«Оз: великий и ужасный»: Сказочные ведьмы прилетели в Москву
27 февраля 2013 года в рамках промо-тура, приуроченного к выходу ленты «Оз: великий и ужасный» (релиз в России 7 марта, дистрибьютор WDSSPR) Москву посетили создатели картины: режиссер Сэм Рейми, исполнитель главной роли Джеймс Франко, а также две из трех актрис, сыгравших в фильме сказочных волшебниц — Мила Кунис и Мишель Уильямс. В ходе пресс-конференции и круглых столов Рейми рассказал, каково снимать детскую сказку, Франко поведал о славянских корнях и литературных пристрастиях, Кунис — о своем ведьминском темпераменте, а Уильямс — о том, что Москва неожиданным образом напомнила ей страну Оз.
Автор знаменитой книги «Волшебник из страны Оз» Лаймэн Фрэнк Баум написал в общей сложности 14 романов о мире Оз, однако ни в одном из них не раскрывается, с чего все началось и откуда взялся волшебник. Эту задачу - исследовать прошлое героя - берет на себя фильм Сэма Рейми «Оз: великий и ужасный», который по сути является приквелом к событиям, описанным в «Волшебнике из страны Оз».
В каждой стране, куда приезжает Сэм Рейми, ему обязательно рассказывают, как важна для них книга Баума. И, конечно, режиссер уже прекрасно осведомлен, что своя версия «Оза» есть и в России. «Это история про то, как человек становится цельным, обзаводится друзьями, а такой сюжет работает во всех культурах», - считает Рейми. Для Америки «Оз» Баума тоже имеет исключительное значение: «США — очень молодая страна. Считается, что «Волшебник из страны Оз» - первая американская сказка».
Фильм Рейми начинается как черно-белый, а затем - когда главный герой попадает в страну Оз - становится цветным. Этот прием — дань старому фильму «Волшебник страны Оз» 1939 года, в котором использовался тот же самый трюк. К цветовому переходу Рейми добавил дополнительные эффекты: «Мы решили осовременить эту идею в соответствии с возможностями новых технологий, поэтому переходим не только к цветному изображению, но также от моно звука к стерео, плюс к этому меняем соотношение сторон с 1.33 на широкий экран».
Создателей фильма спросили, что они почувствовали, когда в первый раз посмотрели готовый фильм. Актеры — Франко, Уильямс и Кунис — были единодушны: никто из них не видел финальных спецэффектов и толком не представлял, каким получится кино, в итоге - все были в восторге. «Меня совершенно очаровал этот фильм! Не как сыгравшую в нем актрису, а как обычного зрителя», - подытожила Уильямс.
Первая мысль режиссера была куда более прагматичная: «Слава Богу, наконец-то все закончилось!».
Посмотрев фильм, Рейми думал о том, что можно было бы исправить и сделать лучше. Самой сложной для него была финальная битва добра со злом — работая над ней пришлось иметь дело с внушительной массовкой и пиротехникой, одновременно организовывать огромное количество действий и людей. По словам режиссера, снимать такое кино, как «Оз» - «Это все равно, что дирижировать оркестром».
Для Рейми - автора культовой трилогии «Зловещие мертвецы» - съемки доброй диснеевской сказки - «освежающий веселый опыт». В хорроре задача состоит в том, чтобы создать саспенс и напугать, здесь — показать человеческие отношения, зарядить зрителя энергией и поднять ему настроение. Будет ли сиквел, зависит от студии Walt Disney и сборов фильма. В любом случае, Рейми попытался сделать так, чтобы история выглядела законченной, но при этом оставить некоторые зацепки, которые можно было бы развить в следующем фильме.
И Уильямс, и Франко, и Кунис в жизни немного похожи на своих персонажей. В одном из интервью Рейми говорил, что Мишель Уильямс идеально подходит на роль доброй колдуньи: «На крупных планах, когда камера заглядывает прямо в глаза, всегда видно, каков человек на самом деле. У Мишель добрая душа, ей не надо притворяться, чтобы сыграть это». Теперь Рейми разоткровенничался про Джеймса Франко, которого знает со времен работы над «Человеком-пауком»: «Раньше Франко был замкнутым и немного эгоистичным, но потом стал общительным и великодушным. Его герой проходит примерно такую же трансформацию». Ну а Мила Кунис сама подтвердила, что, как и ее героиня, легко может выйти из себя и превратиться в фурию.
На вопрос о том, что бы сделали Мила и Мишель, если бы и вправду обладали магическими способностями, Мила ответила, что пользовалась бы возможностью становиться невидимой. В более глобальном смысле — сделала бы так, чтобы «люди принимали друг друга и ценили то, что у них есть». Ну а Мишель из всех магических способностей предпочла бы умение перемещаться во времени. Что касается реальных навыков, то Джеймсу Франко для фильма пришлось освоить ремесло иллюзиониста — две недели его тренировал известный фокусник из Лас-Вегаса. Правда, по словам Франко, в реальной жизни пользоваться новыми знаниями ему не приходилось — для эффектных фокусов нужен специальный реквизит и ассистент.
Многие детали волшебного мира Оз (замок, дорога из желтого кирпича, волшебный лес) — вовсе не компьютерная графика, а отстроенные в павильонах декорации. Так было сделано, чтобы Оз выглядел более реальным, в том числе — для актеров, играющих в фильме. Но это не значит, что в картине мало CGI - на разработку визуальных эффектов ушло больше года!
Костюмерам при работе над фильмом тоже пришлось попотеть: они создавали гардероб более, чем для 1500 тысяч актеров - только для главных героев было подготовлено порядка 200 костюмов. Правда, герой Франко весь фильм щеголяет в одном и том же костюме-тройке, а вот волшебницы регулярно меняют платья. Мишель Уильямс говорит, что чувствовала себя наиболее комфортно в длинном плаще, потому что в этом наряде не приходилось затягивать корсет. А Миле Кунис больше всего полюбился черный мрачный костюм, увенчанный остроконечной шляпой.
Создателей фильма попросили назвать любимую сказку. Рейми выбрал «Гензель и Гретель», Кунис - «Алису в стране чудес», Мишель — мифы и народы древней Греции, а Джеймс Франко оказался большим фанатом книг Баума про страну Оз. Актер вообще славится своей страстью к чтению — он прекрасно знает русскую классику, обожает Набокова (и был бы рад сыграть в экранизации «Бледного пламени»), последняя прочитанная Франко книга — биография писателя Джима Томпсона (автор книги «Убийца внутри меня»).
Кстати, русская литература занимает в жизни Джеймса особое место неспроста — у него тоже, как и у Милы Кунис, славянские корни. Предки Франко по материнской линии переехали в Америку откуда-то с «русско-украинской границы» (точное место уже никто не помнит).
Актриса Мила Кунис родом из украинских Черновцов. Мила не прочь когда-нибудь посетить родной город, но туда слишком сложно добираться. «Нужна виза, прямых самолетов нет... Однажды я обязательно съезжу, но это не так легко, как поехать, например, в Киев, Львов или Одессу». В Москве Мила второй раз, но столицу толком не видела: «Когда? Ты приезжаешь в город с промо-туром, с утра у тебя пресс-конференция, потом интервью, затем премьера, дальше — следующая страна». На закономерный вопрос, не устала ли она от такого графика, Мила ответила, что любит свою работу. «Но иногда, когда сидишь на очередном интервью и тебе задают дурацкие вопросы, ты думаешь: «Что я здесь делаю?! Я могла бы заниматься чем-то другим!».
Тем временем Мишель Уильямс, несмотря на жесткий график визита, успела составить впечатление о Москве. По мнению актрисы, столица похожа на ... страну Оз: «Я видела фиолетовое здание с аркой и буквой «О», сказочный собор Василия Блаженного на Красной площади... Москва мне немного напомнила страну Оз!».