Заседание Совета по развитию отечественной кинематографии: главное
В середине декабря прошла встреча председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с членами Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, участники которой обсуждали увеличение финансирования российского кино, объемы национального рынка, а также концепцию развития отрасли до 2030 года.
«У российского кино сегодня достаточно сильные позиции, в том числе благодаря постоянной поддержке государства, о необходимости которой недавно говорил Президент России. Доля отечественных картин в прокате выросла с 14 до 30% в текущем году. И сделано это за десять лет», – сказал в начале мероприятия Михаил Мишустин.
Главной новостью встречи стало заявление премьер-министра о дополнительном финансировании отечественного кино. В 2022 году российская киноотрасль получит дополнительную поддержку от государства в размере 5,5 млрд рублей. Из них 4 млрд рублей направят в Фонд кино и 1,5 млрд рублей в Минкульт.
Восстановление кинопроката и возможность вернуть зрителей в кинозалы – еще одна важная тема собрания, так как сейчас в ряде регионов из-за распространения коронавируса ситуация до сих пор остается непростой, посещаемость все еще падает. Поэтому без поддержки государства отрасль не выстоит. Мишустин напомнил, что в прошлом году, в первый пандемийный год, государство поддержало производство фильмов и кинопоказ, этой возможностью воспользовались «почти 700 организаций, работающих в индустрии».
Исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Федор Соснов в своем выступлении говорил в том числе и про будущее зрительского кино: «Зрительское кино не свободно от угроз. Тяжелейший пандемический удар снизил объемы национального рынка, который обеспечивает 80% доходных поступлений для отечественного зрительского кино, до небывалых значений: на 60% в пандемийном 2020 году. Но даже сейчас, в 2021 году, объем рынка пока на 40% ниже аналогичных показателей допандемийного периода. Другими словами, объем доходных поступлений отрасли снижен».
Одной из причин, ставящих будущее зрительского кино под угрозу, Соснов назвал «экспоненциальный рост количества подписчиков онлайн-видеосервисов» и, соответственно, повышение объема производственного заказа со стороны «малого экрана»: «Отрасль к такому объему заказа оказалась не готова – ни кадрово, ни инфраструктурно. Это вызвало безумный рост цен и рост стоимости кинопроизводства. Только в 2021 году по отношению к 2020-му рост стоимости производства, по оптимистичным прогнозам, составит 35%, и такой рост сохранится».
Продолжил тему роста влияния онлайн-платформ и «что с этим делать» генеральный директор Первого канала Константин Эрнст: «Сегодня заказчиками контента становятся онлайн-платформы. Объем этого заказа превышает то, что было до этого в индустрии, на порядок. Только в этом году суммарные вложения площадок превысили 50 млрд рублей, а в следующем году будут еще больше. При этом в зрительском кино, от которого непосредственно зависит уровень национального кинематографа, мы запустили в 2021 году в производство, смешно сказать, только 7 фильмов, распределив 1,6 млрд рублей. Этот дисбаланс кладет отрасль на лопатки».
Он также добавил, что все, кто может создавать конкурентоспособный контент – уже на эксклюзивных контрактах онлайн-платформ. По мнению Эрнста, происходит «деформация кадровой базы». Режиссеры и сценаристы полностью переходят на создание сериалов, актеры, в свою очередь, изменяют подход к актерской игре. «Они скоро уже не смогут играть не так, как нужно для платформенной продукции – лицом и крупным планом, а так, как нужно для большого экрана – всей душой», – добавил продюсер.
Важным пунктом встречи стало обсуждение программы развития государственных киностудий, преимущественно в центрах кинопроизводства (Москве и Санкт-Петербурге), – Мосфильма, киностудии имени Горького, Союзмультфильма, Ленфильма и Лендока. В связи с увеличением объема кинопроизводства на Урале и в смежных регионах предлагается сохранить и развивать Свердловскую киностудию в Екатеринбурге. Но есть и «проблемные активы»: на Северо-Кавказской студии с 2014 года отсутствует профильная деятельность, поэтому ее акции передадут в собственность республики, а Далькиностудия в Хабаровском крае, скорее всего, будет ликвидирована.
Что касается развития и поддержки кино, то здесь Михаил Мишустин высказался однозначно: чтобы претендовать на государственную поддержку, кино должно соответствовать определенным критериям. Более того, премьер-министр предложил установить единый KPI по тому, что такое хорошее российское кино. Тогда, по его словам, можно будет «распределить господдержку и частные инвестиции более справедливо».
«Кино, которое создается на государственные средства, на мой взгляд, должно абсолютно точно быть ответственным. И нам очень важно, чтобы в эти непростые времена российское кино объединяло общество на основе в том числе традиционных для нас ценностей. И делать это надо мастерски. Эта история, которая связана с любовью к Родине, к семье, справедливостью, сохранением исторической правды, или, как выразился Президент, «на основе здорового консерватизма», должна присутствовать в тех самых ориентирах, которые мы будем ожидать от государственных вложений», – подчеркнул Михаил Мишустин.
Министр культуры Ольга Любимова в своей речи привела несколько количественных показателей. Например, число зрителей, посмотревших в этом году в кинотеатрах российские фильмы – почти 40 млн человек.
Любимова напомнила, что в этом месяце в первом чтении Государственной Думой был принят законопроект о возможности полного государственного финансирования производства и проката дебютных фильмов выпускников кинематографических вузов, а также авторских, анимационных, документальных и научно-популярных фильмов. «Такое кино, мы понимаем, окупается не сразу, и найти средства на него без поддержки государства непросто», – пояснила министр культуры.
Что касается Концепции развития кинематографии до 2030 года, то проект документа должен быть доработан и передан на рассмотрение в Правительство в начале 2022 года. В планах – расширять подготовку специалистов отрасли не только за счет высшего профессионального образования, но и за счет киношкол, кинолабораторий, образовательных проектов, обратить особое внимание на реставрацию и восстановление фильмов «золотой коллекции», разработку региональных программ развития кинематографа, создание кинокомиссий в регионах и т.д.
Заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова рассказала о новой форме поддержки отечественной кинематографии в рамках программы «Пушкинская карта», по которой молодежь сейчас может за счет бюджетных средств (на карте 3 тыс. рублей) посещать музеи, театры, киноконцертные залы, библиотеки. Это позволило, по словам Голиковой, «увидеть, какие учреждения культуры по-настоящему востребованы среди молодых посетителей, а также создало здоровую атмосферу конкуренции и борьбы за каждого зрителя». В новом году действие «Пушкинской карты» должно быть распространено и на кинотеатры и ее бюджет вырастет: с 1 января 2022 года гражданам России в возрасте от 14 до 22 лет на карту будет зачислено 5 тыс. рублей в год.