«Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» снимает фильм «Легенда №17»
Во дворце спорта «Крылья Советов» за съемочным процессом «Легенды № 17» наблюдала обозреватель ПрофиСинема Вита Рамм
7.30 утра. Возле дворца уже собралась солидная очередь желающих сниматься в кино. Ассистенты ловко отбирают, согласно моде 70-х, одевают «болельщиков», и под бдительным руководством режиссера рассаживают на трибуны.
У режиссера Николая Лебедева перед началом съемок нашлось несколько свободных минут, чтобы ответить на вопросы ПрофиСинема. Мы разговариваем в специальном трейлере. В соседнем готовится к съемкам звезда фильма – Олег Меньшиков. Он снимается в роли Анатолия Тарасова. Режиссер, словно чувствуя мои сомнения, показывает мне портреты великого тренера и артиста. Оба в 50-летнем возрасте и сходство характеров само бросается в глаза. Забегая вперед, скажу, что мне показали несколько фрагментов с участием Меньшикова. И на экране, в движении совпадение Олега Евгеньевича со своим героем Анатолием Тарасовым убеждает еще сильнее, чем фотографии. У обоих талант, и они оба по сути своей лидеры с харизмой победителей.
А тем временем Данила Козловский, исполнитель роли Харламова, в группе спортсменов и актеров, уже наматывает круги по катку. Настоящий тренер бдительно следит, чтобы артисты не просто катались, а наравне с профессиональными хоккеистами выполняли все упражнения: «хоть и съемки, вроде бы все понарошку, но мышцы надо обязательно разогреть. Наш спорт – травматичный». Молодые актеры на льду ведут себя, словно телята, впервые попавшие на зеленый луг – каждый старается клюшкой зацепить шайбу и попасть в ворота.
Увидев нас с режиссером, Данила успевает подскочить к бортику и радостно прокричать о том, как же ему все тут нравится. И тренировки, и съемки, и лед. Я успеваю задать банальный вопрос – тяжело ведь с такой амуницией бегать и получаю в ответ, что тренировки шли с мая месяца, потому он привык и когда закончатся съемки, он будет продолжать играть, для себя. Николай Лебедев говорит, что работать с таким актером, который так горит ролью, все воспринимает и готов работать, невероятное счастье.
Знакомлюсь я и с Александром Рагулиным. Вот ведь как распорядилась судьба. Сын прославленного хоккеиста, трёхкратного олимпийского чемпиона стал артистом РАМТа и в фильме «Легенда №17» снимается в роли своего отца: «сейчас только стал понимать, насколько хоккей – героический вид спорта и как же было сложно отцу».
На катке я уже полчаса и чувствую, как постепенно стала замерзать и закутываюсь в предусмотрительно захваченную с собой пашмину. Съемочная группа ходит не только в куртках, но и чуть ли не в валенках.
Массовка замерзнуть не успеет. В течение дня она не раз будет переходить в разные секторы трибун. Сначала всех усадили за воротами, так как снимаются эпизоды голов. Люди оказались опытными «болельщиками» и без всякой отмашки ассистентов мужчины, парни, девушки радостно кричат и хлопают в каждом дубле.
Затем «болельщиков» пересаживают в центральный сектор, за скамейкой запасных.
Теперь «актерская» задача усложняется. С финальным свистком надо кричать «молодцы!» и бросать цветы свои кумирам. Букеты невыразительных хризантем (и это тоже правда жизни, в советские времена не было нынешнего цветочного изобилия) раздают не всем, в основном девушкам.
Но массовка сейчас не столько следит за игрой на катке, сколько заворожено наблюдает, как возле бортика сосредоточено, с внутренним напряжением вперед-назад ходит Олег Меньшиков, т.е. Анатолий Тарасов. Энергия гениального тренера, исходящая от артиста, заряжает всех. Второй дубль я смотрю на маленьком экране, и уже не могу отличить, кто на скамейке запасных артист, а кто спортсмен и ловлю себя на мысли, что начинаю переживать за результат матча. Но режиссер просит сыграть и третий дубль – вновь массовка аплодировала не ритмично, а кто-то забыл бросить свой букет.
И вновь в кадр входит Олег Евгеньевич, но вновь видишь перед собой Анатолия Владимировича Тарасова. К Меньшикову подходить боязно, он действительно не совсем в настроении. И есть от чего – к съемкам артист был готов уже с самого утра, а эпизод с ним снимали гораздо позже. Но после команды «Стоп! Снято!» массовка провожает артиста бурными аплодисментами и Олег Евгеньевич улыбается.
Николай Лебедев поясняет: «этому мы не обучали, они сами всегда встречают и провожают его аплодисментами. Люди понимают, что надо показать свое уважение к большому таланту».
К большому сожалению Данилы, сегодня для него съемки тоже завершились. Актер даже попытался схитрить и попросил: «еще один дубль утреннего эпизода, чувствую, что мог бы сделать лучше». Режиссер отпускает спортсменов и артистов, а Данилу зовет к монитору и со словами « а что здесь можно еще сделать лучше», убеждает артиста уже снять коньки.
К наступлению обеденного перерыва было снято несколько эпизодов. Редко когда съемочный процесс идет без суеты и обычного бардака, говорю я режиссеру. И получаю в ответ простое объяснение: «Мне повезло с командой. Для сотрудников «Студии ТРИТЭ» нет невыполнимых задач, а работают они споро, без криков и имитации деятельности, по мелочам не дергают меня. Каждый знает, что ему и когда делать. Поэтому я могу заниматься только самим съемочным процессом. Я никогда еще в таких комфортных условиях не работал».
В краткие паузы – пока переставлялась камера, пока репетировали на льду передвижения, мне показали несколько фрагментов уже отснятого материала. Свидетельствую, спортивные моменты на льду смотрятся, словно ожившая кинохроника, хотя все они творчество каскадеров-постановщиков.
После обеденного перерыва снимались эпизоды на «трибуне канадских зрителей». Их подбирал Николай Лебедев лично: «Первая игра сборных СССР и профи Канады в Монреале было событием национального масштаба. Присутствовал Премьер-министр и другие официальные лица. Их и будут играть мои друзья, профессиональные артисты. Никогда человек из массовки на крупном плане не сможет передать точные эмоции. Актеры иначе чувствуют себя в кадре. Михаил Дорожкин, Марина Майко, Ирина Лачина, Михаил Анисимов и другие – никто не отказал прийти сегодня и помочь мне только за идею, а не за гонорар».
Друзья, переодевшись, показывались перед режиссером. И Николай Лебедев, в кратких паузах между съемками успевал утверждать и франтовый костюм Дорожкина, который он привез с собой, и хипповое нежно голубое кружевное платье Марины Майко… 72-ой год, канадцы должны отличаться от советских «болельщиков» по цветовой гамме, объясняет режиссер. Друзья – волонтеры не подвели и своих бессловесных персонажей сыграли в лучших традициях Станиславского.
Группа «Легенды № 17» сейчас уже находится в экспедиции, в Минске, затем последует продолжение работы в Москве. Еще планируются съемки в Испании, на родине мамы Валерии Харламова - Арибе Аббад Хермане (Бегониты). Съемочный процесс завершится в декабре месяце московскими зимними эпизодами картины.