Берлинале 2024: Итоги фестиваля. На Юг
Завершился 74 Берлинский международный кинофестиваль. Золотой Медведь достался документальному фильму француженки сенегальского происхождения Мати Диоп «Дагомея». Кино интересное и важное. Но в целом жюри под руководством актрисы Лупиты Нионго раздало всем сестрам по серьгам, наградив всех понемногу.
За полдня до гала-церемонии свои награды огласили независимые жюри. И две самые важные их награды (Международной Ассоциации кинокритики и кинопрессы FIPRESCI и экуменического жюри) достались иранской драме «Мой любимый пирожок» Мариам Мохаддам и Бехташа Санаеха. Мало того, что это кино стало фаворитом фестивальной прессы и с самого старта лидировало в рейтинге журнала Screen, но еще и было отягощено политическим бэкграундом. Режиссеров не выпустили из Ирана в Германию на премьеру, отобрав паспорта, и Берлинале даже опубликовал по этому поводу специальный пресс-релиз. Можно было предполагать, что и основное жюри отметит этот фильм, но нет, как раз он остался без призов.
Награды жюри распределило очень ровно, отметив разные территории и подходы к кино. То есть наградили всех и вся — кино американское и европейское, азиатское и африканское кино, современное актуальное и неигровое, исторические драмы и фантастику.
Так гран-при получил очередной замечательный фильм Хона Сан Су «Нужды путешественника» с Изабель Юппер в роли прибывающей в Корею загадочной француженки, преподающей местным жителям свой язык по интересной методике.
Приз жюри достался «Империи» Бруно Дюмона, остроумной фантастике о рыбацкой деревне, в жителей которой вселились инопланетяне враждующих кланов и ведут в этих телах свои звездные войны.
Медведь за режиссуру — доминиканцу Нельсону Карлосу Де Лос Сантосу Ариасу, автору «Пепе», самого странного фильма программы, в котором повествование ведется от лица бегемота.
Голливудская звезда Себастьян Стэн получил награду за лучшую роль — в «Другом мужчине» американца Аарона Шимберга, драме о внешности и самоидентификации (фильм не великий, но усилия Стэна и его работу в выдающемся гриме трудно не признать).
А Эмили Уотсон — за роль второго плана в открывавших фестиваль «Таких мелочах» Тима Милантса, и вот эта награда, может быть, самая безусловная — Уотсон минимальными средствами в небольшом количестве своих сцен ухитряется вселять такой ужас в смотрящего, что с избытком хватает на весь фильм.
Свои награды получило немецкое и немецкоязычное кино. Маттиас Гласнер был удостоен приза за сценарий за «Умирание», драмеди о жизни семьи, ее страданиях и разговорах о смерти. А награду за выдающийся художественный вклад жюри отдало Мартину Гшлахту, оператору «Дьявольской бани» Вероники Франц и Северина Фиала. И, видимо, тоже вполне безусловно — в этой истории о депрессии деревенских женщин в XVIII веке столько операторского мастерства, особенно в отражении разнообразных кровавых подробностей, что во время просмотра слегка мутит.
Конкурс нынешнего Берлинале в общем и целом был слабым, таково мнение все того же рейтинга Screen — обычно на фестивалях один-два участника конкурса получают рейтинг ниже двойки, в этом году в программе таких было пять (в том числе, кстати, и «Империя», в итоге оказавшаяся в призах). В нем было сразу два документальных претендента — «Архитектон» Виктора Косаковского и «Дагомея» Мати Диоп, и последняя унесла главный приз. Мы привыкли к тому, что неигровое кино уже какое-то время не просто заняло свое место в основных конкурсных программах главных фестивалей мира, но и получает там высшие награды. Берлинале не сказал тут ничего нового, но лишний раз это важнейшее место документалистики подтвердил.
В программе заметен интерес к жанру, к фантастике. В «Империи» Бруно Дюмона все же слишком много иронии, пародии на историю Кайло Рена и Рей из «Звездных войн» и чисто авторских шуточек и персонажей. Но зато, например, «Другой выход» Пьеро Мессины — почти чисто жанровая история, фантазия о корпорации, которая сознание внезапно умерших людей научилась подгружать в тела добровольцев, чтобы родственники внезапно умерших смогли провести с ними еще немного времени, подготовиться и смириться с их уходом из жизни.
Но, вероятно, самый важный итог нынешнего конкурса — то, как невыгодно в плане энергии и жизни смотрится американское и европейское кино на фоне кино остального мира. Американо-европейское, в основном, про смерть, гибель, разрушение (от драм до комедий), либо больше похоже на упражнения мастеров в том, что они давно умеют. Будь то, кроме названных, «Вне времени» Оливье Ассайаса или, допустим, крепкая драма «Сыновья» Густава Мёллера, с великолепной Сидсе Бабетт Кнудсен. «Другой мужчина», кстати, символически как раз об этом — можно быть белым гетеросексуальным привлекательным парнем, но без огонька внутри. Кажется, из вполне живого можно отметить лишь талантливый трэш Маргериты Викарио «Глория», вышеупомянутые «Такие мелочи», да «Иностранный язык» Клэр Бурже.
Кино остального мира в конкурсе Берлина выглядело гораздо более витально. Будь то энергичная «Кухня» мексиканца Алонсо Руиспаласиоса, пустоватый, но визуально пышный «Черный чай» мавританца Абдеррахмана Сиссако, немного корявый, но снятый с невероятной фантазией «Пепе» де Лос Сантоса Ариаса, хоть и сильно затянутая, но мощная «Шамбала» непальца Мир Бахадур Бхам. Словно что-то живое — в самой истории или визуально, — оно все за пределами Европы и США, в лучшем случае где-то у их границ, оно южнее.
Конечно же есть еще Хон Сан Су с его «Нуждами путешественника» с Изабель Юппер, которая у него не случайна, ведь уже снимается в третьем его фильме, где перемешиваются в кадре языки, а уже привычные методы режиссера каждый раз удивляют заново. Но он давно существует сам по себе, вне любых географических привязок или оценок всех на свете фестивалей.