Киноиндустрия концентрируется вокруг технологических корпораций
В последние годы ландшафт мировой киноиндустрии претерпевает кардинальные изменения. Технологические компании выходят на рынок аудиовизуального контента и начинают диктовать тренды в этой отрасли. В то время как пандемия поставила под удар традиционный кинопрокат — важнейший механизм сбыта фильмов — стриминговые сервисы предложили продюсерам альтернативный способ заработка денег и доставки их продукции аудитории. Все больше студий это предложение принимает. Так Netflix, Amazon, Apple, At&T с видеосервисом HBO Max становятся опорными центрами отрасли, вокруг которых концентрируются малые и средние игроки.
На этой неделе стало известно, что еще одна американская кинокомпания может в скором времени заключить сделку с техногигантом. Речь идет о студии A24, одном из оплотов американского независимого кино — в ее послужном списке числятся такие картины как «Маяк» Роберта Эггерса, «Лунный свет» Барри Дженкинса, «Из машины» Алекса Гарленда и «Лобстер» Йоргоса Лантимоса. Как сообщает Variety, вот уже полтора года руководство A24 ищет партнера, либо покупателя на свои активы, стоимость возможной сделки оценивается в $2.5-3 млрд. Наиболее вероятны два сценария развития событий: объединение с другим независимым игроком, либо поглощение техногигантом. По словам инсайдеров, скорее всего студия заключит сделку с Apple.
Также в поиска покупателя находится и компания Hello Sunshine, оцененная в $1 млрд.
Слияния, поглощения и партнерства с участием крупной технологической корпорации стали частыми событиями на кинорынке. Пожалуй самым громким прецедентом является покупка студии MGM холдингом Amazon за баснословные $8,6 млрд. Правда, не всегда производители фильмов становятся собственностью IT-гигантов. Отрасль также активно практикует долгосрочное сотрудничество и передачу «права первого взгляда» («first-look deal»).
Например, кинокомпания Amblin Partners Стивена Спилберга недавно заключила контракт с Netflix и будет производить как минимум по два фильма в год для стримингового сервиса, не снимая с себя существующие обязательства перед Universal. AR Content Александра Роднянского стала партнером Apple — последний получил «право первого взгляда» («first-look deal») на проекты студии. Ранее корпорация подписала схожие контракты со Scott Free Ридли Скотта и Imagine Entertainment Рона Ховарда.
Схожие процессы происходят и в России. Напомним, недавно стало известно, что с 2022 года продюсерская компания Среда станет эксклюзивным производителем контента для стримингового сервиса Ivi, на время партнерства кинокомпания Александра Цекало не будет заниматься никакими другими проектами, в том числе телевизионными.
Таким образом, происходит новый передел рынка, в ходе которого большинство производителей контента в той или иной форме примыкают к IT-гигантам — становятся их частью, либо возлагают на себя соответствующие обязательства. С одной стороны, в зависимости от условий договора, это может ограничить круг деятельности компании, с другой — гарантирует стабильный заработок и устойчивые заказы на производство, что особо актуально в текущей ситуации глобальной неопределенности.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса