Итоги деятельности отечественной киноиндустрии-2014: Хороший год и антикризисные меры
25 февраля 2015 года в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности отечественной киноиндустрии в 2014 году. Министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Департамента кинематографии Минкультуры России Вячеслав Тельнов, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, генеральный директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров и председатель Совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук отчитались о проделанной работе и сочли прошедший киногод, в целом, успешным.
Первым слово взял Министр культуры, отметивший, что 2014-й выдался для фильмов, поддержанных министерством и Фондом кино, невероятно богатым на призы престижных мировых кинофестивалей. Кроме того, Владимир Мединский перечислил основные направления работы государства в области кинематографии, среди которых разработка бланка прокатного удостоверения с отметкой о дате релиза. Как известно, данная опция дает Министерству право регулировать прокатные даты с целью избежания выхода значимых отечественных премьер в один день с зарубежными конкурентами. В дальнейшем упомянутая тема еще несколько раз поднималась на пресс-конференции, а именно – спикеры были солидарны во мнении, что нововведение помогло государству и кинопрокатным компаниям достичь продуктивного диалога.
Еще одним важным итогом прошедшего года Мединский назвал создание 4-х экспертных советов (по детскому, дебютному, авторскому кино и телесериалам), деятельность которых призвана оптимизировать и сделать более тщательной работу со сценарными заявками – в сложных финансовых условиях Министерству особенно важно, чтобы каждый поддержанный проект выстреливал. Те же финансовые трудности повлекут за собой снижение государственной поддержки кинематографии в 2015 году на 600 млн. рублей по сравнению с предыдущим годом. Сокращение будет применено только к той части средств, выделяемых из бюджета для кинопроектов, которая распределяется непосредственно Минкультом. Мединский обозначил современную тенденцию по господдержке кинематографа, как стремление увеличивать качество производимых фильмов, а не только их количество, которое, скорее всего, снизится. Тот же подход распространится и на кинофестивали – вопрос о том, какие из них и в каком размере финансировать, будет решаться с повышенной тщательностью.
Кроме того, Министр рассказал об активизации в прошлом году российско-китайского сотрудничества в сфере кинематографии и ноябрьском визите нашей делегации в Пекин, отметив, что на 2015 год запланировано подписание официального соглашения между Минкультом РФ и Госкино Китая.
Также, по словам Владимира Мединского, была оптимизирована деятельность нескольких киностудий. В частности, развивается проект по созданию на базе Мосфильма многофункционального культурного центра. Чуть позже на пресс-конференции директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров пояснил, что в рамках данного проекта на студии должно быть построено два новых павильона небывалых для Москвы размеров и большой кинозал для проведения премьерных показов.
Продолжая разговор о киностудиях, Министр культуры рассказал о реорганизации Союзмультфильма. В 2014 году студия, наконец, обрела новое здание, а в 2015-м начнет его ремонт. Тем временем, киностудия им. Горького постепенно преобразуется в многопрофильный киноцентр, в состав которого войдут ЦНФ и НИКФИ.
Также Владимир Мединский рассказал о программе переоборудования кинозалов. В частности, за счет федерального бюджета проводится модернизация кинозалов (не менее 30) в муниципальных учреждениях культуры, которые будут оснащены современным оборудованием с возможностью просмотра фильмов в формате 3D. Кроме того, запущена программа, облегчающая доступ зрителей к просмотру документального кино. В минувшем году 29 неигровых фильмов, рекомендованных экспертами к продвижению в киноклубной сети, были показаны широкой российской аудитории в рамках проекта «Программа 29».
В завершении своего доклада Министр рассказал о сценарном конкурсе, организованном Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, по итогам которого большинство сценариев уже выкуплено продюсерскими компаниями, а также напомнил о приоритетных темах государственной финансовой поддержки на 2015 год.
Следом за Мединским отчет предоставил директор Департамента кинематографии Минкультуры России Вячеслав Тельнов, познакомивший журналистов с ключевыми цифрами киногода:
Общая сумма государственной поддержки – 6,5 миллиардов рублей;
При государственной финансовой поддержке Минкульта и Фонда кино в 2014 году завершено производство 96 игровых фильмов, 155 анимационных фильмов, 383 неигровых фильмов;
В 2014 году был запущен в производство 71 новый игровой фильм (16 дебютов, 5 фильмов для детей, 10 телевизионных сериалов и 39 авторских фильмов), 242 неигровых фильма.
Проведено 62 фестиваля в 34 городах РФ;
30 мероприятий по продвижению российского кино за рубежом;
22 российских фильма приняли участие в крупнейших мировых кинофестивалях.
Кроме того, Тельнов рассказал о разработанном НИКФИ комплексе специальной аппаратуры для демонстрации кинофильмов людям с ограниченными возможностями по слуху. Образец такового оборудования был установлен в московском кинотеатре «Иллюзион», где 28 января 2015 года состоялся первый публичный показ картины «Белое солнце пустыни» с сурдопереводом. В начале марта в том же режиме в «Иллюзионе» покажут «Балладу о солдате». В дальнейшем Минкульт планирует оснастить специальной аппаратурой для демонстрации кинофильмов слабослышащим людям как минимум один кинозал в каждом субъекте РФ.
Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев обратил внимание журналистов на то, что доля российского кино в отечественном кинопрокате второй год подряд превысила 18%. Малышев отметил, что в 2014 году было произведено особенно много кинокартин (82). Большинство из них – крепкий мэйнстрим со сборами от 100 до 700 млн. рублей, тогда как раньше упомянутую долю составляли блокбастеры со сборами от 1 миллиарда.
Кроме того, исполнительный директор Фонда кино заявил, что правила проведения сценарного конкурса останутся прежними, несмотря на многочисленные просьбы продюсеров об их изменении. Единственной инновацией станет введение в 2015 году финансовой поддержки девелопмента в размере до 10 млн. рублей, чтобы дать возможность крупным проектам провести подготовку к серьезной защите.
В продолжение темы о беспрецедентных успехах нашего кино на международных фестивалях в 2014 году Малышев отметил, что позитивные тенденции наблюдаются и в области продажи прав на зарубежные территории. При поддержке Минкульта в прошлом году Фонд кино принял участие в девяти крупнейших международных кинорынках, организуя стенд Russian Cinema, по результатам работы которого сумма продаж прав на российские фильмы на иностранные территории превысила 400 млн. рублей. Отдельно Антон Малышев отметил успех нашей анимации на международном рынке, самым ярким примером которого являются сборы «Снежной Королевы 2» за рубежом – в частности, в Корее фильм заработал практически те же деньги, что и в России, хотя соревновался с мировыми суперблокбастерами.
В завершение своего доклада исполнительный директор Фонда кино рассказал о достижениях системы ЕАИС, а именно о том, что усиление контроля продаж билетов во многом помогло обеспечить высокую долю российского кино.
Режиссеры Карен Шахназаров и Федор Бондарчук были не столь многословны и кратко рассказали о положении дел на управляемых ими киностудиях. Так, на «Мосфильме» закончено производство картины «Дорога на Берлин» и еще 3 фильма находятся в работе. Павильоны некогда убыточного «Ленфильма» сейчас используются по прямому назначению, а не как склады. В частности, проходят съемки ленты Сергея Снежкина «Контрибуция» и картины Алексея Учителя «Матильда». Однако, несмотря на то, что киностудия снова функционирует, нерешенной остается проблема с «Золотой коллекцией» Ленфильма, права на фильмы которой принадлежат Госфильмофонду, и возвращать их он отказывается.
Одним из последних вопросов, поднятых на пресс-конференции, стала судьба кинофестиваля «Кинотавр», который, по слухам, может прекратить свою деятельность. Федор Бондарчук, являющийся также председателем попечительского совета сочинского смотра, поспешил их развеять, заявив о том, что «Кинотавр», вопреки всем трудностям, будет проводиться в Сочи и дальше, но, возможно, переедет в другое место.