Реклама
19 сентября 2012 13:33
Совет по кино – предложения на будущее
17 сентября 2012 года состоялось совещание Правительственного Совета по кино. О его создании было объявлено в 2008 году. На предыдущих трех заседаниях совещанием руководил тогдашний Премьер Владимир Путин. Именно на Совете по кино в 2009 году было объявлено о создании Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), что в очередной раз изменило отечественный кинопейзаж.
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев кинематографистов пригласил в свою резиденцию «Горки-9». В Голубой зал Дома приемов прибыли: Владислав Сурков (заместитель председателя Совета), Министр культуры России Владимир Мединский и его заместитель Иван Демидов, Денис Молчанов (директор департамента культуры Правительства России – ответсек Совета), Николай Никифоров (Министр связи и массовых коммуникаций), Сергей Беляков (заместитель Министра экономразвития России), Станислав Воскресенский (заместитель полномочного представителя Президента России в Северо-западном федеральном округе), Михаил Полубояринов (заместитель председателя Внешэкономбанка), Владимир Толстой (советник Президента России), Олег Иванов (управляющий партнер Romir Movie Research ).
А также представители отечественной кинематографии: Федор Бондарчук, Леонид Верещагин, Алексей Герман-мл., Станислав Говорухин, Олег Добродеев (гендиректор ВГТРК), Владимир Евтушенков (АФК «Система»), Владимир Малышев (ректор ВГИК), Никита Михалков, Андрей Прошкин, Сергей Сельянов, Николай Сенкевич (Газпром-Медиа Холдинг), Александр Сокуров, Сергей Толстиков (Фонд кино), Джаник Файзиев, Карен Шахназаров, Константин Эрнст.
В этой солидной мужской компании (словно нет в стране женщин продюсеров и режиссеров) Премьер Дмитрий Медведев искренне пытался разобраться, что же делать с киноотраслью. Его речь опубликована на «ПрофиСинема».
Посмотреть со стороны, так все прекрасно. Денег Правительство выделяет много. По желанию самих участников отрасли, продюсеры разделились на мейджоров (российского масштаба) и независимых продюсеров. Так крупные наши компании стали получать финансирование (гранты) через Фонд кино, остальные встали в очередь за субсидиями в Департамент по кинематографии. Казалось бы, кинематографисты должны быть довольны.
Но равновесие, если вслушаться в доклад Министра культуры Владимира Мединского, весьма зыбкое и у государства вопросы только множатся.
Например, кинопосещаемость отечественного кино. Государство ведь вправе спросить, на что же оно дает гранты-субсидии, если зрителю это не нужно? Если наше кино нашему зрителю труднодоступно – мало сеансов и они неудобные, дорогие.
Но господин Мединский предложил совсем неожиданный вариант – Министерство культуры само будет выступать в качестве заказчика сценариев с последующим правом на них. Министр даже озвучил цифру – около сорока сценариев. Мысль, безусловно, интересная, но напрашиваются вопрос – а как министерство будет воплощать эти сценарии в жизнь? С трудом представляется картина, где чиновники департамента по кинематографии (или отдельно созданной структуры) сами занимаются и продюсированием.
На эту инициативу так и отреагировал в своем выступлении господин Сельянов. Он усомнился, что можно подготовить к производству 40 качественных сценариев: «Я 80% своего рабочего времени отдаю именно сценариям. И далеко не все, даже после года работы, получаются. Как Министерство культуры сможет собственными силами создавать сценарии для 40 фильмов в год?! Это невозможно. Максимум два фильма в год, только о таком госзаказе можно вести речь».
В комментарии «ПрофиСинема» господин Сельянов сказал о том, что его удивляет желание Министерства культуры, пусть и в обновленном виде, но становиться Госкино с продюсерскими функциями. Не стоит забывать и о том, что в советские времена главным продюсером в стране было именно Госкино, а киностудии с творческими объединениями занимались кинопроизводством. Говоря сегодняшним языком, они были исполнительными продюсерами госзаказа. Но вернуть схему прошлого уже невозможно. Государство в те времена финансировало фильмы в стопроцентном объеме, а сегодня гранты и субсидии покрывают лишь часть бюджета.
Оппонировал господин Сельянов Министру культуры и в другом вопросе. Господин Мединский предложил предусмотреть норму, обязывающую «получателей госсредств на кино использовать его только для съемок на территории России, это прямая протекционистская мера для поддержки отечественных киностудий». Правда, с одной оговоркой: «Если съемки за рубежом являются неотъемлемой частью авторского замысла». На что Сергей Михайлович ответил: «Сейчас, по закону, 50% съемок должны проходить в России — и этого вполне достаточно. Нам как раз необходимо интегрироваться в мировой кинопроцесс, в том числе, и путем копродукции».
Дмитрий Медведев по окончании доклада уточнил, какой вариант более приемлем. Господин Мединский ответил: «Я считаю, что лучше квотирование, так как нулевая ставка НДС (ее отмена) ударит напрямую по карману кинозрителя, просто повысятся цены на билеты».
Оппонирующий министру Сергей Сельянов сравнил цифры производства фильмов в США и в России, с цифрами в российском прокате. И получилась весьма оптимистичная картина – российский кинематограф весьма успешно противостоит мощнейшей киноиндустрии мира: «Американцы снимают 650 фильмов в год, из них 230 лучших попадают к нам. Одна минута американского блокбастера стоит столько же, сколько российский фильм целиком. А бюджет их блокбастера равен всему объему государственной поддержки кинематографа в России. И мы отобрали у них целых 16% от нашего проката. Это же здорово!».
Федор Сергеевич предложил финансировать в крупных объемах один международный кинофестиваль класса «А» – московский, один национальный, пять – по основным направлениям – игровое, неигровое, анимационное, детское и дебютное кино. А также около 35 региональных кинофестивалей, при условии серьезной финансовой поддержки местных властей.
В Министерстве культуры, по мнению господина Бондарчука, надо создать специальный комитет, который бы и отвечал на все эти вопросы. Составлял бы классификатор фестивалей, следил бы за расходом средств и обязательно проводил бы фестивальную ротацию.
Федор Бондарчук также поддержал идею замполпреда президента в СЗФО Станислава Воскресенского провести в Калининграде первый фестиваль российского короткометражного кино.
Например, Карен Шахназаров по моей просьбе повторил сказанное на Совете:
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев кинематографистов пригласил в свою резиденцию «Горки-9». В Голубой зал Дома приемов прибыли: Владислав Сурков (заместитель председателя Совета), Министр культуры России Владимир Мединский и его заместитель Иван Демидов, Денис Молчанов (директор департамента культуры Правительства России – ответсек Совета), Николай Никифоров (Министр связи и массовых коммуникаций), Сергей Беляков (заместитель Министра экономразвития России), Станислав Воскресенский (заместитель полномочного представителя Президента России в Северо-западном федеральном округе), Михаил Полубояринов (заместитель председателя Внешэкономбанка), Владимир Толстой (советник Президента России), Олег Иванов (управляющий партнер Romir Movie Research ).
А также представители отечественной кинематографии: Федор Бондарчук, Леонид Верещагин, Алексей Герман-мл., Станислав Говорухин, Олег Добродеев (гендиректор ВГТРК), Владимир Евтушенков (АФК «Система»), Владимир Малышев (ректор ВГИК), Никита Михалков, Андрей Прошкин, Сергей Сельянов, Николай Сенкевич (Газпром-Медиа Холдинг), Александр Сокуров, Сергей Толстиков (Фонд кино), Джаник Файзиев, Карен Шахназаров, Константин Эрнст.
В этой солидной мужской компании (словно нет в стране женщин продюсеров и режиссеров) Премьер Дмитрий Медведев искренне пытался разобраться, что же делать с киноотраслью. Его речь опубликована на «ПрофиСинема».
Посмотреть со стороны, так все прекрасно. Денег Правительство выделяет много. По желанию самих участников отрасли, продюсеры разделились на мейджоров (российского масштаба) и независимых продюсеров. Так крупные наши компании стали получать финансирование (гранты) через Фонд кино, остальные встали в очередь за субсидиями в Департамент по кинематографии. Казалось бы, кинематографисты должны быть довольны.
Но равновесие, если вслушаться в доклад Министра культуры Владимира Мединского, весьма зыбкое и у государства вопросы только множатся.
Например, кинопосещаемость отечественного кино. Государство ведь вправе спросить, на что же оно дает гранты-субсидии, если зрителю это не нужно? Если наше кино нашему зрителю труднодоступно – мало сеансов и они неудобные, дорогие.
Инициативы министра в кинопроизводстве
В своем мини-докладе господин Мединский акцентировал именно эти актуальные темы и попытался предложить свое видение решения накопившихся проблем. Например, по мнению господина министра, государство само должно определить тематику и тональность тех фильмов, которые снимаются на федеральные деньги. Господин Толстиков данную инициативу министра воспринял без энтузиазма: «Госзаказ не может охватить все. Есть отдельные темы, где государство могло формировать заказ для продюсеров: оборона государства, правоохранительные органы и так далее». Но господин Мединский предложил совсем неожиданный вариант – Министерство культуры само будет выступать в качестве заказчика сценариев с последующим правом на них. Министр даже озвучил цифру – около сорока сценариев. Мысль, безусловно, интересная, но напрашиваются вопрос – а как министерство будет воплощать эти сценарии в жизнь? С трудом представляется картина, где чиновники департамента по кинематографии (или отдельно созданной структуры) сами занимаются и продюсированием.
На эту инициативу так и отреагировал в своем выступлении господин Сельянов. Он усомнился, что можно подготовить к производству 40 качественных сценариев: «Я 80% своего рабочего времени отдаю именно сценариям. И далеко не все, даже после года работы, получаются. Как Министерство культуры сможет собственными силами создавать сценарии для 40 фильмов в год?! Это невозможно. Максимум два фильма в год, только о таком госзаказе можно вести речь».
В комментарии «ПрофиСинема» господин Сельянов сказал о том, что его удивляет желание Министерства культуры, пусть и в обновленном виде, но становиться Госкино с продюсерскими функциями. Не стоит забывать и о том, что в советские времена главным продюсером в стране было именно Госкино, а киностудии с творческими объединениями занимались кинопроизводством. Говоря сегодняшним языком, они были исполнительными продюсерами госзаказа. Но вернуть схему прошлого уже невозможно. Государство в те времена финансировало фильмы в стопроцентном объеме, а сегодня гранты и субсидии покрывают лишь часть бюджета.
Оппонировал господин Сельянов Министру культуры и в другом вопросе. Господин Мединский предложил предусмотреть норму, обязывающую «получателей госсредств на кино использовать его только для съемок на территории России, это прямая протекционистская мера для поддержки отечественных киностудий». Правда, с одной оговоркой: «Если съемки за рубежом являются неотъемлемой частью авторского замысла». На что Сергей Михайлович ответил: «Сейчас, по закону, 50% съемок должны проходить в России — и этого вполне достаточно. Нам как раз необходимо интегрироваться в мировой кинопроцесс, в том числе, и путем копродукции».
Инициативы министра в кинопрокате
«На сегодняшний момент предполагается, что общие кассовые сборы российских фильмов в 2012 году должны достичь 18,2% (от общих сборов), мы предлагаем взять эту цифру за точку отсчета. Если показатель российских фильмов опустится ниже планируемых 18%, то нужно рассмотреть вопрос либо об отмене льготы по НДС для кинотеатров на билеты, хотя бы по иностранным фильмам, либо, может быть, даже вернуться к обсуждению вопроса по разработанному законопроекту, обязывающему кинопрокатчиков при распределении времени сеансов предусматривать квоты для показа национального кино». Дмитрий Медведев по окончании доклада уточнил, какой вариант более приемлем. Господин Мединский ответил: «Я считаю, что лучше квотирование, так как нулевая ставка НДС (ее отмена) ударит напрямую по карману кинозрителя, просто повысятся цены на билеты».
Оппонирующий министру Сергей Сельянов сравнил цифры производства фильмов в США и в России, с цифрами в российском прокате. И получилась весьма оптимистичная картина – российский кинематограф весьма успешно противостоит мощнейшей киноиндустрии мира: «Американцы снимают 650 фильмов в год, из них 230 лучших попадают к нам. Одна минута американского блокбастера стоит столько же, сколько российский фильм целиком. А бюджет их блокбастера равен всему объему государственной поддержки кинематографа в России. И мы отобрали у них целых 16% от нашего проката. Это же здорово!».
Инициатива Фонда кино
Исполнительный директор Фонда Сергей Толстиков предложил дотировать билеты на сеансы отечественных фильмов: «Если направить на это 15% от суммы общей господдержки, можно будет сократить цену билетов на русские фильмы вдвое: от 200 рублей (средняя цена на билет сейчас) до 100 рублей, а для владельцев кинотеатров разницу компенсирует государство, и они не будут в убытке».
Инициативы Сергея Сельянова
Надо систематизировать кинофестивальную работу и господдержку этой сферы. В российских городах проводится много кинофестивалей и, зачастую, они являются единственной возможностью увидеть фильмы, и не только отечественного производства, которые сложно найти в прокате. Но сейчас никто не может ответить, сколько кинофестивалей нужно в стране. Должна ли быть их ротация в государственной поддержке? Какой вклад в организацию фестиваля могут и должны внести местные власти?«Минсвязи и Минкульт сближаются стремительными темпами. Все уходит в цифру. Средства доставки контента и его производства уходят в цифру. И наша задача помочь нашей IT индустрии сделать позитивный шаг. Каким образом? Легализовать оборот объектов авторского права в сети. Через принуждение, законодательно. Сейчас обсуждается 4 часть Гражданского кодекса в части авторского права, огромную работу проделала комиссия Крашенинникова и в тяжелой борьбе стороны достигли здорового компромисса. Прежде всего, статья 1253, в которой говорится об ответственности посредника. Но в последний момент, неделю назад, из нее исчез пункт, в котором информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационной сети, не знал или не должен был знать о неправомерности своей деятельности. Пункт касается двух типов информационных посредников – того, кто осуществляет передачу, и того, кто отвечает за хостинг. Позиция ответственности за хостинг осталась, а за передачу – исчезла. Позиция была всеми согласована, но ушла тайно. Мое предложение ее вернуть в статью 1253.
И параллельно нужно разрабатывать закон о защите авторских прав в информационных сетях. У нас в сообществе уже есть некие разработки, которые я готов передать в секретариат Совета по кино. Надо создавать новую бизнес-модель, при которой на объекте авторского права зарабатывают все – от магистральных провайдеров, до сайтов и машин. Мы готовы делиться – и хотим этого – доходами от интеллектуальной собственности с активными участниками информационного рынка. Таким образом, все провайдеры, машины и так далее, будут материально заинтересованы в том, чтобы оборот соответствующего контента был легальным. Уже самих провайдеров достал колоссальный торентовский объем трафика, который перекачивается из, например, Украины или Сейшельских островов на наши компьютеры. Нелегальные участники рынка прикрываются демагогией о свободе слова и свободе информации. Это очевидное вранье.
Вторая проблема – не предоставление кинотеатрами достоверной информации, что отражается на итоговых показателях сборов и в большей степени на российских фильмах. Часть сборов кинотеатры утаивают. Кинотеатральный бизнес очень сложный. Новый кинотеатр окупается за 6 – 8 лет, и то, если он хорошо работает. Сегодня даже передовые кинотеатры нуждаются в техническом перевооружении. И нам нужно помогать в цифровизации, переоснащении новыми звуковыми системами. Но без достоверных данных, без прозрачности этой части кинорынка мы не сможем дотировать билеты на российское кино, как предлагал Сергей Александрович Толстиков. Закон о Едином электронном билете надо наполнить содержанием, чтобы сделать его рабочим. Проблемы Интернет-пиратства и непрозрачности кинотеатров нуждаются в государственном органе, уполномоченном контролировать эти виды деятельности. Логично, чтобы контроль осуществляло Министерство культуры. А сообщество продюсеров, в свою очередь, готово помогать в мониторинге и предоставлении данных. Мы хорошо знаем, кто и где проказничает».
Инициатива Федора Бондарчука
Федор Сергеевич предложил финансировать в крупных объемах один международный кинофестиваль класса «А» – московский, один национальный, пять – по основным направлениям – игровое, неигровое, анимационное, детское и дебютное кино. А также около 35 региональных кинофестивалей, при условии серьезной финансовой поддержки местных властей.
В Министерстве культуры, по мнению господина Бондарчука, надо создать специальный комитет, который бы и отвечал на все эти вопросы. Составлял бы классификатор фестивалей, следил бы за расходом средств и обязательно проводил бы фестивальную ротацию.
Федор Бондарчук также поддержал идею замполпреда президента в СЗФО Станислава Воскресенского провести в Калининграде первый фестиваль российского короткометражного кино.
По окончании заседания журналистам предоставили время для общения с участниками Совета по кино. На стандартный вопрос, о чем говорили на Совете, когда в пресс-центре резиденции «Горки 9» отключили видеотрансляцию, все в один голос говорили о том, что главной темой обсуждения было Интернет-пиратство.
Послесловие
Например, Карен Шахназаров по моей просьбе повторил сказанное на Совете:
«На тему пиратства говорили все, и я рад, что мы нашли поддержку в лице Дмитрия Анатольевича Медведева. Он высказался за систематическую борьбу с пиратами. Например, что надо штрафовать и пользователей. О том, что такое возможно, я привел пример из собственной практики. Недавно я получил письмо из Германии, в котором муж делится со мной печальной историей своей жены. Она на свой компьютер, якобы, случайно скачала мой фильм «Белый тигр» и теперь к ней пришло извещение: либо заплатить штраф в сумме 1200 евро, либо 6 месяцев тюрьмы. Правда, я не совсем понял, зачем муж мне написал. Может быть, надеялся, что вмешаюсь, или помогу штраф заплатить, все-таки, скачивали мой фильм (смеется). Но я не знал, что в Германии такие жесткие законы. Не помешало бы и нам ввести подобную норму. За кражу в магазине ведь предусмотрены нормы в Уголовном кодексе. А что есть пиратство в Интернете? Такое же воровство. Для кино это важно, мы теряем колоссальные деньги».
Также ситуацию прокомментировал режиссер Джаник Файзиев:
«Вопросов было много, все они в нашей киноиндустрии насущные и острые. Но на таком совещании, безусловно, невозможно всё обсудить подробно, потому основной темой стали разные аспекты проблемы широкополосного Интернета и авторского права. Министр культуры говорил об опасности волюнтаризма в самой свободной из всех информационных зон, так как проявлять политическую волю в Интернете, на его взгляд, не очень корректно.
Но ведь авторское право также нуждается в защите не меньше, чем свобода слова. В нашей стране надо подробно объяснять, в чем суть авторского – интеллектуального – права, и почему автор может считать себя обкраденным, когда его трудом пользуются без спроса, без оплаты. Пока же, люди быстрее воспринимают суть прав на собственность, когда лично им нанесен материальный ущерб. Например, кто-то вошел в их дом и не только попользовался их библиотекой, но и прихватил с собой то, что понравилось. О том, что они как Интернет-пользователи наносят аналогичный вред автору, воспринимается с трудом.
Думаю, что после этого совещания точка зрения господина Мединского в отношении авторских прав в Интернет пространстве должна измениться.
Была затронута тема квотирования сеансов российского кино. Но здесь надо быть очень осторожными, потому что можно убить наш кинотеатральный бизнес. Квотирование кинопоказов отечественных фильмов влечет за собой много вопросов. Например, как убедить телеканалы не показывать в пятницу-субботу-воскресенье высокобюджетное голливудское кино, чтобы зритель не отвлекался от посещения кинотеатров? ТВ никогда не поступится собственными рейтингами и не согласится на уменьшение рекламных поступлений».
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии
05.05.2022
Российская киноиндустрия получит дополнительное финансирование
11.01.2022
Итоги заседания совета по развитию кинематографии: поручения министерствам
29.12.2021
Заседание Совета по развитию отечественной кинематографии: главное
20.12.2021
Государство выделит дополнительную поддержку российской кинематографии
27.03.2019
Решения Правительственного совета по кино
Другие статьи по теме Режиссер Федор Бондарчук
04.03.2024
Итоги творческой встречи с Федором Бондарчуком на выставке «Россия»
29.12.2023
Самые ожидаемые фильмы 2024 года
13.09.2023
ЦПШ на СПбМКФ 2023: байопик - скоро, две комедии – на новогоднюю битву
23.03.2023
НМГ Студия выпустит фильм про советского рок-музыканта Игоря Талькова
23.12.2022
Бондарчук заменит Муругова в совете Фонда кино
Реклама