Венеция 2018: Пятнадцать с половиной премьер фестиваля. Выбор ПрофиСинема
29 августа 2018 года на Лидо стартует 75 Венецианский международный кинофестиваль. Традиционно многие североамериканские фильмы именно отсюда начинают свою битву за Оскар. Но даже учитывая этот факт, в нынешнем году программа Мостры выглядит очень сильной. ПрофиСинема рассказывает о премьерах, которые ждет особенно вожделенно, это в том числе фильмы Альфонсо Куарона, Пола Гринграсса, Майка Ли, режиссерский дебют Брэдли Купера и сразу горсть проектов, связанных с Netflix или Amazon.
Сначала о России: в основном конкурсе наших, увы, нет. Зато за призы конкурсной программы «Горизонты» поборется «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Это история человека, которому диагностировали рак, и герой в попытке победить болезнь решил стать другой личностью, не боясь никаких трансформаций. Лента создана в копродукции трех стран (Россия, Эстония и Франция). Меркулова и Чупов – соавторы сценариев кассовых хитов «Салют 7», «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий», соавторы «Интимных мест», изобретательной гуманистической мелодрамы, в 2013 году принесшей им награду Кинотавра за лучший дебют. «Человек, который удивил всех» - их дебют на международном фестивале такого высочайшего уровня.
Кроме того, вне конкурса в разделе Non Fiction покажут «Акварель» классика документалистики Виктора Косаковского, немецко-британскую ленту о воде, экспериментальный фильм в формате 96 кадров в секунду. Ну и, конечно, заявленный тут же «Процесс» Сергея Лозницы, посвященный теме, которая все еще одна из важнейших для России и всего постсоветского пространства - сталинизму и его эпохе. Фильм Лозницы – монтаж хроники 30-х годов о суде над теми, кого обвинили в заговоре против правительства. Все эти фильмы ПрофиСинема безусловно ждет с нетерпением. А вот еще пятнадцать с половиной премьер Мостры, которые вызывают интерес. Приятно, что у многих из них уже есть российские дистрибьюторы.
«Человек на Луне»/First Man, Дэмьен Шазелл, Основной конкурс (Фильм открытия)
22 ноября, UPI
Адаптация официальной биографии Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну. Книгу написал Джеймс Р. Хансен, автор популярных биографий и историк космических исследований. Армстронг, известный еще и тем, что отказывал биографам, желавшим написать историю его жизни, неожиданно согласился работать с Хансеном. Когда его спросили, почему, ответил просто: «Пришло время». Книга вышла в Simon&Schuster в 2005 году и была очень тепло принята в том числе специалистами космической отрасли. Режиссером фильма с Райаном Гослингом в главной роли стал Дэмьен Шазелл. Universal выпускает ленту в кинотеатральный прокат в октябре, и First Man – один из трех главных проектов студии, которые выходят в оскаровский сезон (два других – «Зеленая книга» Питера Фаррелли и «Удивительный мир Марвена» Роберта Земекиса).
«Братья Систерс»/The Sisters Brothers, Жак Одиар, Основной конкурс
11 октября, Парадиз
Вестерн от обладателя каннской «Пальмы», а также лауреата BAFTA и Сезар и номинанта на Оскар Жака Одиара с Джоном Си Райли и Хоакином Фениксом в ролях братьев-убийц и охотников за головами, работавших на Диком Западе в середине XIXв. Англоязычный дебют Одиара основан на популярном романе, вошедшем в шорт-лист Букеровской премии 2011г.. Его автор - канадец Патрик де Витт, обладатель многих литературных наград и в целом статусный автор. Что интересно, аккурат в дни Мостры издательство HarperCollins выпускает в свет новый роман писателя, историю о богатой вдове и ее сыне, сбегающих из Нью-Йорка в Париж после скандала и финансового краха.
«Баллада Бастера Скраггса»/The Ballad of Buster Scruggs, Итан Коэн, Джоэл Коэн, Основной конкурс
Важнейший фильм сезона, продукт сотрудничества братьев Коэнов и Netflix, антология вестерна, в ролях Тим Блейк Нельсон, Джеймс Франко, Брендан Глисон, Лиам Нисон, Зои Казан, Том Уэйтс. Сначала предполагалось, что это будет сериал из шести серий, но в итоге вышел 132-минутный полный метр, сохранивший тем не менее черты антологии. Ожидается, что в конце года он будет доступен как для подписчиков Netflix, так и в кинотеатральном прокате, чтобы у фильма появилась возможность претендовать на награды Киноакадемии. Коэны, имеющие 14 различных оскаровских номинаций (включая четыре выигранных), работали на этом проекте со своими постоянными партнерами, с художниками и дизайнерами Джессом Гончором и Мэри Зофрис, с композитором Картером Бёруэллом, также номинантами на премию Киноакадемии.
«Голос света»/Vox Lux, Брэйди Корбет, Основной конкурс
7 марта, Пионер
Актер Брэйди Корбет снимался с детства, но славен все же не ранними сериалами, а участием в важнейших авторских проектах типа «Загадочной кожи» Грегга Араки, «Забавных игр» Михаэля Ханеке, «Марты, Марси Мэй, Марлен» Шона Друкина, «Меланхолии» Ларса фон Триера. Три года назад он дебютировал как режиссер полного метра. И в общем и целом дебютировал сенсационно: его «Детство лидера» получило великолепную критику и сразу две награды программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Свой второй фильм Корбет также представляет на Лидо, теперь в основном конкурсе. Фильм анонсируется как история поп-звезды, которая добивается успеха при необычных обстоятельствах. В главной роли Натали Портман, а песни специально для Vox Lux написала Сиа.
«Рим»/Roma, Альфонсо Куарон, Основной конкурс
И снова Netflix. «Рим» Альфонсо Куарона, первого мексиканского режиссера, удостоенного Оскара за режиссуру - история семьи среднего класса и их домработницы, живущих в Мехико в 70 годы прошлого века. В сюжете речь идет также о массовом убийстве людей в ходе демонстрации в 1971г., Куарону тогда было девять лет. Режиссер называет «Рим» самым важным фильмом в своей карьере и говорит, что в нем много автобиографического: «Возвращение в мою страну с этим проектом было чем-то очень личным, в сюжет вошло много переживаний и впечатлений из моего детства... Я могу жить за границей, но все еще думаю на родном языке, я очень привязан к прошлому моей страны». Куарон благодарил власти за то, что ему разрешили снимать на местах, где когда-то происходили события, город даже перекрыл главные улицы на время съемок.
«22 июля»/22 July, Пол Гринграсс, Основной конкурс
Еще один проект Netflix в Венецианском конкурсе, фильм о резне, устроенной правым экстремистом Брейвиком в 2011г. на норвежском острове Утёйя. Гринграсс, один из самых влиятельных режиссеров Великобритании. Экс-журналист, доказывающий, что и в этой профессии бывших не существует: фильмы, основанные на реальных событиях, получаются у него очень впечатляющими («Кровавое воскресенье» о трагедии 1972г. в североирландском Дерри; «Потерянный рейс» о терактах 11 сентября и самолете, пассажиры которого помешали террористам; «Капитан Филлипс» о контейнеровозе, захваченном сомалийскими пиратами). О норвежской трагедии уже был снят фильм, «Утёйя 22» Эрика Поппа, невероятный триллер сосредоточенный на жертвах, террориста почти не показывали. Гринграсс пошел иным путем. В его фильме Брейвик есть, играет его актер, музыкант, писатель Андерс Даниелсен Лье. Второй главный герой – Гейр Липпестад, известный норвежский общественный деятель и адвокат Брейвика. Команда фильма с ним даже встречалась. Липпестада сыграл Йон Ойгарден.
«Суспирия»/Suspiria, Лука Гуаданьино, Основной конкурс
29 ноября, Вольга
Продукт сотрудничества Гуаданьино и Amazon. «Суспирия» - ремейк одноименной культовой ленты Дарио Ардженто об американке, приехавшей в Берлин в балетную школу и столкнувшейся там со сверхъестественным. Вместо Джессики Харпер – Дакота Джонсон. Харпер, правда, появится в кадре в эпизодической роли некоей Анки (в оригинале такого персонажа нет). Предполагалось, что в фильме снимается весь главный актерский состав «Большого всплеска», но в итоге режиссер ограничился Джонсон и Тильдой Суинтон. Суинтон играет учительницу танцев. Танцы Гуаданьино обещал сделать важной частью фильма, и свой вариант он называет не ремейком, а оммажем классической ленте Ардженто.
«Соловей»/The Nightingale, Дженнифер Кент, Основной конкурс
Австралийка Дженнифер Кент дебютировала в режиссуре полного метра в 2014г. блистательным хоррором «Бабадук» - фильм показали на Сандэнсе, он стал международным хитом и лишний раз подтвердил, что все самое страшное в кино (в хорошем смысле) сегодня делается в Австралии. Местная пресса писала, что после этого успеха Кент засыпали сценариями из Голливуда, но она предпочла работать над фильмом по собственному сценарию. «Соловей» - история из жизни австралийцев в первой половине XIXв. Женщина (ее играет Эшлинг Франчози, Лианна Старк из «Игры престолов») следует за убийцами своего мужа и сына через суровую пустыню Тасмании. Режиссер описала фильм, как историю о тщетности мести. Кент - единственная женщина в конкурсе нынешней Венеции, к тому же она наверняка насытила такой сюжет важными феминистскими обертонами. Переговоры о прокате в США уже идут, и вроде бы потенциальный прокатчик думает выпустить фильм осенью или в декабре.
«Фаворитка»/The Favourite, Йоргос Лантимос, Основной конкурс
31 января, Двадцатый Век Фокс СНГ
Трижды лауреат Канн и дважды номинант на Оскар, грек Лантимос продолжает свою англоязычную карьеру лентой о Великобритании начала XVIII в. Страной фактически правит фаворитка королевы Анны Сара Черчилль, герцогиня Мальборо. Ко двору прибывает кузина Сары, Абигайль Мэшем, и дамы начинают соперничать за статус фаворитки. В главных ролях Оливия Колман, Вайс и Эмма Стоун. Трейлер наводит на мысли о комедии. У нас есть свой собственный фильм о трех этих женщинах, адаптация пьесы Эжена Скриба «Стакан воды» с Натальей Белохвостиковой, Аллой Демидовой и Светланой Смирновой. Посмотрим, что из этой истории сделал Лантимос. Сам он описывает фильм, как нечто, для него непривычное. Вайс поминает «Все о Еве» Джозефа Манкевича, но считает, что «Фаворитка» - это все тот же чистый Лантимос и безусловно его стиль.
«Петерлоо»/Peterloo, Майк Ли, Основной конкурс
Первый фильм о знаменитой Манчестерской бойне, он снят почти что в канун ее двухсотлетия. В августе 1819г. на площади Св. Петра в Манчестере произошли столкновения между полицией и митингующими рабочими и членами их семей, которые требовали в том числе всеобщего избирательного права. Погибло 15 человек, пострадало еще около семи сотен. Это одно из ключевых событий в истории британской демократии, непосредственным его следствием было подавление реформ, но в итоге оно привело к прохождению либеральных законов через Парламент, предоставлению избирательных прав рабочим, а потом и женщинам, развитию профсоюзного движения, события того дня побудили их свидетеля Джона Эдварда Тейлора создать собственную газету для борьбы за реформу, газету он назвал Manchester Guardian, и сегодня эта та самая The Guardian. Кому как не уроженцу Манчестера Майку Ли было снимать фильм о тех днях. Самые важные сцены снимались в Линкольне – часть исторического центра города была превращена в Манчестер XIX столетия. Это самый высокобюджетный фильм Майка Ли за всю его карьеру. Североамериканские права на фильм приобрела Amazon.
«Гора»/The Mountain, Рик Алверсон, Основной конкурс
Рик Алверсон - американский независимый режиссер, в «Горе» играет уже работавший с ним Тай Шеридан, а также Дени Лаван, Удо Кир, в главной роли Голдблюм. Но дело даже не в этом, а в самом герое, ученом прошлого века, по нынешним временам человеке страшном. Выпускник Йелля и университета Пенсильвании, первый практикующий невролог Вашингтона, доктор Уолтер Джексон Фриман придумал классическую процедуру лоботомии и практиковал ее по всей стране. За 40 лет он лично выполнил около 4 тыс. лоботомий. Подавляющее большинство его пациентов были геями и женщинами. Он слыл эксцентриком, носил интересную одежду и обожал превращать процедуры в фотосессии. Фриман умер в 1972г. и оставил после себя четырех детей, ставших защитниками его наследия, то есть одной из самых варварских ошибок медицины. «Я стараюсь укрепить мое наследие, обучить специалистов, как делать лоботомию, как сделать как можно больше процедур», - говорит Голдблюм о своем персонаже.
«Древо жизни»/The Tree of Life, Терренс Малик, Sconfini
Терренс Малик представил миру свой собственный ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого еще в 2011г. 139-минутный фильм выиграл Каннскую «Пальму», получил три номинации на Оскар, вошел в различные списки лучших. Но на этом дело не закончилось. Еще в Каннах в 2011г. представители Criterion и Fox Searchlight обсуждали возможность выпуска расширенной версии. Сегодня президент Criterion Петер Бекер называет якобы планировавшуюся автором пятичасовую версию мифом, показанный в Каннах фильм – итоговой режиссерской версией («это тот фильм, который он хотел сделать»). А то, что сейчас продемонстрируют в Венеции и потом выпустят спец. изданием на DVD и Blu-Ray – «свежим взглядом на фильм, с другим ритмом и другим балансом». 189-минутная версия не меняет последовательности событий, но зрителю обещают рассказать чуть больше о персонажах. Мы узнаем о болезненном воспитании героя Брэда Питта, встретимся с членами семьи героини Джессики Честейн, а также станем свидетелями масштабной природной катастрофы.
«Звезда родилась»/A Star Is Born, Брэдли Купер, Вне конкурса, Fiction
4 октября, Каро-Премьер
Режиссерский дебют Купера с Леди Гагой в главной роли, история любви начинающей певицы и состоявшейся звезды, идущей вверх карьеры девушки и закатывающейся славы ее любимого. Это ремейк фильма 1937г., уже третий по счету – сначала был мюзикл с Джуди Гарлэнд и Джеймсом Мейсоном (1954г.), а затем – с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном (1976г.). Купер был соавтором сценария. И, видимо, его не испугала ни слава прошлых вариантов, ни то, что проект висел в голливудском воздухе годами. Сначала режиссером планировался Иствуд, а главные роли могли бы сыграть Бейонсе, а также Том Круз или Леонардо ДиКаприо. Именно Иствуд в свое время вдохновил Купера на этот проект. Оказывается, он думал снимать актера в своем фильме. И в итоге Купер ее сыграл правда, уже в своем собственном проекте. Он работал по четыре часа в день только с музыкальными педагогами – специалисты помогли ему понизить голос. Съемки проходили в том числе на реальных фестивалях – Coachella и Glastonbury.
«Другая сторона ветра»/The Other Side of the Wind, Орсон Уэллс, Вне конкурса, Спец. События
История о кинорежиссере, который погибает в канун своего 70-летия, не закончив новый фильм. «Другая сторона ветра» - лента Орсона Уэллса, снимавшаяся с 1970 по 1976гг. и так и не завершенная. После смерти режиссера фильм сначала оказался в Иране, потом осел в сейфах правообладателей. Звезды Голливуда собирали деньги на его завершение, но не собрали. В этом году в Венеции будет странная возможность посмотреть формально новый фильм, но с актерами из прошлой жизни (конечно, Деннис Хоппер и Джон Хьюстон, а также ныне прежде всего режиссер Питер Богданович, но при этом множество актеров из 70-х, лица которых сегодня мало кто вспомнит). В итоге профинансировал завершение работы над фильмом Netflix. «Другая сторона ветра» - это жирный восклицательный знак, поставленный стриминговым гигантом во внушительном перечне своих фильмов в Венеции, история, которая демонстрирует, что Netflix не просто делает много кино, но делает много для кино.
«Они будут любить меня, когда я умру»/They’ll Love Me When I’m Dead, Морган Невилл, Вне конкурса, Спец. События
Та самая половинка к пятнадцати самым ожидаемым премьерам Венеции. Netflix заодно профинансировал и создание документального фильма об Орсоне Уэллсе, о последних пятнадцати годах его жизни. Режиссером стал оскароносный Морган Невилл («В двух шагах от славы»). Его фильм – это ввод зрителя в контекст, исследование борьбы Уэллса с Голливудом, его попытка закончить фильм, что означало бы его возвращение. «В начале 70-х все казалось возможным в Голливуде, - говорит Невилл, ярый фанат Уэллса, имея ввиду всплеск энтузиазма и творчества, случившийся в индустрии после кончины традиционной системы студийного кино. – Уэллс должен был стать героем-победителем этого нового Голливуда, но у него не получилось».
«Почему мы творим?»/Why Are We Creative?, Германн Фаске, Венецианские дни, Спец. События
Большой проект, интервью с огромным количеством известных людей, в которых они отвечают на простой вопрос: зачем им творчество. Немецкий режиссер, член Европейской киноакадемии Герман Фаске занимался этой темой давно, по итогам своей работы написал книгу, организовал интерактивную выставку, создал телесериал для ARTE, опросил сотню звезд самых разных сфер, от Стивена Спилберга и Анджелины Джоли до Далай-ламы и Стивена Хокинга. Теперь он сделал и полный метр, в котором ответы могут быть такими же простыми, как и вопрос («потому что кушать надо», - Мила Йовович). Дэмьен Херст, например, сводит все к вопросу секса, Гюнтер Грасс считает творчество необходимостью, а Квентин Тарантино – подарком от Бога. Другие ответы на вопрос – в фильме, который в Венеции анонсирован как Спец. событие.
75 Венецианский международный кинофестиваль пройдет на Лидо с 29 августа по 8 сентября. Победителей определит международное жюри под председательством мексиканского режиссера Гильермо Дель Торо, прошлогоднего обладателя венецианского «Золотого Льва».
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал