Венеция 2018: В «Горизонтах» показали «Человека, который удивил всех»
Продолжается 75 Венецианский международный кинофестиваль, открывшийся 29 августа. В конкурсе показали уже почти все самое ожидаемое, наиболее высокие критические оценки пока у лент Альфонсо Куарона и Жака Одиара. Ну а в конкурсе «Горизонты» состоялась премьера «Человека, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, для нашего кино редкого во всех отношениях фильма, который и правда удивляет.
В гостях у сказки
Герой этой истории – житель глухой деревни Егор, носящий гордую и очень мужественную фамилию Коршунов. Вообще тема мужественности тут самая важная. Фраза «Ты ж мужик!» в том или ином варианте и из самых разных уст прозвучит в кадре не раз. Может быть, самая страшная фраза в нашем общественном сознании, столько за ней скрыто даже не преступлений (это было бы полбеды), а ежедневной рутины, с рождения и до смерти, в диапазоне от глупости до гадости. Егор как раз настоящий мужик во всех своих проявлениях. Однажды, одетый в хаки, он по-хозяйски объезжает лес, за плечами ружье не просто так, он планирует охотиться. Причем, на людей. Его добычей становится парочка браконьеров. К врачу тоже идет в самый последний момент, или даже вообще оказывается в клинике случайно, как раз после схватки с браконьерами. Ну конечно, ходить по врачам – тоже как бы не мужское занятие. У врача и выясняется, что он смертельно болен, и жить ему осталось два месяца. Вернее, «месяца два», как подчеркивает эту инверсию врач.
Далее Егор по-прежнему проявляет себя как настоящий мужик и крепкий хозяйственник. Жене (Наталья Кудряшова) ничего не говорит, узнает все про хосписы, отправляется в банк, где кладет деньги под проценты, оформляя на жену доверенность (так деньги получить проще, чем по завещанию). Причем, не на три месяца, как ему предлагают в банке, а на два, ведь в трех месяцах вклада практического смысла нет. Жена узнает все случайно и вытягивает из мужа признание, а также инструкцию – он практично написал ей памятку на предмет того, как действовать. Потом истерично таскает его по врачам – местным и заезжим, - в какой-то момент приводит его к шаманке.
В кадре мелькают персонажи порой случайные и сыгравшие свою роль стремительно. Вот городской врач, отказавшийся брать с семьи Егора деньги, потому что помочь он не может. Вот представитель власти, мерзкий во всех своих проявлениях. Вот шаманка, сиплая, сильно пьющая, изрекающая философское «крепко держишь, привык крепко держать, а ты попробуй отпустить». Именно шаманка в общем, походя, рассказывает ему историю о селезне, который обманул смерть, прикинувшись уткой. Оказалось, эта история у Егора в сознании отложилась. Он пробует ее на вкус, обдумывает, сначала внутри себя, потом, закупив женскую одежду и косметику, переодевается, тайком, ночью, в бане. Следующей ночью выходит в таком виде к себе во двор, еще через сутки уже выходит днем. В общем, это даже не спойлер, потому что важно не что герой решил сделать, а как эту историю в итоге в фильме рассказали.
Главную роль в «Человеке, который удивил всех» сыграл Евгений Цыганов, сыграл более чем классно и очень смело. Трансформация его поразительна – и внешности (фигура, ногти, серьги в ушах), и то, как он носит женское платье, непременно красное, хоть и с дурацким узором, из местного сельпо. Как он ходит, как бегает после этой трансформации, наконец - высший пилотаж – как он носит дамскую сумочку. Реакция на него у окружающих предсказуема. Отказываются его принимать жена, сын и вообще все. Сельские приходят его бить, скорее, от шока, хотя, кажется, особой симпатии они к нему и раньше не испытывали. Жена поколотила его еще до его выхода во внешний мир. Впрочем, этими реакциями дело не ограничится.
«Человек, который удивил всех» может показаться или чернухой, или философским размышлением о смерти (каждый ведь умирает в одиночку). Даже попыткой авторов следовать актуальной теме ЛГБТ. То есть, не исключено, что авторы задумывались об актуальном, но как люди определенно талантливые, по факту сделали нечто совсем иное.
Фильм порой предсказуем (наличием той же чернухи, например), но удивляет он гораздо в большей степени. Удивляет смелостью выхода к финалу и самим стилем. «Человек, который удивил всех» рассказывают свою историю, не превращаясь при этом ни в авантюрную комедию переодеваний (в которой в нашем кино уже был Александр Калягин, например), ни в проблемное кино про ЛГБТ: заподозрить в этом фильм Чупова и Меркуловой – это все равно что подозревать в ЛГБТ-тематике сказку про Красную Шапочку с ее переодевающимся в бабушкино платье волком.
Перед нами фактически фильм-сказка (минус российский гомофобный быт, но и он свою сказочную роль на самом деле играет). Сказка почти средневековая, о том, как кто-то вдруг оборачивается кем-то абсолютно другим, страшная, но не обязательно фатальная. С непременным волшебным допущением. Решив стать женщиной, и ранее немногословный Егор замолкает окончательно. Эта немота – она тоже из сказок, в которых герой должен молчать, чтобы чудо свершилось, из каких-нибудь «Диких лебедей» Андерсена о сестрице Элизе, вязавшей братьям-лебедям рубашки из крапивы и по условиям заклятья молчавшей, чтобы они снова могли стать людьми. Фильм мрачный, как и европейская, да в общем-то и лишенная наносных поздних трактовок русская сказка, его чудо не исключает страха, чернухи и вообще макабра. Сказать, что у авторов получилось нагнать страху и одновременно нагнать чуда – ничего не сказать.
О лидерах рейтингов
Ну а в основном конкурсе Венеции показали уже почти все самые ожидаемые фильмы. Самые высокие оценки международной критики пока у «Рима» Альфонсо Куарона и у «Братьев Систерс» Жака Одиара. Одиар экранизировал книгу канадца Патрика де Витта, роман, который в свое время вошел в шорт-лист букеровской премии. В ролях - Джон Си Райли, Хоакин Феникс, Джейк Джилленхол и Риз Ахмед. Это вестерн о братьях-охотниках за головами (Си Райли, Феникс), которые преследуют нашедшего легкий способ искать золото талантливого химика (Ахмед) и присоединившегося к нему сыщика (Джилленхол). Вообще-то сыщик должен был также ловить химика. Но в итоге всеобщая погоня обернулась совместным путешествием с интересными выводами, которые сделали для себя все выжившие участники этой истории. Представив миру свой англоязычный дебют, Одиар заодно внезапно и очень искусно представил себя как большого гуманиста. По оценкам международной прессы его фильм обошел даже вестерн от братьев Коэнов «Баллада Бастера Скраггса», отличнейшее кино, но наполненное не столько гуманизмом, сколько наоборот печальной мизантропией. Фильм представляет собой антологию историй из жизни Дикого Запада, почти каждая из которых вроде с юмором. Но в целом фильм словно сожалеет о натуре человека и о том, что его природа всегда и сокрушительно нарушает природу самой жизни, нас окружающей.
Рейтинги публикуются в фестивальном журнале Ciak, и там же можно найти оценки фильмов от итальянской прессы и от публики. У публики самым большим успехом с совершенно фантастическими оценками (4,7 из 5 возможных) пользуется драма «Работа без авторства» немца Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, оскаровского лауреата и создателя «Жизни других». Его фильм - о нескольких поколениях немцев и о немецкой истории с начала 30-х до конца 60 гг.. С одной стороны кино очень немецкое, оно многое рассказывает об истории национального современного искусства (события частично биографичны и связаны с жизнью самого успешного в финансовом смысле немецкого художника Герхарда Рихтера). С другой – очень интернациональное, развивающее тему о временах нацизма и разделенной Германии, тему, которую немецкие кинематографисты разрабатывают неустанно и весьма успешно. Эта отлично сконструированная и рассказанная история в некотором смысле имеет отношение к России, в ней снимался российский актер Евгений Сидихин, и Доннерсмарк очень хотел бы видеть это кино в российском прокате.
В конкурсе еще должны показать в том числе «Где рождается жизнь» Карлоса Рейгадаса (пресса посмотрела это кино во вторник), а также, «Соловья» Дженнифер Кент, создательницы нашумевшего хоррора «Бабадук».
75 Венецианский международный кинофестиваль завершит в субботу, о наградах Мостры на торжественной церемонии объявит международное жюри под руководством мексиканского режиссера Гильермо дель Торо.