Алексей Тельнов: «С каждым годом фестиваль Lendoc стихийно разрастается»
С 25 по 29 августа в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный фестиваль кино России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival. В интервью ПрофиСинема директор фестиваля LEFF, генеральный директор киностудии Лендок Алексей Тельнов рассказал, какие изменения претерпел киносмотр, что отличает программу этого года, а также про новые проекты студии Лендок и многое другое.
Корреспондент:
С 25 по 29 августа в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный фестиваль кино России и стран ближнего зарубежья Lendoc Film Festival. И именно в этом году киносмотр претерпел серьезные изменения – впервые был объявлен международный конкурс и сразу получено более 200 заявок из разных стран. Как вы пришли к этому решению и какие дальнейшие планы по развитию фестиваля?
Алексей Тельнов:
Учитывая, что даже в названии упомянуто, что фестиваль Lendoc ориентирован на фильмы не только из регионов России, но и стран ближнего зарубежья, мы как в этот, так и в предыдущие годы приглашали участников из разных стран и на фестиваль, и на питчинг, который проводится в рамках киносмотра. В наших питчингах участвуют режиссеры и сценаристы, которые ищут продюсерскую поддержку для своих проектов.
С каждым годом фестиваль становится больше – можно сказать, он стихийно разрастается. В этом году мы также ждем новых иностранных гостей – делегации из Бахрейна, Ирана, Индии, на фестиваль приедет и посол Италии. Надеемся, и в дальнейшем Lendoc Film Festival будет становиться масштабнее и интереснее, привлекать все больше внимания.
Корреспондент:
В этом году в двух конкурсных программах более двадцати картин, но что интересно – в фильмах игрового конкурса превалирует тема семьи и подростковых проблем. Считаете ли вы это закономерностью, что режиссеры все чаще снимают про молодое поколение и к нему же обращаются?
Алексей Тельнов:
Я бы не сказал, что это закономерность, но тенденция снимать такое кино прослеживается. Недавно я возглавлял жюри программы короткого метра на фестивале в Кыргыстане, там практически 90% фильмов программы были посвящены вопросам семьи и взаимодействия поколений, проблеме отцов и детей. Такие темы всегда будут востребованы и актуальны, и подобные проекты обязательно откликнутся зрителю нашего фестиваля.
Корреспондент:
Наверняка особое внимание вы уделяете неигровой программе, в которой, в том числе, много дебютных работ выпускников ВГИК и СПбГИКиТ. Как бы вы могли описать основную концепцию программы и на что, на ваш взгляд, сейчас важно авторам обращать внимание в документальном кино?
Алексей Тельнов:
В нашей документальной программе есть два тематических направления. Первое – традиционные ценности, здесь и истории про семью, и преемственность поколений, это становится связующим звеном всех проектов. Второе – национальные особенности и колорит как различных регионов России, так и наших соседей из стран СНГ.
Что касается дебютных работ, то отмечу, что фильмов выпускников из мастерской Александра Николаевича Сокурова больше, чем из ВГИК.
Корреспондент:
В настоящее время, с появлением онлайн-платформ, у документального кино появилось намного больше зрителей и больше возможностей. А можно ли сейчас запустить документальный проект, например, без государственных денег?
Алексей Тельнов:
Сейчас есть много онлайн-платформ, которые действительно заинтересованы в поддержке игровых – сериалов и полнометражных фильмов – и документальных картин, поэтому финансируют их полностью или частично, что тоже помогает запустить проект. К производству могут подключаться не только государство, но и коммерческие фонды, частные инвестиции, телеканалы и так далее. Поэтому сейчас возможно все, и даже, наверное, сделать кинопроект бесплатно, но мы это пока не пробовали.
Корреспондент:
Что касается экспериментальных работ в документалистике, которые также включены в неигровой конкурс фестиваля этого года. Что в целом изменилось за десятилетие в документальном кино с технической и смысловой точек зрения?
Алексей Тельнов:
Почти ничего не меняется в технологиях, а что касается экспериментов, то хочу особо отметить, что Лендок стала первой в СССР студией, где начали снимать документальное экспериментальное кино. Проектов-экспериментов в студии за все время работы было множество, начиная с Павла Когана, который поставил камеру за картиной Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Эрмитаже и наблюдал за реакцией посетителей музей.
И в настоящее время у нас много экспериментального кино, один только Сергей Дебижев сколько интересных фильмов-экспериментов сделал!
Корреспондент:
Фестиваль фокусируется, в частности, на копродукционной работе стран, в этом году в игровом конкурсе из 10 работ 3 – фильмы совместного производства двух стран. Если что-то общее, что выделяет копродукционные проекты из числа остальных?
Алексей Тельнов:
У таких проектов бюджеты крупнее, да и локаций больше. Причем все локации уникальные – что также играет большую роль в конечном итоге в продвижении проекта. У копродукционных фильмов в том числе и расширен рынок дистрибуции, что позволяет продавать картины совместного производства на большее количество территорий.
Корреспондент:
В продолжение темы копродукции, Lendoc Film Festival вот уже несколько лет дает возможность создавать совместные кинопроекты. Причем, судя по проводимым питчингам, главная задача даже не получить деньги на реализацию, а наладить связь с партнерами. В чем сейчас основные сложности с организацией совместного производства, продвижением копродукционных проектов, их выходом на внутренний и внешние рынки?
Алексей Тельнов:
Главная сложность в том, что у каждой страны своя юридическая база, различные правовые инструменты, которые влияют в том числе и на возможность финансирования кинопроектов.
В России, как и на Западе, капиталистическая система конкурсов, когда специальная комиссия оценивает потенциал проекта, в том числе коммерческий, по разным параметрам и решает, возможно ли финансирование. А в Таджикистане и Узбекистане, например, государственные деньги изначально заложены в бюджет проекта. Хотя в этих странах есть и частные структуры, с которыми также можно делать совместные фильмы. Но мы предпочитаем работать с госкомпаниями, так как и сами отчасти являемся таковой, приносим государству прибыль.
Корреспондент:
Можете рассказать о прошлогоднем опыте совместного производства с Кыргызстаном (фильм «Белек»)?
Алексей Тельнов:
Мы участвовали в постпродакшене и теперь помогаем фильму выйти на экраны. Нам очень повезло, над картиной работала замечательная команда, включая режиссера Дальмиру Тилепбергенову известную во всем мире, оператора Акжолтоя Бекболотова, который сейчас возглавляет Департамент кинематографии Кыргызстана и будет почетным гостем у нас на фестивале.
Фильм «Белек» только-только закончен, но уже есть интерес от крупных кинофестивалей. Пока не могу раскрывать детали, но, уверен, фильм ждет хорошая фестивальная судьба и успешный международный релиз.
Корреспондент:
Давайте перейдем к работе студии Лендок – одной из старейших и крупнейших студий документальных фильмов, которая в прошлом году отметила 90-летие. С какими результатами идете к столетнему юбилею и что хотелось бы успеть осуществить за эти девять лет?
Алексей Тельнов:
Сначала нужно сказать о результатах, к которым мы пришли сейчас. Каждый год активно занимаемся кинопроизводством как документального, так и игрового и анимационного кино. Сейчас мы подошли к завершающему этапу производства игрового полнометражного фильма – даже, сказал бы, блокбастера – «Золото Умальты». Получаем предложения от дистрибьюторов и телеканалов, видим неподдельный интерес к картине. Режиссером стал Андрей Богатырев, который ранее выпустил военный триллер «Красный призрак». У нас звездный актерский состав – Артем Ткаченко, Павел Деревянко, Софья Эрнст, Александр Самойленко и другие.
Лендок – безубыточная студия, которая до сих пор приносит государству прибыль. Постараемся и в дальнейшем сохранить свою рентабельность. Более того – намерены взять курс на прогресс. С 1 сентября на киностудии открываем иммерсивный музей, экспозиция которого охватывает историю не только студии Лендок, но и всего документального кино.
Корреспондент:
Хотелось бы остановиться на фильме «Золото Умальты», про который вы упомянули. Он по сюжету очень напоминает классический вестерн, почему решили обратиться к этому практически позабытому жанру?
Алексей Тельнов:
Одна из причин начала работы над этим проектом – как раз возвращение к незаслуженно позабытому жанру вестерна. Другими важными причинами стали сильная команда проекта, включая опытного режиссера, и потрясающая история, которая произошла в Хабаровском крае на самом деле.
Корреспондент:
В образовательном центре Лендок реализуются обучающие программы в различных областях киноискусства. На что сделан главный акцент в обучении молодых специалистов и каковы основные принципы обучения в Лендоке?
Алексей Тельнов:
Лендок – действующая киностудия, поэтому главный упор в нашем обучении сделан на практические занятия. Наши студенты глубоко погружаются в обучение и всесторонне осваивают профессию, сразу раскрывая свой потенциал и снимая фильмы, которые становятся участниками и лауреатами различных фестивалей.
Корреспондент:
Сколько документальных фильмов сейчас в работе на студии? И планируете ли обратить внимание на анимационное кино, которого в Лендоке было всегда сравнительно мало?
Алексей Тельнов:
Одновременно идет работа над большим числом проектов. В документальных картинах мы используем, как и традиционно на Лендоке, кинохронику. Более того, сейчас на студии разработан уникальный проект – документальный сериал «Мечеть» про мечети мира – совместно с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном. Возможно, в скором времени присоединится и Иран.
Анимация – это не наш «конек», но все-таки стараемся обращать на нее внимание, в разработке сейчас есть сразу несколько анимационных проектов.