Круглый стол с онлайн-платформами на АВКшоу: коллаборация лучше конкуренции
7 июня в рамках АВКшоу Синемаскоп состоялся круглый стол с онлайн-платформами, на котором участники поднимали вопросы кросс-маркетинга, взаимных продаж и других вариантов сотрудничества. Несмотря на то, что у офлайна и онлайна одна цель в популяризации и продвижении кино (и получении прибыли), точки соприкосновения найти непросто. На следующий день, 8 июня, на АВКшоу прошел круглый стол с дистрибьюторами.
Спикерами и участниками встречи стали глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков, генеральный директор компании Афиша Илья Альтшулер, директор по взаимодействию с индустрией в компании Яндекс Ксения Болецкая, генеральный директор дистрибьюторской компании АВК’Pro Роман Исаев и другие.
«Несмотря на противостояние офлайн-кинотеатров и онлайн-платформ, мы попытаемся, как и в прошлом году с дистрибьюторами, поговорить с нашими антиподами, найти контакт и точки соприкосновения, возможности совместного продвижения фильмов. На самом деле у нас намного больше общего, чем противоречий. Поэтому нам всем необходимо обсудить все возможные варианты коллаборации», – отметил важность подобного мероприятия Алексей Воронков (подробнее об этом он рассказал в интервью ПрофиСинема).
Участники встречи сошлись на том, что на стриминговых сервисах своя аудитория и вряд ли онлайн-кинотеатры могут переманить всех зрителей офлайна, и успешный по сборам первый квартал 2024 года это доказывает. Однако, несмотря на это, по словам Романа Исаева, уже во время пандемии онлайн-платформы забрали у офлайн-кинотеатров часть аудитории, многие так и не вернулись на киноплощадки, отдав предпочтение стриминговым сервисам.
«Рефлексия по поводу того, что онлайн-кинотеатры отбирают что-то у офлайна – это тупиковый путь. Наша цель – придумать, как совместно зарабатывать больше денег. И если мы находимся на мероприятии для владельцев кинотеатров, то нужно помочь им понять, как получить бенефиты от сотрудничества с экосистемами», – пояснил Илья Альтшулер.
Представитель компании Яндекс Ксения Болецкая заявила, что компания и правда ставит своей целью вкладываться в продвижение кино, чтобы «решить проблему недостатка крупных премьер в Кинопоиске». Яндекс, поддержав премьеру фильма «Майор Гром: Игра», уже стал партнером четырех других фильмов (названия пока не разглашаются) и будет поддерживать их на этапе кинотеатрального показа на всех своих площадках до конца года. Цифровые релизы этих фильмов впоследствии появятся на Кинопоиске.
«Что онлайн-кинотеатры делают на АВКшоу? Мы все сидим на одной "пуповине" – это кино. Огромная часть нашего трафика и привлечение новых подписчиков – это российское кино, которое сейчас идет в кинотеатрах, и то иностранное кино, которое у нас уже есть. Онлайн-кинотеатрам, конечно, легче, особенно стримингам с подписной моделью. У нас есть оригинальный контент, с помощью которого мы привлекаем новых подписчиков. Но так можно закрыть только вопрос с сериалами. И мы сейчас все живем в конструкции, где есть дефицит крупных премьер полнометражных фильмов. И единственный шанс нам увеличить их количество у себя на площадках – сделать так, чтобы их было больше и в прокате. Первая точка контакта крупных релизов с аудиторией – это все равно кинопрокат. И ситуация в ближайшем будущем не поменяется. Поэтому мы заинтересованы в продвижении фильмов офлайн», – отметила Ксения Болецкая.
Болецкая также отметила, что в настоящее время ценник на российское кино за право показа крупного релиза на платформе очень высок – в среднем сервисы платят за крупные релизы 200–300 млн рублей (максимальная сделка – 500 млн рублей), и поднимать цену они больше не планируют. Именно поэтому онлайн-сервисы стремятся максимально «отработать» эти релизы.
«Онлайн-сервисы и кинотеатры все-таки не существуют в параллельных реальностях. Я на 100% убежден, что наши совместные усилия по освоению маркетингового бюджета в офлайне помогут нам всем заработать больше. Тем более пандемия доказала, что интерес к офлайн-показам остается», – добавляет Илья Альтшулер.
Несмотря на то, что рекламными бюджетами сервисы готовы делиться, кинотеатры настороженно относятся к тому, что их используют «для разогрева» онлайн-показов и, хоть и слышат про взаимовыгодное сотрудничество, но не до конца уверены, что стратегии онлайн-платформ соотносятся с их видением бизнеса.
Вопрос с разделением аудитории также остается открытым. Часть киноходящей аудитории смотрит кино и онлайн, однако есть те, для кого дата онлайн-премьеры играет решающую роль при покупке билета в кинотеатр. Что, например, показал майский опрос Wanta Group? Всего 57% из знающих о премьере не пошли на фильм в кино. Только 6% прямо ответили, что не пошли в кинотеатр на «Министерство неджентльменских дел» из-за одновременного релиза на Кинопоиске. Но, при этом 14% ответили «были заняты», а 9% «не нашли подходящего времени сеанса». Фактически, все они смогут посмотреть фильм в удобное время онлайн. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что сборы фильма Гая Ричи были бы намного большими, если бы не одновременный старт в онлайн-кинотеатре.
Проблема не столь впечатляющего старта «Министерства неджентльменских дел» еще и в том, что компании Яндекс пришлось всего за несколько дней до релиза «раскачивать рекламную кампанию фильма», хотя обычно этот период должен занимать не меньше пяти недель.
Еще одним проблемным вопросом, поднятым на круглом столе, стал недостаток как в офлайне, так и в онлайне хорошего жанрового, зрительского кино. По словам Романа Исаева, сейчас его «примерно в 10 раз меньше, чем должно было быть», а эксперименты с заполнением этой ниши контентом из дружественных стран – Индии, Турции и других – оказались неудачными.
Онлайн-платформы не готовы экспериментировать и вкладываться в подобный контент, так как «живут большими тайтлами, а нишевые истории не интересны: средние тайтлы не приносят много новых подписчиков, они работают лишь на удержание старых».
С точки зрения бизнеса бессмысленно для онлайн-платформ делиться с офлайном финальными сериями популярных сериалов для показа на большом экране. По словам Болецкой, «онлайн на этом ничего не заработает».
Главным лейтмотивом встречи в Сочи стал поиск путей взаимодействия между офлайном и стимингом, однако, приходится признавать, что делят они одну и ту же аудиторию – тех, кто смотрит фильм как на больших, так и малых экранах, поэтому являются они все же конкурентами.