Итоги Венецианского фестиваля: на смотре торжествует «Вся красота и кровопролитие»
10 сентября на острове Лидо завершился 79 Венецианский кинофестиваль. Лучшим фильмом основного конкурса признали американскую документальную ленту о фотографе и активистке Нэн Голдин «Вся красота и кровопролитие» Лоры Пойтрас. Это второй раз в истории смотра, когда неигровой фильм удостоился Золотого льва, первый – «Священная римская кольцевая» – почти десятилетие назад (в 2013).
Лора Пойтрас к тому же стала третьей подряд женщиной-режиссером, получившей главный приз в Венеции, после недавних триумфов Хлои Чжао за «Землю кочевников» и Одри Диван за «Событие».
За призы основного конкурса боролись 23 ленты, лауреатов в каждой категории объявляла председатель жюри американская актриса Джулианна Мур. На торжественной церемонии в золотом свете софитов (и под пристальным взором статуи золотого льва в зрительном зале) не раз звучали слова о справедливости и свободе. Поэтому вполне логично, что в качестве жеста солидарности и поддержки одну из наград – Специальный приз жюри – получил отбывающий срок в тюрьме иранский режиссер Джафар Панахи за киноработу «Нет медведей» – фильм-протест.
В благодарственной речи Пойтрас также упомянула иранского режиссера: «Мой фильм рассказывает о борьбе американского фотографа Нэн Голдин с семьей Саклер, владельцем фармацевтической компании Purdue Pharma, ответственной за опиоидную эпидемию в США. Я не встречала никого в своей жизни, обладающего такой исключительной храбростью, как она. Посвящаю награду Нэн Голдин, вдохновившей меня на фильм и продолжающей вдохновлять по сей день, а также журналистам и кинематографистам, таким как Джафар Панахи, которые рискуют всем ради творчества».
Свой приз – Серебряного льва за лучшую режиссуру фильма «Целиком и полностью» – посвятил Панахи и всем арестованным кинематографистам и Лука Гуаданьино. Премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса получила Тейлор Рассел, исполнившая в «Целиком и полностью» главную роль.
Несколько наград забрал также фильм «Инишеринские Банши» Мартина МакДоны: за Лучший сценарий и Лучшую мужскую роль. Колин Фаррелл, убедительно исполнивший несвойственную для него роль – добродушного деревенского жителя, опустошенного отчуждением своего лучшего друга, – не смог присутствовать на церемонии лично и поприветствовал собравшихся по видеосвязи.
МакДона ранее получил награду в этой же категории – за лучший сценарий – в 2017 году за фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Лучшей актрисой ожидаемо признали Кейт Бланшетт, блиставшую в фильме режиссера Тодда Филда «Тар» в роли главного дирижера Берлинской филармонии. Картина «со всеми своими достоинствами и недостатками держится на актерской игре Кейт Бланшетт», и, по признанию режиссера, сценарий был написан исключительно под актрису.
Особенно стоит отметить французскую ленту «Сент-Омер» Алис Диоп, получившую Гран-при жюри. Социальная драма рассказывает историю современной Медеи – молодой женщины, которая обвиняется в убийстве 15-месячной дочери. Фильм также удостоился приза за Лучший дебют имени Луиджи де Лаурентиса.
В конце церемонии президент фестиваля Роберто Чикутто, объявляя о закрытии киносмотра этого года, пошутил: «Хочу, чтобы все помнили, что Венецианскому фестивалю в 2022 году исполнилось 90 лет, пусть вас не смущает цифра 79 в названии».
Лауреаты 79 Венецианского международного кинофестиваля
Основной конкурс
Лучший фильм
«Вся красота и кровопролитие» / «All the beauty and the bloodshed» (США), режиссер Лора Пойтрас;
Гран-при жюри
«Сент-Омер» / «Saint-Omer» (Франция), режиссер Алис Диоп;
Специальный приз жюри
«Нет медведей» / «No Bears» / «Khers nist» (Иран), режиссер Джафар Панахи;
Лучшая режиссура
Лука Гуаданьино — «Целиком и полностью» / «Bones and All» (США);
Лучший сценарий
Мартин МакДона — «Инишеринские Банши» / «The Banshees of Inisherin» (Ирландия, Великобритания, США), режиссер Мартин МакДона;
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
Кейт Бланшетт — «TÁR» (США), режиссер Тодд Филд;
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль
Колин Фаррелл — «Инишеринские Банши» / «The Banshees of Inisherin» (Ирландия, Великобритания, США), режиссер Мартин МакДона;
Лучший молодой актер/актриса
Тейлор Рассел — «Целиком и полностью» / «Bones and All» (США), режиссер Лука Гуаданьино;
Секция Горизонты
Лучший фильм
«Третья мировая война» / «World War III» (Иран), режиссер Houman Seyiedi;
Лучшая режиссура
«Вера» / «Vera» (Австрия), режиссеры Tizza Covi, Rainer Frimmel;
Специальный приз жюри
«Хлеб и соль» / «Bread and Salt» (Польша), режиссер Дамиан Коцур;
Лучшая женская роль
Вера Джемма — «Вера» / «Vera» (Австрия), режиссеры Tizza Covi, Rainer Frimmel;
Лучшая мужская роль
Мохсен Танабанде — «Третья мировая война» / «World War III» (Иран), режиссер Houman Seyiedi;
Лучший сценарий
Фернандо Гуццони — «Blanquita» (Чили, Мексика), режиссер Фернандо Гуццони;
Лучший короткометражный фильм
«Cнег в сентябре» / «Snow in September» (Франция, Монголия), режиссер Lkhagvadulam Purev-Ochir;
Приз за Лучший дебют имени Луиджи де Лаурентиса
«Сент-Омер» / «Saint-Omer» (Франция), режиссер Алис Диоп;
Приз зрительских симпатий Armani Beauty
Секция Горизонты
«Nezouh» (США, Сирия, Франция), режиссер Soudade Kaadan;
Венецианская классика
Лучший отреставрированный фильм
«Рожденный убивать» / «Koroshi no rakuin» (Япония, 1967), режиссер Сэйдзюн Судзуки;
Лучший документальный фильм о киноклассике
«Фрагменты рая» / «Fragments of Paradise» (США), режиссер KD Davison (картина о Йонасе Мекасе — классике американского неигрового и независимого кино литовского происхождения);
Программа Venice Immersive (VR)
Большой приз жюри
«From the Main Square» (Германия), режиссер Pedro Harres;
Специальный приз жюри
«Eggscape» (Аргентина), режиссер German Heller;
Best experience
«The Man Who Couldn’t Leave» (Тайвань), режиссер Chen Singing;