Европейская обсерватория: показатели кинопроката все еще ниже допандемийных
11 мая, в преддверии Каннского кинофестиваля, Европейская аудиовизуальная обсерватория опубликовала новый отчет о тенденциях мирового кинорынка, который ежегодно презентует в рамках Marché du Film. Первая часть отчета посвящена анализу состояния проката и кассовых сборов в ЕС и Великобритании в 2022 году. По сравнению с 2021 они выросли на 70%.
Несмотря на то, что большинство ограничений в кинотеатрах было снято еще в начале 2022 года, в Европе все еще оставались проблемы, связанные с нежеланием зрителей возвращаться в кинотеатры и небольшим количеством громких голливудских релизов. Посещаемость кинотеатров в ЕС и Великобритании увеличилась на 63% – в 2021 году было продано 403 млн билетов, а в 2022 году – 657 млн, что составляет 67% от среднего уровня посещаемости до пандемии, зарегистрированного в период с 2017 по 2019 год.
Аналогичным образом в 2022 году выросли и кассовые сборы – на 70% с 2,99 млрд евро до 5,07 млрд евро (это 72% от среднего уровня кассовых сборов до пандемии). Благодаря государственной поддержке в период кризиса количество кинотеатров продолжало оставаться в сравнительно стабильным положении, число кинозалов в ЕС и Великобритании сократилось лишь на 307 – с 32 833 в 2019 году до 32 526 в 2022 году.
Причем в разных европейских странах наблюдаются значительные различия – увеличение посещаемости кинотеатров варьируется от 19% в Польше и до 241% в Латвии.
За пределами ЕС и Великобритании кинотеатральный рынок Турции сильно вырос в годовом исчислении (+188%), но достиг лишь 53% от уровня посещаемости до пандемии. Однако, например, посещаемость кинотеатров в Норвегии выросла «всего» на 55%, но достигла 75% от среднего показателя до пандемии.
Фильмами, показавшими самые лучшие результаты в европейском прокате в 2022 году, стали «Топ Ган: Мэверик», «Аватар: Путь воды» и «Миньоны: Грювитация», на них было продано 34,4 млн, 30,6 млн и 30,2 млн билетов в течение календарного года соответственно.
Как и в 2021 году, в 2022 году на американские студийные фильмы пришлось 20 первых мест по проданным билетам в ЕС и Великобритании. Более 30 млн билетов было продано только на каждый фильм из тройки лидеров. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», занявший 4 место, не собрал 20 млн зрителей.
Только на десять фильмов из рейтинга удалось продать от 10 до 20 млн билетов. Таким образом, в общей сложности на 13 фильмов было продано более 10 млн билетов в ЕС и Великобритании в 2022 году, по сравнению с пятью фильмами в 2021 году и 18 фильмами в 2019 году. Кинофраншизы вновь доминировали в европейском прокате: 15 из 20 лучших фильмов - сиквелы, приквелы, спин-оффы или перезагрузки.
Во второй части отчета приведены данные о количестве европейских фильмов в прокате ЕС.