Дневники Берлинале 2024: о политике и о кино…
В Берлине начал свою работу 74 кинофестиваль. Мы прилетели за день до официального открытия и прочувствовали всю «прелесть» типичной для столицы Германии зимней погоды – хмарь, дождь и ветер. Накануне церемонии для звезд, которые пойдут по красной дорожке, как обычно, построили специальную крытую галерею, чтобы они не испортили наряды и прически.
Впрочем, берлинская погода переменчива. Дождь закончился и установились почти весенние +14, так что в зимней куртке стало жарко. Еще жарче, пусть и в переносном смысле, было на открывающей пресс-конференции. Говорили преимущественно о политике, обсуждали огромное количество вопросов на злобу дня, осуждали позицию отдельных членов жюри по некоторым вопросам, совершенно забыв о кинематографе.
Неделей ранее фестиваль выпустил даже специальный пресс-релиз, в котором объявил о своем решении отозвать приглашение на церемонию открытия нескольким делегатам правой партии Альтернатива для Германии. В пресс-релизе даже называлось это решение демонстрацией приверженности демократическим идеалам. Я абсолютно солидарен с решением фестиваля, вот только, как и у многих моих коллег, у меня возник вопрос: «Когда делегатов приглашали, позиция АдГ организаторам была неизвестна, или что-то поменялось?». Одна из журналисток спросила главу жюри, звезду фильмов «12 лет рабства» и «Черная пантера» и лауреатку премии Оскар, Лупиту Нионго осталась бы та в зале, если бы там были правопопулисты из АдГ. «Я иностранка и не знаю вашей политической ситуации. Поэтому я рада, что мне не придется отвечать на этот вопрос», - сказала Нионго с видимым облегчением.
Тогда вопрос переадресовали еще одному члену жюри - немецкому режиссеру Кристиану Петцольду. «Пять политиков из АдГ в зале, который вмещает тысячи человек, не были бы проблемой. Мы не трусы», - ответил режиссер раздраженно.
Досталось и входящему в состав жюри испанскому кинорежиссеру и сценаристу Альберту Серра. Корреспондент одного из немецких изданий вспомнила Серра его интервью 2018 изданию Colta под говорящим заголовком: «Я бы хотел работать на русскую секретную службу». В ответ режиссер пытался отшутиться, сказав, что не все утверждения стоит принимать всерьез, что он мог сказать, что хотел бы быть Папой Римским, и, вообще, после 2022 все изменилось. Но журналисты настаивали на серьезном разговоре и получили в ответ, что на его слова «нужно смотреть в контексте», а «реальная политика намного сложнее». И этот ответ тоже не удовлетворил представителей СМИ.
Красная дорожка фильма открытия Берлинале также не обошлась без политических лозунгов. Картина «Такие мелочи» от сорежиссера «Острых козырьков» Тима Милантса. Сценарий основана на романе Клэр Киган, финалистки Букера и обладательницы премии Оруэлла. В главных ролях — Киллиан Мерфи, Кьяран Хиндс и Эмили Уотсон, а продюсерами выступили сам Мерфи и Мэтт Деймон. Фильм рассказывает о печально известных не только в Англии, но и за ее пределами приютах Св.Магдалины, церковных учреждениях тюремного типа для забеременевших незамужних девушек. Приюты прекратили свою работу только в середине 90-х годов прошлого века. Об этом снято было уже немало, в том числе изумительная драма Питера Муллана «Сестры Магдалины», получившая в 2002 году Золотого Льва Венеции.
На мой взгляд, «Такие мелочи» сильно проигрывают «Сестрам Магдалины» и по уровню драматургии, и по своему антиклерикальному посланию. К безусловным достоинствам картины можно отнести великолепную актерскую работу Киллиана Мерфи. Однако, мотивация главного героя не всегда понятна, из-за этого он временами выглядит городским сумасшедшим, и я не уверен, что этого хотел режиссер.
К моменту написания редакторы ПрофиСинема посмотрели четыре фильма, но большая часть из них еще не была продемонстрирована публике. Фестивальное эмбарго разрешает нам публиковать рецензии только после официального показа. Следите за обновлениями на ProfiCinema.com