Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 декабря 2021 13:56

Карен Шахназаров: «Идея «Владивостока» возникла из ностальгического воспоминания»

Карен Шахназаров: «Идея «Владивостока» возникла из ностальгического воспоминания»

9 декабря в российский прокат выходит новый фильм режиссера Антона Борматова «Владивосток». В преддверии релиза автор идеи, соавтор сценария и главный продюсер картины Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России Карен Шахназаров рассказал главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской, как возник замысел этой истории, как сложилась работа с режиссером, а также о стратегии развития Мосфильма, процессе восстановления после локдауна, важности реставрации выдающихся картин Мосфильма и многом другом.   

Нина Ромодановская:
9 декабря в российский прокат выходит фильм «Владивосток», в котором вы стали автором идеи, соавтором сценария и продюсером. Как возник замысел истории и почему для вас было важно снять этот фильм?

Карен Шахназаров:
Идея фильма возникла из ностальгического воспоминания о картине, которая мне очень нравилась в детстве – «Набережная туманов» режиссера Марселя Карне с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. До сих пор помню свое первое сильное детское впечатление от фильма.
Я попросил сценариста Алексея Бузина, с которым мы уже работали над «Анной Карениной» и «Решением о ликвидации», написать историю, которая, конечно, получилась очень далекой от «Набережной туманов», но тема моря и порта осталась, хотя и герои, и сюжет совсем другие.

На съемках фильма Белый тигр, Карен Шахназаров

Нина Ромодановская:
«Владивосток» был запущен в производство в начале этого года и полностью снят на производственно-технической базе Мосфильма, на собственные средства киноконцерна. Расскажите, какая часть картины была снята Владивостоке? И повлияли ли как-то ограничения из-за пандемии на производство фильма?

Карен Шахназаров:
Картина была полностью снята во Владивостоке. Мне хотелось, чтобы фильм сняли именно там: город очень кинематографичен и удобен для съемок, но его пока мало используют кинематографисты, и это большое упущение.
Пандемия не повлияла на съемки, никто из группы не заболел. Отчасти повезло, что съемочный период пришелся на время спада заболевания, аккурат между «волнами».

Нина Ромодановская:
Режиссер фильма Антон Борматов в интервью нашему порталу несколько месяцев назад рассказал, что он стремился в полной мере воплотить ваш замысел. Почему решили пригласить его в проект и как складывалось ваше сотрудничество?

Карен Шахназаров:
Замысел фильма был моим, но сценарий написал Алексей Бузин. В плане реализации идеи режиссеру была предоставлена полная свобода. Мне понравилась криминальная драма Антона Борматова «Околофутбола», поэтому было решено доверить ему съемки «Владивостока». И он справился с возложенными на него задачами.

Нина Ромодановская:
Потери Мосфильма, как и многих других предприятий, после пандемии огромные, десятки миллионов рублей (150 млн рублей). Известно, что с 2021 по 2024 годы Мосфильм должен перечислять меньшую долю прибыли в федеральный бюджет и направлять сохраненные средства на развитие. Какова стратегия развития организации на ближайшие годы?

Карен Шахназаров:
Мосфильм, являясь государственным унитарным предприятием, не получает от государства ни копейки. Согласно постановлению 2018 года, государственные унитарные предприятия в отличие от частных, помимо уплаты всех налогов, должны перечислять государству ещё и половину прибыли. Хорошо, что нас временно освободили от этой обязанности. Но даже несмотря на то, что Мосфильм с 2021 по 2024 годы перечисляет меньшую долю прибыли в федеральный бюджет, мы продолжаем платить большие налоги, как и любое другое предприятие. За время моей работы на этом посту, думаю, 10 или 15 млрд рублей государству мы выплатили.
Я не могу сказать, что за время пандемии Мосфильм столкнулся со сверхпроблемой, которую нельзя было бы решить. Да, потери у студии были, но я бы не назвал их катастрофическими. Всем сотрудникам в период локдауна выплачивалась заработная плата, часть из них все равно работала, например, служба обеспечения. Мы довольно быстро преодолели постпандемийный кризис, нарастили производство, компенсировали потери.
Сейчас Мосфильм полностью восстановился, у нас большая загрузка, которая, как ни странно, после пандемии даже увеличилась. Это объясняется и высоким качеством производства, которое не каждая студия может обеспечить.

Киноконцерн Мосфильм

Нина Ромодановская:
Ставите ли вы целью снимать на Мосфильме больше собственного контента?

Карен Шахназаров:
К сожалению, поскольку Мосфильм продюсирует фильмы самостоятельно без господдержки, финансировать много не получается. Но студия входит в копродукцию с несколькими картинами в год, вкладываясь не деньгами, а услугами. Например, являемся сопродюсерами недавних картин Влада Фурмана и Александра Миндадзе. В этом году таких работ порядка пяти. Сейчас помогаем в производстве фильма от ВГИК-Дебют «У самого белого моря».
Но все эти фильмы финансово ничего не приносят нашей студии, мы лишь получаем права на демонстрацию в интернете – в нашей киноколлекции на Youtube. На канале около 40 млн просмотров в месяц, так что эти картины может увидеть широкая публика.  К тому же, на Youtube-канале Мосфильма много иностранцев – например, из США приходит 140-150 тысяч зрителей в неделю.

Нина Ромодановская:
Вы состоите в Совете Фонда кино и за все время работы в фонде отмечали, что одной из самых больших проблем в российском кино сегодня – это недоработанные, не доведенные до ума сценарии. Вы говорили, что в фонде нужно ввести институт редакторов, которые бы проводили творческую работу с материалом. Есть ли подвижки в этом вопросе?

Карен Шахназаров:
Со сценариями, действительно, необходима более тщательная работа, как в Голливуде или как было в СССР. Дело вовсе не в цензуре, а в кропотливой редакторской работе, решении творческих задач. Я часто об этом говорил, но пока ничего не изменилось. 

Проблема российского кино в том, что оно ушло от советской модели кинопроизводства, но так и не пришло к рыночной, оказавшись где-то посередине – а это самое неудобное положение.

Кстати, немногие знают, что на производство своих картин в советское время Мосфильм брал кредит в банке, а Госкино возвращало студии деньги, если принимало картину. В то время главным продюсером было государство. А режиссеры иногда оказывались «безработными», они фактически были в штате студии, но если не имели в работе проектов – то зарплату не получали. Как известно, Тарковский иногда годами сидел без зарплаты. У советской системы, конечно, имелись проблемы, она была экономически жесткой, но очень эффективной.
На сегодня выход у российского кино один – либо стремиться к рыночной системе производства, либо возвращаться к советской. Первый вариант – наиболее реален. Не стоит бояться рынка, нужно усиленно работать!

Нина Ромодановская:
К вопросу о работе. На киностудии сейчас продолжается строительство двух новых объектов – 17 киносъемочного павильона и киноконцертного комплекса. Как продвигается строительство и когда планируете его закончить?

Карен Шахназаров:
По поводу этого проекта много спекуляций, поэтому расскажу обо всем подробно. Строительством четырех новых объектов на территории Мосфильма, которая ранее не использовалась, занимается частная компания, но строго в согласовании с правительством РФ.  Два уже построено и работают – 16 киносъемочный павильон и Дом костюма и реквизита. 16 павильон сразу после строительства стал одним из самых популярных, в нем снимали свои фильмы Кончаловский, Серебренников и другие режиссеры.
17 павильон будет самым большим в Российской Федерации и одним из крупнейших в Европе, на съемки в нем уже выстроилась очередь из желающих. Киноконцертный комплекс с выходом на Мосфильмовскую улицу будет включать четыре зала. Такого масштабного строительства на Мосфильме не было с середины прошлого века. Это дает студии принципиально новые возможности. Мы с гордостью можем говорить, что не просто модернизировали Мосфильм, а отстроили его.

Строящийся объект на Мосфильме

Нина Ромодановская:
Как готовитесь к 100-летию Мосфильма в 2024 году?

Карен Шахназаров:
Я не большой сторонник праздничных концертов. (Смеется.) Отличным подарком к 100-летию Мосфильма станет выпуск книги. Руководитель информационного центра Мосфильм-инфо Гаянэ Амбарцумян написала потрясающую книгу, которая сейчас находится в работе в издательстве Проспект. Это уникальное издание будет представлять собой полный каталог фильмов Мосфильма. Ничего подобного ни одна студия в России не делала. Сейчас мы еще усиленно занимаемся реставрацией картин…

Нина Ромодановская:
Реставрация кинокартин – одно из важных направлений работы Мосфильма, давайте поговорим об этом подробнее. Уже восстановлены десятки фильмов, и они часто попадают в специальные программы международных фестивалей. Расскажите про тонкости этого процесса: как вы отбираете фильмы для реставрации, насколько это затратно и сколько удается отреставрировать картин в год?

Карен Шахназаров:
Отбор фильмов для реставрации – это очень субъективный процесс, но я считаю, что в кино по-другому нельзя. Я выбираю фильмы, которые представляют художественную и культурную ценность. На Мосфильме уже отреставрированы все фильмы Тарковского. Сейчас реставрируем «Страсти по Андрею» - это режиссерская версия фильма «Андрей Рублёв», которая содержит ранее вырезанные при монтаже сцены и дубли. Работа проходит тяжело, потому что нет негатива. Только что закончена реставрация ленты «Девять дней одного года» Михаила Ромма.
Некоторые картины делаем по заказу телевизионных каналов.
Процесс реставрации трудоемкий – сначала нужно оцифровать фильм, а затем уже идет кропотливая работа с цифровым материалом, которая порой требует инженерных решений. Иногда присутствует авторский брак, который приходится убирать. И уже с отреставрированной цифровой копии при необходимости можно сделать негатив высокого качества.
Это дорогое удовольствие, и всю работу мы делаем за свои собственные средства. Так как наши картины на Youtube-канале смотрят и иностранные зрители, возрастает необходимость субтитрирования, на которое тоже нужны дополнительные средства. В год удается отреставрировать 9-10 картин. Но каждая из них того стоит. Несколько лет назад, на 74 Венецианском кинофестивале Гран-при за лучшую реставрацию получил фильм Элема Климова «Иди и смотри» в секции Venezia Classici.
Реставрация выдающихся картин Мосфильма – это тоже огромный вклад в подготовку к юбилею нашей студии, который уже не за горами.



Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Киноконцерн Мосфильм

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Реклама