АВКшоу 2023: дистрибьюторы делают прогнозы на год
15 июня в рамках АВКшоу состоялся круглый стол с дистрибьюторами на тему «Увеличение кассовых сборов от проката отечественных фильмов. Эксклюзивные окна под фильм». Всех участников волновал вопрос, каких общих кассовых сборов российского проката ждать в 2023 году. Мнения прокатчиков на этот счет разделились – цифры варьировались от 35 до 50 млрд рублей.
Модератором мероприятия выступил глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков, а спикерами генеральный директор компании Атмосфера кино Вадим Иванов, генеральный директор компании Каропрокат Алексей Рязанцев и директор по кинопрокату компании Централ Партнершип Павел Верещагин.
Алексей Воронков напомнил, что за первые пять месяцев года валовые сборы российского кино достигли почти 22 млрд рублей, и главная цель – дотянуть до 50 млрд рублей до конца года. Однако стоит учитывать, что в общем бокс-офисе за январь-май сборы «Чебурашки» составляют 6,8 млрд рублей, и по справедливому замечанию участвующих на мероприятии владельцев кинотеатров, «неоткуда взять еще три «Чебурашки» в октябре, ноябре и декабре, которые помогут добрать хотя бы до 40 млрд рублей, не то что до 50».
Ранее сообщалось, что по прогнозам Минкульта кассовые сборы по итогам 2023 года могут достигнуть 40 млрд рублей. Министр культуры Ольга Любимова отметила, что если кинопрокат «выйдет на 40 млрд, то можно говорить, что в этом году мы – молодцы».
«Раньше российский рынок на 75% зарабатывал за счет голливудского кино. Из них 70% – ушли из России, лишь 5% остались. Чтобы собирать 40–50 млрд рублей в год нам надо заместить ушедший зарубежный контент на 100%. Сейчас такая цель недосягаема, поэтому за этот год кассовые сборы, скорее всего, будут 35 млрд рублей или меньше. Для начала необходимо серьезно повысить качество и количество российского кино, а ресурсов – как финансовых, так и трудовых – пока нет. Нам далеко до Китая с производительностью 600 фильмов в год», – сказал Вадим Иванов.
Глава Атмосферы кино также отметил, что, когда на большие экраны России вернутся зарубежные блокбастеры, аудитория таких фильмов претерпит серьезные изменения и голливудский тентпол будет собирать лишь 70% от доли аудитории в доковидные времена, а 30% зрителей полностью уйдет в онлайн.
Алексей Рязанцев поделился более оптимистичным прогнозом по кассовым сборам отечественного кинопроката на конец года: «Синусоидальную линию всегда можно было наблюдать на графике российского кинопоказа и кинопроизводства. Да, в настоящее время мы в непростой ситуации, когда сложно развиваться по восходящей, в том числе это связано и с неактивным кинохождением, пиратством и уходом части зрителей в онлайн. Однако сейчас идет наработка количества фильмов, которое со временем будет переходить в качество. Появляются новые режиссеры и новые технические возможности. И этот год мы закончим, если не с 40 млрд рублей, то хотя бы 38 млрд рублей точно будет».
«Мы не соберем 50 млрд пока у кинотеатров не изменится отношение к российскому кино. Когда мы выпускаем очередной релиз, то все кинопоказчики традиционно рассчитывают на большую рекламную поддержку с нашей стороны, и она, конечно, присутствует. Однако часть кинотеатров проявляет инициативу и дополнительно работает и с фильмом, и со своим зрителем. Но большая же часть площадок не прикладывает абсолютно никаких усилий», – сказал Павел Верещагин.
Начиная с пандемии обстановка в кинопрокате становилась все более нестабильной: нет четкого графика релизов, да и понимания – как и с чем работать дальше. Дистрибьюторы вынуждены принимать решения в последний момент. Вадим Иванов напомнил, что «Джон Уик 4» появился в пакете Атмосферы кино за 6 недель до выхода на экраны. Эксперты сошлись во мнении, что минимальный период на качественную подготовку иностранного кино к прокату должен быть не менее 4 недель.
Ассоциация владельцев кинотеатров для облегчения процесса росписи и чтобы хоть как-то наладить планирование кинопроката предлагает ввести квоты на фильмы, предварительно разбив проекты по категориям по критерию потенциальных кассовых сборов: 3 млрд рублей, 1 млрд, 400 млн и 150 млн.
Незавершенным, по мнению дистрибьюторов, остается и вопрос про сервисные сборы за продажу билетов онлайн, хотя, как позже отметил Воронков, кинотеатры уже запустили процесс подготовки и с 1 октября намерены ввести процедуру выделения сервисного сбора из стоимости билетов: «У гостя всегда должен быть выбор купить билет в кассе или в мобильном приложении самого кинотеатра, приобрести его на партнерском сервисе, оплатив дополнительно сервисный сбор в 4-5% агрегатору, либо воспользоваться всероссийскими сервисами, наценка которых иногда может достигать и 10%».
Ассоциация владельцев кинотеатров в очередной раз показала свою готовность к конструктивному диалогу со всеми субъектами кинобизнеса и намерена продолжить работу по консолидации отрасли для решения отраслевых проблем.
Информационным партнером мероприятия выступает портал ПрофиСинема и публикует эксклюзивные материалы по основным событиям АВКшоу.