Венеция 2023: день девятый, финал близок
Венецианский кинофестиваль стремительно приближается к завершению. 7 сентября наше внимание привлекли два конкурсных фильма: история жизни цыгана «Любо» итальянского режиссера Джорджо Диритти, и драма Малгожаты Шумовски о гендерной самоидентификации в современной Польше «Женщина из…».
«Любо» - это копродукция Италии и Швейцарии, седьмой итальянский фильм в конкурсе 80 Венецианского фестиваля. Главный герой картины Любо — кочевник, уличный актер, которого в 1939 году призвали в швейцарскую армию для защиты границ страны от возможного немецкого вторжения. Вскоре после начала службы он узнает, что его жена погибла, пытаясь помешать жандармам забрать у нее троих маленьких детей. Это было сделано в соответствии с действующими тогда в Швейцарии законами, в рамках национальной программы перевоспитания «детей дороги». (Hilfswerk für die Kinder der Landstrasse). Любо осознает, что у него никогда не будет мира в душе, пока он не добьется справедливости и не вернет своих детей.
Как заявляет сам режиссер основной материал он подчерпнул из романа Марио Каваторе «Сеятель»: «Малоизвестные события, произошедшие в Швейцарии пятьдесят лет назад, легли в основу фильма «Любо», где я пытался показать как сумасшедшие принципы и дискриминационные законы порождают зло, которое со временем расширяется, как масляное пятно, проникая в жизнь людей, изменяя их пути, ценности, порождая боль, гнев, насилие, двусмысленность... но также любовь к жизни и к своим детям, желание все пережить и восстановить справедливость». Несмотря на солидный хронометраж – три часа, смотрится «Любо» на одном дыхании. Главного героя убедительно сыграл известный немецкий актер Франц Роговский, который, по нашему мнению, может стать одним из главных претендентов на награду на Кубок Вольпи.
Драма Малгожаты Шумовски охватывает 45 лет жизни Анелы Весоли и ее пути к гендерной самоидентификации на фоне трансформации Польши от социализма к капитализму. Героиня сталкивается с трудностями в семейной жизни и сложным отношением окружающих. «Женщина из…» вызвала негативную реакцию у консервативно настроенных польских политиков. Впрочем, эта реакция – небольшой ветерок по сравнению с настоящим политическим скандалом, который вызвал другой польский участник Венеции 2023 – «Зеленая граница». Фильм Агнешки Холланд о трагических событиях на польско-белорусской границе получил очень хорошие отзывы критиков и крайне негативную реакцию на родине. Крупный польский политик Збигнев Зебро даже сравнил его с пропагандистскими фильмами нацистской Германии. Обе эти картины по разным причинам вряд ли в обозримом будущем будут показаны в России.
Венецианский кинофестиваль близится к завершению. Завтра в последнем выпуске дневников где мы назовем свою пятерку фаворитов и сделаем предположение по распределению официальных призов. Следите за обновлениями на ProfiCinema.com