11 декабря 2013 12:32
KVG Research и Европейская Аудиовизуальная Обсерватория: Телевизионный рынок и VoD в России
9 декабря 2013 года в Intercontinental Moscow Tverskaya состоялась презентация исследования «Телевизионный рынок в России», организованная компанией KVG Research совместно с Европейской Аудиовизуальной Обсерваторией. Прессе и представителям российской кино- и телеиндустрии представили результаты проведенного исследования и обзор данных от Европейской Аудиовизуальной Обсерватории, касающихся телевизионной и VoD индустрии в Европе.
В рамках презентации были рассмотрены особенности телевизионного и продакшн-рынков в России, а также альтернативных платформ вещания и дополнительных сервисов, позволяющие правообладателям извлечь дополнительную прибыль от своего контента. При этом главное внимание было уделено зарубежным телевизионным и кинотеатральным проектам, и месту иностранных игроков на российском ТВ.
Рынок телевизионного контента в России до сих пор оставался мало изученным сегментом в цепочке телеканал – производитель телепродукта – аудитория – рекламодатель. Целью исследования, проведенного компанией KVG Research, стал детальный анализ контентного наполнения шести крупнейших российских телевизионных каналов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
Главный акцент был сделан на исследовании зарубежного контента с вычленением европейских проектов. KVG Research были проанализированы такие показатели, как доля зарубежного и национального контента как в целом, так и на каждом из рассматриваемых телеканалов, долевое распределение повторного и премьерного контента, распределение его по типам и жанрам и многое другое.
За основу исследования был взят фактический эфир шести телеканалов и применены собственные разработки KVG Research: многоуровневая база данных TV RETE, которая дает возможность отслеживать информацию в течение разных промежутков времени на различном уровне детализации вплоть до узко специализированных сегментов или отдельных проектов в эфире.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из исследования, представленные в рамках презентации.
Если анализировать отдельные типы телевизионного контента в эфире шести крупнейших российских телеканалов, то наибольшую долю среди всех зарубежных трансляций относительно национальных проектов занимают полнометражные фильмы (83%), а также детское вещание, состоящее из анимационных фильмов и сериалов (83,4%). В количественном выражении – это более 6000 часов и 2000 наименований полнометражных фильмов, а также около 2000 часов и 120 названий анимационных фильмов и сериалов. Зарубежные сериалы и телефильмы также закупаются ведущими российскими телеканалами и их доля в эфире 2012 года составила 14,2%. При этом следует отметить, что в категорию «телефильмы» в данном случае также попали проекты, транслируемые на телеканале РЕН ТВ после 12 часов ночи, доминирующая часть которых относится к фильмам «для взрослых». РЕН ТВ – единственный телеканалах из шести рассматриваемых, который закупал и вещал этот тип контент в анализируемый период.
Другая значительная часть телефильмов зарубежного производства, – это телепродукты из Украины. Традиционно, это проекты, состоящие из 1-4 эпизодов, которые производятся исключительно для показа на телевидении, причем большинство из них показывается в России премьерно. Более 90% телефильмов украинского производства было показано в 2012 году на телеканале «Россия 1», который является одним из основных покупателей русскоязычного контента украинского производства среди анализируемых телеканалов.
Столь значительная доля полнометражных фильмов зарубежного производства обусловлена высокой популярностью этого типа контента у российских зрителей и, как следствие, это один из немногих зарубежных продуктов, которые российские телеканалы активно ставят в прайм-тайм. Именно анализируемая шестерка крупнейших российских телеканалов является основным покупателем премьерных показов полнометражных картин на российском телевидении. Так, в 2012 году совокупно они показали около 250 премьер, 30% которых совсем свежие – 2011-2012 годов производства. Среди них можно отметить такие кассовые картины, как «Пираты Карибского моря: На странных берега», «Сумерки. Сага. Рассвет», «Миссия невыполнима – 4», «Белоснежка: Месть гномов», «Аноним», «Крик 4», «Кунг-фу Панда 2», «Тор», «Трансформеры-3. Темная сторона луны», «Линкольн для адвоката», «Ларго Винч: заговор в Бирме» и многие другие.
Наибольший объем вещания зарубежных полнометражных фильмов приходится на телеканалы СТС (37%) и ТНТ (25%), которые позиционируют себя как развлекательные. Наиболее предпочитаемыми этими телеканалами жанрами являются комедия, боевик, приключения, триллер. Далее следуют «Первый канал» (17%), который достаточно избирательно подходит к выбору транслируемых полнометражных картин, и ставит в вечерний эфир не только кассовые картины, но и фестивальные проекты в рамках программы «Закрытый показ», представляющая возможность, как заявляют авторы передачи, увидеть и обсудить самые громкие, неоднозначные и шокирующие фильмы сезона. Так, например, в 2012 году в рамках «Закрытого показа» была продемонстрирована «Меланхолия» Ларса фон Триера.
Телеканалы «Россия 1» и НТВ практически не закупают этот тип контента, занимая 6% и 1% от объема времени вещания соответственно. Причем оба канала транслируют в основном повторные полнометражные фильмы и преимущественно в ночное время. Это связано с особенностями программирования этих каналов: в прайм-тайм они стараются ставить телевизионные фильмы (1-4 эпизода) и сериалы собственного производства.
В жанровом отношении наибольшее количество проектов составляют комедии (21%), за которыми следует драма (11%). Значительную часть фильмов в этом жанре показал в 2012 году «Первый канал» (более 100 проектов). Боевики, триллеры и криминальные фильмы занимают суммарно 27% среди всех уникальных наименований на рассматриваемых телеканалах. Доля мелодрамы – 8%, столько же совокупно занимают такие жанры, как фантастика и фэнтези, которые активно вещаются на ТНТ и СТС. В 10% «других» входят еще более 15 жанров, среди наиболее крупных можно отметить – семейные, детективные, военные и исторические фильмы.
В рамках презентации были рассмотрены особенности телевизионного и продакшн-рынков в России, а также альтернативных платформ вещания и дополнительных сервисов, позволяющие правообладателям извлечь дополнительную прибыль от своего контента. При этом главное внимание было уделено зарубежным телевизионным и кинотеатральным проектам, и месту иностранных игроков на российском ТВ.
Рынок телевизионного контента в России до сих пор оставался мало изученным сегментом в цепочке телеканал – производитель телепродукта – аудитория – рекламодатель. Целью исследования, проведенного компанией KVG Research, стал детальный анализ контентного наполнения шести крупнейших российских телевизионных каналов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
Главный акцент был сделан на исследовании зарубежного контента с вычленением европейских проектов. KVG Research были проанализированы такие показатели, как доля зарубежного и национального контента как в целом, так и на каждом из рассматриваемых телеканалов, долевое распределение повторного и премьерного контента, распределение его по типам и жанрам и многое другое.
За основу исследования был взят фактический эфир шести телеканалов и применены собственные разработки KVG Research: многоуровневая база данных TV RETE, которая дает возможность отслеживать информацию в течение разных промежутков времени на различном уровне детализации вплоть до узко специализированных сегментов или отдельных проектов в эфире.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из исследования, представленные в рамках презентации.
Сравнение трансляций национального и зарубежного контента с точки зрения типов
Если анализировать отдельные типы телевизионного контента в эфире шести крупнейших российских телеканалов, то наибольшую долю среди всех зарубежных трансляций относительно национальных проектов занимают полнометражные фильмы (83%), а также детское вещание, состоящее из анимационных фильмов и сериалов (83,4%). В количественном выражении – это более 6000 часов и 2000 наименований полнометражных фильмов, а также около 2000 часов и 120 названий анимационных фильмов и сериалов. Зарубежные сериалы и телефильмы также закупаются ведущими российскими телеканалами и их доля в эфире 2012 года составила 14,2%. При этом следует отметить, что в категорию «телефильмы» в данном случае также попали проекты, транслируемые на телеканале РЕН ТВ после 12 часов ночи, доминирующая часть которых относится к фильмам «для взрослых». РЕН ТВ – единственный телеканалах из шести рассматриваемых, который закупал и вещал этот тип контент в анализируемый период.
Другая значительная часть телефильмов зарубежного производства, – это телепродукты из Украины. Традиционно, это проекты, состоящие из 1-4 эпизодов, которые производятся исключительно для показа на телевидении, причем большинство из них показывается в России премьерно. Более 90% телефильмов украинского производства было показано в 2012 году на телеканале «Россия 1», который является одним из основных покупателей русскоязычного контента украинского производства среди анализируемых телеканалов.
Полнометражные фильмы
Столь значительная доля полнометражных фильмов зарубежного производства обусловлена высокой популярностью этого типа контента у российских зрителей и, как следствие, это один из немногих зарубежных продуктов, которые российские телеканалы активно ставят в прайм-тайм. Именно анализируемая шестерка крупнейших российских телеканалов является основным покупателем премьерных показов полнометражных картин на российском телевидении. Так, в 2012 году совокупно они показали около 250 премьер, 30% которых совсем свежие – 2011-2012 годов производства. Среди них можно отметить такие кассовые картины, как «Пираты Карибского моря: На странных берега», «Сумерки. Сага. Рассвет», «Миссия невыполнима – 4», «Белоснежка: Месть гномов», «Аноним», «Крик 4», «Кунг-фу Панда 2», «Тор», «Трансформеры-3. Темная сторона луны», «Линкольн для адвоката», «Ларго Винч: заговор в Бирме» и многие другие.
Наибольший объем вещания зарубежных полнометражных фильмов приходится на телеканалы СТС (37%) и ТНТ (25%), которые позиционируют себя как развлекательные. Наиболее предпочитаемыми этими телеканалами жанрами являются комедия, боевик, приключения, триллер. Далее следуют «Первый канал» (17%), который достаточно избирательно подходит к выбору транслируемых полнометражных картин, и ставит в вечерний эфир не только кассовые картины, но и фестивальные проекты в рамках программы «Закрытый показ», представляющая возможность, как заявляют авторы передачи, увидеть и обсудить самые громкие, неоднозначные и шокирующие фильмы сезона. Так, например, в 2012 году в рамках «Закрытого показа» была продемонстрирована «Меланхолия» Ларса фон Триера.
Телеканалы «Россия 1» и НТВ практически не закупают этот тип контента, занимая 6% и 1% от объема времени вещания соответственно. Причем оба канала транслируют в основном повторные полнометражные фильмы и преимущественно в ночное время. Это связано с особенностями программирования этих каналов: в прайм-тайм они стараются ставить телевизионные фильмы (1-4 эпизода) и сериалы собственного производства.
В жанровом отношении наибольшее количество проектов составляют комедии (21%), за которыми следует драма (11%). Значительную часть фильмов в этом жанре показал в 2012 году «Первый канал» (более 100 проектов). Боевики, триллеры и криминальные фильмы занимают суммарно 27% среди всех уникальных наименований на рассматриваемых телеканалах. Доля мелодрамы – 8%, столько же совокупно занимают такие жанры, как фантастика и фэнтези, которые активно вещаются на ТНТ и СТС. В 10% «других» входят еще более 15 жанров, среди наиболее крупных можно отметить – семейные, детективные, военные и исторические фильмы.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory
17.09.2024
С 2015 года доля женщин в европейском кинопроизводстве выросла всего на 5%
11.09.2024
Стриминговые платформы все больше инвестируют в европейский контент
05.06.2024
Стриминговые сервисы создают больше всего кино- и ТВ-адаптаций
03.05.2024
Источники финансирования и бюджеты фильмов в Европе в 2021 году
08.03.2024
Главная героиня в кино и в жизни: с 8 Марта!
Реклама