SVOD оказался наиболее закрытым сегментом аудиовизуального рынка Европы
На этой неделе Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory представила результаты исследования, посвященного динамике роста выручки Топ-100 европейских компаний-операторов аудиовизуальных сервисов. Рассматривался период с 2016 по конец 2020 года. Наиболее активно развивающимся сегментом рынка оказались стриминги. При этом SVOD стал самой закрытой нишей, подавляющая доля которой принадлежит минимальному числу игроков.
Общая выручка Топ-100 аудиовизуальных сервисов, работающих на территории Европы, выросла на 7,7% с 2016 по конец 2020 года. Этот показатель немного превышает как средний результат по медиаотрасли, так и инфляцию. В основном рост был обусловлен частным сектором (его выручка увеличилась на 12% за обозначенный период), причем 75% дополнительной выручки (incremental revenues) приходится на чистых SVOD-игроков (Netflix, Amazon и DAZN). Наоборот, традиционные игроки, продемонстрировали стагнацию. Бизнесы, опирающиеся на рекламную модель монетизации, а также государственные вещатели снизились на 3% в течение указанного пятилетнего периода.
На Топ-20 европейских игроков пришлось около 70% общей выручки Топ-100 компаний. Для частного сектора этот показатель составляет 85%
Выручка компаний, конечные владельцы которых зарегистрированы в США, за пять лет выросла на 4% до 31%. Наибольшую долю такие компании по состоянию на конец 2020 года занимали в секторе SVOD (78%). При этом их вклад в производство европейского контента оставался довольно скромным (6% от общего числа тайтлов игровых ТВ-проектов, созданных в Европе с 2015 по 2019 годы).
Слияния и поглощения не повлияли на долю компаний США, однако позволили вырасти выручке Топ-100 игроков Европы. С 2016 по 2020 годы в составе Топ-100 европейских компаний происходили активные консолидации и продажи активов, инициированные стриминговой гонкой и пандемией.
Большинство компаний из сотни лидеров в сфере аудиовизуальных сервисов в основном были сфокусированы на одном основном виде деятельности. При этом наиболее успешные компании, как правило, удерживали сильные позиции в какой-либо дополнительной смежной сфере. Например, ведущие вещатели также занимались производством контента, чтобы выдержать конкуренцию с VOD-сервисами.
70% SVOD-подписок в Европе приходилось на четыре главные платформы. Так рынок стриминговых сервисов остается наиболее концентрированным сегментом европейского медиабизнеса. Для сравнения – 72% подписок на платное телевидение распределено между 20 операторами.
Полная версия отчета доступна по ссылке.