Российские кинотеатры могут закрыться на период пика пандемии
13 марта стало известно о переносе четырех голливудских релизов – фильмов «Мулан», «Новые мутанты», «Форсаж 9» и «Оленьи рога» – на неопределенный срок. В связи с пандемией коронавируса, уже были перенесены премьеры новой части бондианы «Не время умирать», комедии «Кролик Питер 2» и фильма ужасов «Тихое место 2».
В ситуации, когда зрители напуганы сообщениями о заболевании и идут в кино все с меньшей охотой, перенос громких мартовских и апрельских релизов может крайне негативно сказаться на доходах кинотеатров.
«Мы уже частично адаптировались к подобной ситуации, благодаря работе Министерства культуры, которое время от времени «расчищает» даты выхода зарубежных блокбастеров в пользу российских фильмов, но сейчас кинотеатры просто не понимают что показывать в апреле», – говорит председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.
Среди кинопоказчиков уже высказываются мнения, что было бы выгоднее совсем закрыть кинозалы на несколько недель, пока не пройдет пик пандемии, как это сделали Украина, Польша, Швейцария.
«Сейчас органы власти дают только рекомендации об ограничениях на массовые мероприятия, нет конкретного распоряжения Правительства о принятии мер по обеспечению безопасности населения в период пика заболевания, и у кинопоказчиков нет основания, на которое можно ссылаться при переговорах с арендодателями о признании ситуации форс-мажором и отмене платы за аренду кинозалов на время простоя. Поэтому закрытие кинотеатров в нынешних условиях маловероятно.
Некоторые европейские страны решают эту проблему, вводя ограничения на количество зрителей в зале, в Швеции это 500 человек, в Германии и Бельгии – 100, в Испании – 30% мест в зале, в Норвегии – до 500 или 50% мест в зале. Рекомендованная рассадка – через одно кресло. Для нас было бы правильно принять конкретное решение о полном запрете массовых мероприятий, либо о введении подобных ограничений. Важна определенность: будут ли вводиться запреты или ограничения, или мы останемся с рекомендациями», – комментирует Олег Березин.
Кинотеатр продает не билеты, он продает эмоции, а все эти дискуссии негативно влияют на настроение людей. Нам нужно дать понять зрителям, что кинотеатр о них заботится.
«Мы с коллегами разработали рекомендации кинопоказчикам о том, какие меры стоит принять для того, чтобы сделать залы безопаснее и комфортнее для людей, которые все-таки приходят смотреть кино. Это и дезинфекция, и увеличение времени между сеансами для проветривания помещений, и дополнительная уборка, а также ряд других практик».
В 2020 году и так планировалось выпустить значительно меньше отечественных и зарубежных потенциальных блокбастеров чем годом ранее. Перенос крупных голливудских релизов и опасения перед коронавирусом, очевидно, приведут к общему падению посещаемости и кассы российских кинотеатров. Начинает сбываться пессимистический прогноз, который мы давали в статье «Индекс ПрофиСинема 2019: минорные итоги года и пессимистический взгляд в будущее». Общие потери рынка можно будет посчитать только по итогам 2 квартала, когда, надеемся, пик пандемии будет уже пройден. Пессимизма добавляет и нестабильный курс рубля. Если он на продолжительное время задержится на новых более высоких уровнях, это приведет к увеличению издержек кинотеатров, так как стоимость значительной части расходников к кинопроекционному оборудованию привязана к валюте. Очевидно, что покупательная способность кинотеатральной аудитории, в лучшем случае не вырастет. Это значит возможность увеличивать цены на билеты будет ограничена. «Ценовые ножницы» продолжат резать рентабельность кинотеатров еще сильнее.
Неожиданными бенефициарами коронавирусной паники могут стать онлайн-кинотеатры. На фоне страхов перед пандемией, произойдет рост аудитории стриминговых сервисов, позволяющих смотреть разнообразный контент без риска заразиться.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса