берлинской филармонии Шерон, которую играет Нина Хосс. У них есть приемная дочь Петра.
В начале фильма мы видим успешную Лидию, находящуюся на пике популярности, но что-то в жизни постепенно начинает идти не так. Ходят слухи, что у Тар романы, с девушками – участницами программы, которую она патронирует. Ее ассистентка (Ноэми Мерлан), похоже, тоже страдает от неразделенной любви. Одна из бывших подопечных Лидии стала одержима ею. Кроме того, у Тар появилось новое увлечение, она оказывает слишком много внимания новой русской виолончелистке Ольге Меткиной. Для русского зрителя диалоги Лидии с Ольгой (британская актриса Софи Кауэр) выглядят немного фальшиво (они обсуждают 8 марта, Клару Цеткин и т.п.).
«Тар» со всеми своими достоинствами и недостатками держится на актерской игре Кейт Бланшетт. Вот что говорит сам режиссер Тодд Филд: «Сценарий «Тар» был написан исключительно под Кейт Бланшетт. Если бы она сказала «нет», фильм никогда бы не увидел свет. Пока мы снимали картину, сверхчеловеческие способности и правдоподобие Кейт были чем-то поистине поразительным. Она сделала этот проект возможным».
Кейт Бланшет играет этакий женский вариант антигероев #MeToo – мужеподобная, властная, совершенно не интересующаяся эмоциями подчиненных, экстравагантная и талантливая Лидия Тар одновременно и насильник, и жертва. Она, подобна радиоактивному элементу из самого конца таблицы Менделеева – нестабильна и стремится к самораспаду.
Лидия не только выглядит как мужчина, у нее и черты характера мужские. Тар и Шерон живут в великолепных апартаментах, но у героини Кейт Бланшетт есть и своя берлога, где она репетирует - старая замызганная берлинская квартира. Когда у дочери возникает проблема в детском садике, Тар решает ее чисто по-мужски, угрожая обидчику, представившись папой Петры.
Кейт Бланшетт блестяще играет человека, сотканного из противоречий. С одной стороны, Лидия Тар выступает за свободу творчества. В одной из сцен она доказывает студентам, что одно и то же произведение можно преобразовать бесконечным множеством интерпретаций: играет простую мелодию тремя совершенно разными способами (один из лучших музыкальных моментов в фильме). С другой стороны, выступает за жесткую иерархию в оркестре и безусловное подчинение воле дирижера. «Они не все умеют дирижировать, дорогая», — говорит Лидия дочери, нарисовавшей всех музыкантов в оркестре с дирижерской палочкой в руках, — «Это не демократия».
В «Тар» Тодд Филд размышляет о многих злободневных вещах: культуре отмены, власти социальных сетей, пределах дозволенного гению и мере ответственности за свои поступки. Филд следит за историей падения своей героини, но никак не показывает своих эмоций по отношению к ней, не сочувствует, но и не осуждает.
«Тар» выйдет в международный прокат (дата релиза в России неизвестна) в октябре 2022 года. Кроме того, по мотивам ленты появится одноименный музыкальный альбом. Фильм уже получил восторженные рецензии критики на Венецианском кинофестивале. Эксперты называют его одним из возможных претендентов на Оскар.