7 сентября 2014 21:22
Венеция-2014: Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил «Серебряного Льва»
6 сентября 2014 года завершил свою работу 71-й Венецианский кинофестиваль. «Золотой Лев» достался Рою Андерссону за фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», «Серебряный Лев» за режиссуру - Андрею Кончаловскому за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», гран-при - Джошуа Оппенхаймеру за «Взгляд тишины». Когда в прошлом году жюри под предводительством Бернардо Бертолуччи присудило победу «Священной римской кольцевой» Джанфранко Рози, общему негодованию не было предела. Итог нынешней Мостры устроил большинство.
По следам жизни
Андерссон, Кончаловский и Оппенхаймер получили первые три приза в иерархии Венецианского фестиваля. Кроме того, жюри под председательством композитора Александра Деспла присудило актерские кубки Вольпи Альбе Рорвахер и Адаму Драйверу, сыгравшим в «Голодных сердцах» Саверио Костанзо. Награда за сценарий досталась «Сказкам» уроженке Ирана Рахшан Бани Этемад, спецприз жюри – ленте турецкого дебютанта Каана Мундеджи «Сивас», а вручаемый лучшему молодому актеру или актрисе приз имени Марчелло Мастроянни – сыгравшему в драме Аликс Делапорте «Последний удар молота» Ромену Полю.
На протяжении почти всего фестиваля в рейтинге фестивальной критики лидировал «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Все изменилось, когда в конкурсе показали «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», фильм, представляющий собой череду сценок из жизни персонажей разных времен. Для Роя Андерссона это была завершающая серия трилогии, все части которой выходили с 2000-го года с разницей в семь лет (две предыдущие - «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий»). И «Голубь…» немедленно стал лидером. «Этот возвышенный смешной фильм стоит особняком от остального кино, попытка обернуть его в слова, вероятно, невозможна», - отмечала The Telegraph. Можно долго и со вкусом вспоминать множество пестрых персонажей, разыгрывающих сценки-анекдоты, например, двух коммивояжеров, торгующих сувенирной продукцией (вампирскими клыками и мешочками со смехом), или старушку, не выпускающую из рук сумочку и намеренную в буквальном смысле унести все накопленное за жизнь в могилу. Но лучше других справился с задачей объяснить, о чем это кино, сам Андерссон, обозначив трилогию как историю о человеческом бытии. Нарисованное им человеческое существование и смешное и катастрофичное одновременно, потому что все мы умрем, но пока «я рад, что у вас все хорошо» (фраза, которую постоянно повторяют разные персонажи).
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского – тоже из разряда фильмов, пытающихся ухватить саму жизнь, а не рассказать о ней историю. Тут есть герой, сыгранный не актером, а реальным почтальоном Тряпицыным, он ездит из села в село, доставляя жителям почту и пенсии, дома у него фоном работает телевизор, по ночам почтальону является породистый кот, а днем вокруг – прекрасная и равнодушная природа русского Севера. Это фильм о людях, живущих, как писал один из блогеров Indie Wire, вдали от торговых центров и WiFi. Привычного для кино сюжета почти нет, саспенс – это кража лодочного мотора у героя, да путешествие Тряпицына и сына его одноклассницы по реке в поисках мифической Кикиморы. Но неторопливое наблюдение режиссера за миром, картина жизни в деревенской глубинке, впечатлила критику и жюри. «Смешивая вымысел с документалистикой и изысканность с импровизацией, Кончаловский представил самую чарующую свою работу времен его пост-голливудской карьеры» (The Hollywood Reporter). «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получили еще и премию Зеленого Креста Италии The Green Drop Award, присуждающуюся за фильмы, связанные с темой окружающей среды.
Кстати, и удостоенная награды за сценарий Рахшан Бани Этемад свои «Сказки» тоже выстроила по принципу наблюдения. Ее персонажи один за другим привлекают внимание камеры, следующей поочередно за разными людьми, порой друг с другом не связанными. Что уж говорить об обладателе гран-при Джошуа Оппенхаймере, чей «Взгляд тишины», вторая часть дилогии о геноциде в Индонезии (первая, «Акт убийства», получила номинацию на «Оскар») не просто документальный фильм. Это та реальная история, которая сама нашла автора – отправившись в Индонезию для совершенно другой работы, он познакомился с теми, кто был замешан в резне, потом и с потомками жертв, и в итоге посвятил документальной дилогии о них почти 10 лет жизни. Члены жюри редко распространяются о своих пристрастиях, но Тим Рот был откровенен, рассыпавшись в похвалах «Взгляду тишины», назвав его истинным шедевром и отметив, что эмоции от просмотра фильма сродни эмоциям, «когда смотришь, как твои дети появляются на свет». Таким образом, жюри 71-го Венецианского кинофестиваля предпочло фильмы, связанные с реальной жизнью или следующие за течением жизни.
И о других призах. Награда международной федерации кинопрессы FIPRESCI также досталась «Взгляду тишины» Оппенхаймера. Приз имени Луиджи ди Лаурентиса за дебют – индийской драме «Суд» Чайтанья Тамхани. «Суд» же выиграл и конкурс «Горизонты». Лучшим отреставрированным фильмом в программе «Венецианская классика» признали «Необычный день» Этторе Скола. В «Венецианских днях» победил Лоран Канте с «Возвращением в Итаку», а в «Неделе критики» - «Ничей ребенок», дебют Вука Ржимовича, основанная на реальных событиях история мальчика, выросшего среди волков.
Рыночные отношения
Считается, что Венеция все сильнее сдает позиции кинофестивалю в Торонто с его мощным кинорынком. Вот и в этом году на Лидо были полупустые залы во время пресс-показов и меньшее, чем обычно, количество звезд на красной дорожке. Тем не менее, многие представители индустрии и СМИ склонны считать, что все не так уж и плохо. Кто-то сравнивает Торонто с супермаркетом (необходимым для нормального функционирования жизни), а Венецианский фестиваль – с итальянским бутиком, чья важность в формировании тенденций очевидна. На днях директор фестиваля Альберто Барбера в своем интервью Reuters, в частности, сказал, что раз Джеймс Франко и Аль Пачино приезжают, то звезды по-прежнему интересуются Венецией, что рынок развивается, что ведущие мировые кинофестивали должны не бороться, но сотрудничать. Он также сообщил, что встречался с руководством фестивалей Канн, Берлина и Торонто, чтобы обсудить возможности такого сотрудничества.
Кинорынок на Лидо (VFM) работал третий год. Как утверждает дирекция фестиваля, он постоянно растет – статистика прошлого года показала, что по сравнению с первым годом рынок вырос почти на четверть. Директор кинорынка Паскаль Дио сообщал, что предложение о показе фильмов на рынке было велико, и части претендентов он был вынужден отказывать. Также по его словам важно и то, что число представителей индустрии VFM в этом году сохранилось на прежнем уровне, тогда как Канны и Берлин показали сокращение списка аккредитованных профессионалов. Важной инициативой Венеции Паскаль Дио считает инициативу European Gap – рынок копродукции. В этой секции создатели 15 европейских проектов, имеющие как минимум 70% финансирования, представляли свой продукт. Целью было соединить кинематографистов и потенциальных спонсоров, и, по словам директора кинорынка, некоторые уже находятся на стадии переговоров. Второй раз работала секция Final Cut, поддерживающая пост-продакшн фильмов стран Африки и Ближнего Востока, представляющая отобранные проекты продюсерам, байерам, дистрибьюторам и фестивальным отборщикам (интересно, что в этом году все шесть представленных проектов были документальными). Награды секции – денежные призы, самые крупные из которых – два приза по 15 тыс. евро на цветокоррекцию и микширование звука.
Официальным партнером Венецианского кинорынка с самого начала три года назад стала Россия. В том году компания «Роскино» представила на своем стенде обновленный каталог кинорынка Doors. Среди новых наименований – «Класс коррекции» Ивана Твардовского, «Дурак» Юрия Быкова, «Кино про Алексеева» Михаила Сегала и «ЧБ» Евгения Шелякина. Также «Роскино» объявила о VOD-дистрибуции российского контента на американской интернет-площадке Hulu (переговоры об том начались еще в октябре 2013 года).
В этом году у Венецианского кинорынка появился еще один важнейший партнер – Китай. Спонсорами кинорынка стали компании Netflix (принадлежит китайскому поисковику Baidu) и iOiyi, в их интересах приобретение контента для онлайн-показов внутри страны. Дело в том, что китайская система квот относится к кинотеатральным релизам, но не распространяется на интернет, между тем, по словам генерального директора iOiyi Ю Гонга китайские зрители интересуются европейским кино. И, по словам Альберто Барбера, Китай заслуживает лучшего на международных кинофестивалях как внутри страны, так и за рубежом. Как он сказал в интервью агентству Синьхуа, сотрудничество Венеции и Китая будет продолжено.
Впрочем, укрепление отношений между Венецией и Китаем в этом году никак не сказалось на распределении призов. Закрывал фестиваль фильм Энн Хуэй «Золотой век», но он был показан вне конкурса. В конкурсе же участвовала картина Ваня Сяошуая «Красная амнезия», она получила хорошие оценки критики, а сыгравшую главную роль Жонг Лю даже считали достойной претенденткой на кубок Вольпи. Но в итоге «Красная амнезия» вообще осталась без наград.
71-й Венецианский международный кинофестиваль проходил на острове Лидо с 27 сентября по 6 августа. В его основной конкурсной программе за награды фестиваля боролись 20 фильмов.
Все новости о фильмах
29.03.2024
Российский кинобизнесс 2024: презентация компании ПРОвзгляд
20.08.2022
Творец, человек неунывающий: Андрей Кончаловский отмечает юбилей
20.11.2019
Спутник над Польшей 2019: программа показов
16.10.2018
MIPCOM 2018: Русские сериалы начинают и выигрывают
10.10.2018
MIPCOM 2018: новые хиты из России на международном рынке в Каннах
23.03.2018
Новый фильм Андрея Кончаловского может принять участие в Венецианском кинофестивале
23.02.2017
Лауреаты и номинанты «Оскара» на 24_DOC
27.10.2016
«Спутник» покажет лучшее из лучшего
17.09.2015
15 документальных фильмов поборются на награду Европейской академии
07.04.2015
Российское кино отправилось в Стамбул
Реклама