«Волшебная таблетка»: на АВКшоу обсудили план выживания кинотеатров летом
14 июня в рамках организованного Ассоциацией владельцев кинотеатров АВКшоу Синемаскоп, проходящего в горном кластере Роза Хутор города Сочи, состоялась дискуссия под названием «Холодное лето 2023», на которой обсуждали репертуарный голод, особенно остро испытываемый кинотеатрами летом, а также планы и возможности по их выживанию в «мертвый сезон».
Алексей Воронков, глава АВК и модератор дискуссии, в которой приняли участие генеральный директор Объединенной сети кинотеатров Алексей Васясин, руководитель компании Оптима кино Елена Хажинская и учредитель микросети Облака Роман Исаев, отметил, что это лето кинотеатрам будет пережить особенно тяжело.
Ситуация будет сравнима с прошлым годом и, конечно же, хуже, чем в пандемийное время – тогда площадки были закрыты, а сейчас работают, поэтому расходы на содержание остаются прежними, как и зарплата работникам, а контента до осени нет.
«Российских фильмов летом в прокате почти нет, но и продюсеров можно понять – они рискуют своими деньгами, поэтому, видимо, отложили картины на более «хлебное» время - осень или зиму», – отметил Воронков. Три иностранных проекта независимых дистрибьюторов, представленные на питчинге в рамках АВКшоу, выйдут в прокат как раз летом, что хоть как-то скрасит неутешительную картину на ближайшие три месяца, но это, конечно же, не 2,5 млрд — минимум, который требуется кинотеатрам в месяц.
В ходе дискуссии спикеры поделились опытом выживания и предложили свои решения. Конечно, «волшебной таблетки», способной все в одночасье исправить, не существует и единственный выход – это планомерно работать над наращиванием оборотов российского кино. Ситуация с альтернативным студийным контентом до сих пор так и не решена. Последние полтора года Ассоциация владельцев кинотеатров пытается решить эту проблему, предлагая различные способы легализации иностранного кино на нашей территории. Об этом очень подробно рассказал в эксклюзивном интервью ПрофиСинема Алексей Воронков.
Объединенная сеть кинотеатров Синема Парк и Формула кино этот год держалась в основном на российском контенте. Генеральный директор Алексей Васясин рассказал о некоторых направлениях заполнения репертуарной сетки, которые он опробовал на практике. Это нетипичный для кинотеатров продукт – спортивные трансляции (матчи Лиги чемпионов и Российской премьер-лиги, бои UFC и другие спортивные соревнования), концерты, театральные постановки и другое. Несмотря на то, что подобный контент дает только около 1,5% от годового оборота, в условиях отсутствия достаточного количества фильмов – это тоже показатель. Как отмечает Васясин, «это долгоиграющая история, которую нужно прокачивать», к тому же важно показывать соревнования в прямой трансляции. Объединенной сети кинотеатров удалось заключить сделку с каналом МатчТВ, при этом взяв на себя обязательства по продвижению и дистрибьюции.
Несомненно, что «типовой контент нужно превращать в событие». Так, на пятой неделе проката на показ фильма «Вызов» в кинотеатре, расположенном в ТЦ Океания, был приглашен космонавт, исполнитель одной из ролей Антон Шкаплеров.
Алексей Васясин отметил, что неплохую финансовую подушку создают рекламодатели: «Доля рекламодателей, которые пришли к нам за пять месяцев с начала года, приблизилась к цифрам прошлого года. Основные зарубежные рекламодатели ушли, но, тем не менее, появились новые российские, до которых, конечно, необходимо достучаться. Как и ушли иностранные мейджоры с колоссальными маркетинговыми бюджетами, но пришли российские компании, которые, имея за плечами большой опыт работы с крупными иностранными студиями, также вкладываются в маркетинг. Поэтому я уверен, по результатам этого года мы точно достигнем и в коммерческой, и в дистрибутивной рекламе показателей 2021 года, но до 2019 нам еще далеко».
Необходимо оценивать эффективность работы площадки, если ее нет – закрывать кинотеатр без колебаний.
В прошедшем году продвижение сфокусировалось на IT технологиях. «Мы продолжаем вкладываться в IT и создали мобильное приложение, которое выступит неким фундаментом во взаимодействии с нашей аудиторией», – отметил Васясин.
Руководитель компании Оптима кино Елена Хажинская предложила свое видение репертуарного планирования: «Стараемся репертуар кинотеатра по максимуму наполнять основными релизами и также разбавлять нишевым контентом. И обратите внимание: если у вас в кинотеатре недельное расписание составлено одинаково на все дни – значит, вы плохо работаете». Сейчас, как никогда, надо стремиться заполучить зрителя и привлекать различные целевые группы разнообразным контентом. Это требует дополнительных усилий со стороны отдела букинга и маркетинга, но эти усилия всегда окупаются.
Роман Исаев отметил, что он присутствует на мероприятии не как глава АВК'PRO и Rentrak, а как учредитель микросети Облака, которой в последние годы пришлось особенно трудно и «приходится тянуть лямку практически на нулевых показателях».
«Многие годы Голливуд поставлял в наши кинотеатры контент – своего рода смазку для шестеренок нашего механизма кинопоказа. Параллельно зрители «цеплялись взглядом» за какие-то российские новинки, на которые они возможно вернутся в кино. И это было бы и сейчас отчасти спасением, так как с учетом падения рекламных бюджетов, возможность информировать зрителя о том, что кинотеатры не закрылись, и анонсировать отечественные новинки – очень мала», – говорит Исаев.
Резюмируя эту сессию, Воронков сказал: «… кинотеатры были созданы для показа кино, и российское кино обязательно когда-то будет. Спортивные мероприятия, театры, VR активности – это, конечно, хорошо, но как показывает практика – это 1,5% оборотов. Есть надежда, что на фоне продвижения «параллельного импорта в программном обеспечении» один из вариантов законопроекта о легализации студийного кинопоказа тоже сдвинется с мертвой точки. Есть надежда также на независимых дистрибьюторов, которые купили достаточно много контента после прошедших мировых кинофестивалей. В противном случае в игру вступит математика: увеличение оборотов при малой посещаемости за счет частичного увеличения цены, сокращение издержек, в том числе и на сервисных сборах при продаже билетов через интернет путем вывода их за скобки стоимости билета, ну и в худшем случае, как неоднократно высказывались кинотеатры на конференции, поставить правильно запятую во фразе «копить убытки нельзя закрыться».
Информационным партнером мероприятия выступает портал ПрофиСинема и публикует эксклюзивные материалы по основным событиям АВКшоу.