Вирджиния Мауслер: «Маркетинг, искусство продаж и заключения сделок зачастую бывают важнее качества самого контента»
В рамках медиарынков MIPTV и MIPCOM, проводимых в Каннах (Франция) ежегодно в апреле и октябре соответственно, одним из традиционных и самых посещаемых мероприятий является презентация телевизионных новинок со всего мира Fresh TV, которую проводит компания The Wit – World Information Tracking – ведущее агентство, специализирующееся на исследованиях телепрограмм разных стран.
По итогам сессий Fresh TV Formats и Fresh TV Fiction, состоявшихся на рынке аудиовизуального контента MIPCOM (5-8 октября 2015 года) глава компании The Wit Вирджиния Мауслер в эксклюзивном интервью порталу ПрофиСинема рассказала о новых трендах в ТВ и цифровом вещании последнего времени, причинах популярности во всем мире ТВ программ из стран Скандинавии, Израиля и Латинской Америки, а также шансах российского контента стать конкурентоспособным на международном рынке.
Корреспондент:
Компания Wit изучает контент со всего мира, новые идеи и формы подачи материала, прежде чем представить самые многообещающие программы на MIPCOM и MIPTV. Что является для вас основополагающим критерием при отборе проектов?
Вирджиния Мауслер:
The Wit публикует ежедневные отчеты о телевизионных и цифровых шоу, которые демонстрируются по всему миру: наши подписчики получают рассылки с отчетами и имеют доступ к базе данных, где они могут выбирать и сравнивать контент, который наиболее соответствует их стратегии развития. Исходя из нашего опыта и знаний, мы можем выделить те шоу, которые способны привнести в ТВ индустрию что-то новое, обеспечить каналу резонанс или вдохновить производителей и вещателей со всего мира на какие-то новые идеи. Самый главный критерий для программы – иметь значимость, что, в свою очередь, обеспечивается попаданием в «струю». Иными словами, шоу должно находиться в соответствии с потребностями телезрителей и вещателей.
Корреспондент:
Какие новые тренды в TV и цифровом вещании появились в недавнее время? Как меняется ситуация от года к году – происходит резкий скачок от одной тенденции к другой, или медленное угасание интереса к определенному формату и рост актуальности другого?
Вирджиния Мауслер:
Существует две тенденции: производители и вещатели ищут контент, который органично вписывается в формат YouTube и Netflix. То есть он должен транслироваться на YouTube (или на других онлайн видео порталах) или на Netflix (или на других VOD-платформах). Кроме того, контент должен быть «вирусным», чтобы им можно было делиться онлайн, и быть доступным для просмотра не только в режиме реального времени, как на традиционных каналах ТВ-вещания, а в любое удобное для пользователя время. С этой точки зрения самым мощным и востребованным контентом в жанре non scripted по-прежнему остаются музыкальные реалити шоу, которые можно смотреть в режиме реального времени по ТВ, а после делиться онлайн клипами выступлений конкурсантов. Этот жанр не умрет, пока люди не перестанут выступать и выставлять себя напоказ!
Жанр scripted находится на подъеме, поскольку растет спрос на проекты, которые нашли новую бизнес-модель на VOD-платформах, таких как Netflix. Триллеры из Скандинавии, сериалы из Турции и латиноамериканские мыльные оперы о наркокартелях пользуются большим спросом. Это долгосрочные тенденции. Конечно, когда новое шоу становится хитом, всегда появляются аналогичные программы, пытающееся подражать ему, но все это мыльные пузыри, которые тут же лопаются.
Корреспондент:
Вы получаете обратную связь от продюсеров и показчиков после презентаций на рынках MIP? Как вы используете их отзывы, чтобы, возможно, в будущем сделать фокус на других проектах, которые вы представляете профессионалам индустрии?
Вирджиния Мауслер:
Из обратной связи, которую мы получаем, очевидно, что презентации The Wit действительно формируют повестку дня для рынка, и что производители контента считают показ своих шоу в нашей программе престижным и открывающим для проекта новые перспективы. Но это не наше дело. Мы здесь не для того, чтобы рекламировать продукцию. Наша задача – рассказать о результатах нашего исследования. В результате сложилось так, что конференции, организуемые The Wit, являются самыми посещаемыми регулярными презентациями на рынках MIP.
Мы рассматриваем их не в качестве образца для всех программ, представленных на рынках (мы не можем показать больше, чем 25 шоу, и не хотим делать уклон в сторону самых больших, самых дорогих, самых рекламируемых шоу), но в качестве ориентира: это пособие для рынка от The Wit. На основе наших знаний о мировом рынке, мы можем сделать отбор среди всех шоу, которые мы ежедневно отслеживаем, а также многочисленных заявок, которые мы получаем от производителей. Мы следуем нашим инстинктам: мы должны показать то, что нельзя пропустить, а также то, что способно удивить и перевернуть сознание. Эти конференции должны быть местом для творческих идей.
Корреспондент:
После сессий Fresh TV Formats и Fresh TV Fiction я не могла не отметить, что в этот раз вы представили много проектов из Скандинавии, Израиля и стран Латинской Америки. Какими отличительными чертами обладает контент производства этих стран?
Вирджиния Мауслер:
Скандинавия и Израиль – новаторы, не боящиеся идти на риск. Они расширяют границы, изучают новые территории. Страны Латинской Америки очень раскованны в том, что касается создания истории. Они приступают сразу к делу, когда речь идет о сюжете, они рискуют попробовать новые вещи, даже если те не совершенны. Что касается нового контента, то в этих странах всегда происходит что-то интересное.
Корреспондент:
Какими характеристиками должен обладать проект для того, чтобы быть отобранным в Fresh TV Formats или Fresh TV Fiction? Что самое важное?
Вирджиния Мауслер:
Как я уже отметила выше, ничего особенного. Контент должен быть актуальным и согласовываться с результатами наших наблюдений за ситуацией во всем мире.
Корреспондент:
На MIPCOMе вы отметили, что в настоящее время жанр scripted переживает бум во всем мире – за последние пять лет появилось очень много игровых шоу. Какой прогноз вы можете сделать на ближайшие пять лет? Изменится ли эта тенденция?
Вирджиния Мауслер:
Вероятнее всего, этот бум будет замедляться, поскольку на рынке слишком много игровых проектов: производители контента со всего мира хотят продать за границу свой контент и покупатели открыты для всех типов продукции. Больше платформ, больше спрос, больше предлагаемого контента... В конечном счете, рынок снова сконцентрируется на лучшем, только самом лучшем. У зрителей нет достаточно времени, чтобы просмотреть все подряд, и доходы не будут достаточными для поддержания таких дорогих постановок. Игровые проекты гораздо более рискованны, чем non scripted.
Корреспондент:
Рассматривали ли вы для включения в презентацию проекты российского производства?
Вирджиния Мауслер:
Конечно, мы рассматриваем все проекты. Но страна производства – это совершенно не наш критерий. Нам все равно, произведено шоу в России или в Испании, или где-то еще. Русских и испанцев это волнует, а нас – нет. Мы не Евровидение!
Корреспондент:
У меня есть информация, что два российских сериала рассматривались для участия в программе Fresh TV Fiction, но не прошли финальный отбор.
Вирджиния Мауслер:
Дело не в том, что они сдали или провалили «экзамен»… Просто в конечном итоге мы решили, что есть более интересные шоу, которые мы хотим представить на презентации.
Корреспондент:
По какой причине это произошло? Какие особенности не позволили им войти в окончательный список проектов, представленных на MIPCOM?
Вирджиния Мауслер:
Я бы сказала, что они слишком «локальные», рассчитанные в большей степени на внутренний рынок, нежели на международную аудиторию. Чтобы выйти на международную арену, производители должны принять тот факт, что каждая страна ассоциируется с определенными клише. И это как раз то, что нужно продавать! Как в туризме. Я бы посоветовала российским продюсерам поразмыслить о том, с чем Россия ассоциируется в мире, и сделать шоу, соответствующее данным критериям, т.е. обыграть эти клише. Немцы хорошо продают контент о Второй мировой войне и коммунизме, итальянцы – о мафии, латиноамериканцы – о наркотраффике, турки – об Османской империи и 1001 ночи, корейцы – о средневековых воинах, израильтяне – о войне на Ближнем Востоке, и т.д. Российским продюсерам следует взять это на вооружение.
Корреспондент:
Что необходимо российским продюсерам, чтобы повысить конкурентоспособность российского контента на международном рынке, помимо работы с клише о нашей стране? Что они могут улучшить, чтобы повысилось качество производимого контента?
Вирджиния Мауслер:
Если мы посмотрим на успех таких стран, как Турция, Израиль, Корея, то поймем – ключевым фактором является не только сам контент. Дело не в одном лишь качестве кино- и ТВ- продукции. Не менее, а то и более важны маркетинг, искусство продаж и заключения сделок. Страны, перечисленные выше, очень настойчиво вели переговоры с партнерами, чтобы их программы и сериалы попали в сетку вещания на зарубежных каналах. В первую очередь именно это делает их крайне конкурентоспособными.
* * *
Напомним, что на MIPCOM 2015 российское кино- и телевизионное производство было представлено в рамках объединенного стенда RUSSIAN CINEMA, организованного Фондом кино при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В составе стенда вели работу 33 отечественные кинокомпании, занимающиеся международной дистрибьюцией художественных и телевизионных фильмов, мультсериалов и полнометражной анимации. Всего на выставке иностранным покупателям было представлено более 120 российских картин.
Благодарим за содействие в организации интервью Александру Модестову, генерального директора компании «Экспоконтент» и официального представителя компании Reed MIDEM в России и СНГ.