Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 июня 2020 14:02

Бокс-офис в странах ЕС: итоги 2019 года

Бокс-офис в странах ЕС: итоги 2019 года

18 июня Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory, которая занимается исследованиями ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликовала отчет, посвященный показателям кассовых сборов в кинотеатрах государств-членов Европейского Союза за 2019 год. В указанный период число проданных билетов выросло и преодолело отметку в 1 млрд штук. Тем не менее рыночная доля европейских фильмов снизилась в пользу американской продукции.

Информация в оригинальном тексте является частью отчета FOCUS – World Film Market Trends 2020, ежегодно предоставляемого в рамках кинорынка Marché du Film.

Европейский бокс-офис показал рост

В предыдущем 2018 году совокупный бокс-офис в странах ЕС упал ниже отметки €7 млрд — впервые за 4 года. В 2019 году падение отыграно: кассовые сборы достигли €7.2 млрд, их рост оценивается в 6.3%. В денежном исчислении бокс-офис 2019 года превысил кассу 2018 года на €430 млн — этот показатель, не скорректированный с учетом инфляции, является вторым из лучших результатов с 2015 года.

Рост кассовых сборов в первую очередь обеспечен увеличением зрительской активности. В 2019 году число проданных билетов превысило миллиард, подскочив на 5.3% — с 954 млн штук в прошлом году. Средняя цена билета также выросла на 1% и составила €7.2 за штуку.

В отличие от предыдущих лет, кассовые сборы по странам ЕС показали довольно синхронную динамику: увеличивались на 21 территории, падали лишь на трех и оставались практически стабильны на двух европейских рынках. Что касается отдельных территорий, рост совокупного бокс-офиса в странах ЕС в первую очередь обеспечен значительным увеличением сборов в Германии (+€125 млн, +13.9%), Франции (+€110 млн, +8.3%), Италии (+€88 млн, +15.3%), Нидерландах (+€35 млн, +11.3%), а также Испании (+€29 млн, +5.0%).

В то же время кинотеатральные сборы снизились в Великобритании (-€21 млн, -1.4%), Швеции (-€8 млн, -4.0%) и Румынии (-€1 млн, -1.0%).

За пределами ЕС наибольший бокс-офис собрала Россия. Сборы в ее кинотеатрах выросли на 10.3% и составили 55.5 млрд рублей. Третий год подряд Россия, наряду с Францией, оказывается крупнейшим европейским рынком по количеству проданных билетов. В Турции сборы выросли на 9% и составили 977 млн лир, показав новый рекорд, несмотря на значительное снижение числа проданных билетов (-15.6%) из-за резкого роста их стоимости.

Бокс-офис проданные билеты и доля собственного рынка в европейских странах в 2018-2019 годах. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

«Король Лев» и «Мстители: Финал» возглавили европейские рейтинги

Фильмы американских студий показали выдающиеся результаты на территории ЕС в 2019 году. Они заняли 19 позиций в топ-20 релизов по количеству проданных билетов. «Король Лев» от Disney возглавил рейтинги — на него сходили в кинотеатры 48.7 млн раз в 23 европейских территориях. За ним следует блокбастер «Мстители: Финал» с 41 млн билетов.

В отличии от 2018 года, когда лишь на один фильм было продано более 30 млн билетов, в 2019 году два названных блокбастера преодолели отметку в 40 млн штук. В список лидеров по кинотеатральной посещаемости также вошли ленты «Джокер» (34.6 млн), «Холодное сердце 2» (31.6 млн), «История игрушек 4» (22.5 млн), «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (22.1 млн) и «Аладдин» (20.2 млн). Как и в прошлые годы, в 2019 году лидерство было за франшизами: 18 строчек в топ-20 (и 9 в топ-10) достались сиквелам, приквелам, спин-оффам или перезапускам. На 5 позициях в топ-20 расположились семейные анимационные ленты, в 2018 году им принадлежало 4 строчки, 6 строчек в 2017, 8 — в 2016.

Топ-20 фильмов по числу билетов, проданных на территории ЕС в 2019 году. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Сиквел французской комедии «Безумная свадьба» / «Qu'est-ce qu'on a encore fait au bon Dieu» оказался единственным неамериканским фильмом, попавшим в топ-20 релизов по числу проданных билетов (9.3 млн штук) и наиболее успешной европейской картиной на территории ЕС по тому же показателю. За ней следуют байопик «Богемская рапсодия» (8 млн билетов, создан с привлечением средств из США), «Аббатство Даунтон» (7.9 млн билетов) и еще один байопик «Рокетмен» (6.5 млн билетов).

Топ-20 фильмов европейского производства по числу билетов, проданных на территории ЕС в 2019 году. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Рыночная доля европейских фильмов снизилась на фоне успеха американских блокбастеров

Рост посещаемости кинотеатров в странах ЕС почти полностью обусловлен популярностью американских блокбастеров. В свою очередь в 2019 году снизилось число билетов, проданных на европейские фильмы, произведенные с участием американского капитала (EUR inc) — с 6.1% до 3.2%. Доля американских картин на рынке ЕС выросла 62.6% до 68.7% — это наиболее высокий показатель с 2013 года. Тем временем доля европейских картин на собственном рынке снизилась с 29.2% до 25.7% — это наиболее низкий показатель с 2005 года.

Рыночная доля фильмов, произведенных с участием американского капитала, снизилась с 6.1% до 3.2%, а доля картин из остальных частей света выросла с 2.1% до 2.5%.

Доля стран-производителей фильмов на рынке ЕС с 2015 по 2019 годы. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

На уровне отдельных государств фильмы местного европейского производства показали высокие результаты в Великобритании (47.1%), Франции (34.8%), Польше (28.2%) и Дании (27.4%), а также Чехии (26.5%). За пределами ЕС Турция вновь оказалась европейской территорией, продукция которой занимает наибольшую долю собственного рынка (56.9%).

В ЕС продолжают расти объемы кинопроизводства

Показатели объемов кинопроизводства стран Европейского Союза остаются в долгосрочном восходящем тренде. В 2019 году число полнометражных фильмов, снятых в ЕС, выросло с 1 807 до 1 881 единиц. Из них 60% составляют игровые ленты (1 135 картин),  40% — документальные (746 картин). Рост объемов кинопроизводства продолжает подпитываться за счет международной ко-продукции и увеличения числа неигровых фильмов.

Количество полнометражных фильмов, произведенных в ЕС с 2015 по 2019 годы. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория.

Согласно примечанию, данному в оригинальному тексте, все показатели в отчете за 2019 год являются предварительными.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.ДзенInstagramТелеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама