Европейская обсерватория: процент женщин в производстве контента в Европе
6 февраля Европейская обсерватория / The European Audiovisual Observatory опубликовала новый отчет, в котором проанализировано количество женщин-специалистов, работающих в теле- и стриминговой индустрии в Европе.
Согласно результатам исследования, в 2022 году доля женщин составила 28% от общего числа работников отрасли. Гендерное неравенство варьируется в зависимости от специализации. Доля женщин значительно выше среди продюсеров (48%) и сценаристов (37%), близка к среднему уровню у монтажеров (26%) и режиссеров (25%) и серьезно ниже у композиторов (11%) и операторов.
Женщины больше представлены в тех категориях, где несколько специалистов работают вместе, как в случае с продюсерами и сценаристами. И наоборот, когда должность обычно занимает только один профессионал (например, режиссер или оператор), женщины, как правило, менее представлены. Но даже для категорий, в которых за создание контента отвечает несколько специалистов, команды, в основном, возглавляют мужчины.
Например, в 2022 доля женщин-сценаристов составляла 37% среди всех авторов аудиовизуального контента, но полностью женские команды составляли только 28% от всех сценарных команд. При этом, доля полностью мужских команд авторов составила 56%, а доля гендерно-сбалансированных команд — 16%.
В индустрии доля женщин-специалистов в целом увеличилась с 2015 года (доля женщин на всех должностях выросла с 20% до 28%). Но наиболее значительный прогресс был достигнут на должностях с низкой или очень низкой долей женщин (композиторы, операторы, режиссеры), в то время как на таких должностях, как сценаристы или продюсеры, изменения шли медленнее. Если применить темпы роста за последние 8 лет к будущему, то это будет означать установление гендерного равенства в 2029 году для сценаристов, в 2032 году для режиссеров и в 2045 году для композиторов.
В 2022 году женщины-режиссеры составляли 28% от общего числа режиссеров игровых эпизодов сериалов и телефильмов в Европе (16% в 2015 году).
В среднем в период с 2015 по 2022 год женщины со-режиссировали меньшее количество серий, чем мужчины, и у них было меньше шансов стать единственным режиссером проекта. По этим причинам, доля женщин на должности режиссера была ниже – 25% (15% в 2015 году).
Доля эпизодов игровых проектов, снятых командами, возглавляемыми женщинами, снова оказалась немного ниже — 24% (по сравнению с 14% в 2015 году), поскольку женщины чаще работали в командах, возглавляемых мужчинами.
В 2021 году женщины-сценаристы составляли 39% от общего числа авторов игровых проектов в Европе (по сравнению с 31% в 2015 году).
В период с 2015 по 2022 год женщины в соавторстве написали меньше эпизодов сериалов, чем мужчины, и еще реже были единственными авторами эпизодов. Таким образом, доля женщин-сценаристов была ниже — 37% (28% было в 2015 году).
Женщины-сценаристы чаще, чем коллеги-мужчины, участвовали в написании проектов в соавторстве, но происходило это зачастую в командах, в которых большинство составляли мужчины. По этой причине, количество серий, написанных женскими командами, было значительно ниже — 28% (17% в 2015 году).
Женщины одной профессиональной категории с большей вероятностью будут работать с другими женщинами. Например, доля женщин-сценаристов или продюсеров значительно выше, когда режиссером является женщина, и то же самое касается проектов, написанных или спродюсированных преимущественно женщинами. Поэтому прогресс в одной позиции, скорее всего, окажет в будущем положительное влияние и на другие.