Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 июня 2019 11:40

Оксана Карас: «Выше неба» - картина о первой любви, драма взросления и семейная драма»

Оксана Карас: «Выше неба» - картина о первой любви, драма взросления и семейная драма»

С 9 по 16 июня в Сочи проходит 30 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля продолжает публикацию интервью с участниками конкурсной программы. Фильм «Выше неба» участвует в основном конкурсе фестиваля. Режиссёр Оксана Карас, автор сценария Екатерина Мавроматис и продюсер Николай Ларионов рассказали об истории возникновения этого проекта, о том, как проходил кастинг и какой они видят зрительскую аудиторию картины.

Александра Иванова:
О чём ваша картина, что бы вы хотели рассказать зрителям в первую очередь?

Оксана Карас:
Это очень понятная современная история, думаю, любой зритель может себя идентифицировать с нашими героями. Наверное, в большей степени эта картина – о первой любви, драма взросления и семейная драма. Хотя, конечно, есть и детективный движок – фильм начинается с того, как идиллическая картина летнего пляжного отдыха разрушается выплывшим на берег трупом, и дальше идет расследование. Мы хотели, чтобы обязательно сохранилась детективная линия, был саспенс, тревога. Это важно и для наших героев, заставляет двигать сюжет и увлекает зрителя. Сколько бы мы не меняли сценарий, это всегда держали в уме.
В сюжете абсолютно равноценны и взрослые, и дети. Мы со сценаристом Катей Мавроматис дорабатывали сценарий как раз в сторону взаимного влияния взрослых линий на детские и детских на взрослые, классика – «отцы и дети». Об этом столкновении и кино – насколько родители властны в своих манипуляциях с детьми, насколько они имеют право распоряжаться их судьбами. Насколько дети свободны в возрасте 18-20 лет, когда они уже обладают всеми гражданскими правами, но при этом еще финансово и психологически очень зависимы от родителей. Насколько мы влияем друг на друга, насколько несвободны в этих семейных конструкциях и как часто путаем наши роли.

Съемки фильма "Выше неба", Оксана Карас

Александра Иванова:
Вы уже не в первый раз в своих фильмах обращаетесь к теме взаимоотношений разных поколений..

Оксана Карас:
В моих фильмах так или иначе присутствует тема взросления и сепарации от родителей. И в «Хорошем мальчике», и в «У ангела ангина» главные герои – совсем молодые люди, им нет еще и 20 лет. Вот этот травматичный и трогательный процесс «выкукливания» новой личности, процесс превращения во взрослую бабочку меня очень интересовал. Как человек лишается детской кожи и обретает нового взрослого себя. Как правило, для родителей этот процесс тоже проходит очень болезненно. Взрослые не готовы вот так сходу принять то, что их дети, хотя и живут под одной крышей и часто экономически зависимы, вдруг обретают самостоятельный голос, выражают открыто свое мнение, спят с кем-то, низвергают все авторитеты. В любой драме взросления конфликт отцов и детей самый интересный. Потому что для молодого героя – это такое столкновение с самим собой, но в будущем. Попытка избежать своей тени, не стать «таким, как они». Таким же скучным, лицемерным, деспотичным. Таким же взрослым. И в каждом своем фильме я давала детям шанс этого избежать. Шанс стать лучше, чем их родители. Но не факт, что герои этим воспользуются.
В фильме «Выше неба» мама – одна из ключевых ролей. Она – большой манипулятор, находится в жестком дефиците любви и так выстраивает отношения в семье, что все поступают, как нравится и хочется ей. За долгие годы уже сложились очень четкие поведенческие паттерны, удобные для нее. И в нашей истории произойдет освобождение членов семьи от этого сильного материнского влияния. Семья – это живой организм, и единственный фундамент, на котором она строится, – любовь. И если любовь уходит, то семья распадается. Это мое очень идеалистическое представление о том, какой должна быть семья. О нем я и снимаю кино. Может быть, для зрителей фильм станет возможностью проверить свои семьи, свои близкие связи на истинность. Что удерживает нас рядом с близким человеком – чувство вины, долг, манипуляция или любовь? Есть ли за этим настоящие отношения или все уже стало искусственным.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Как проходил кастинг? И, в частности, как сложилось, что реальная супружеская пара – Виктория Толстоганова и Алексей Агранович – и в кино сыграли супругов?

Оксана Карас:
Обычно я кастинг провожу стремительно, за неделю, поскольку за время работы над сценарием все уже поняла, всех представила. А здесь я представила и… не сошлось. И дальше начался мучительный поиск мамы и папы. Сначала мне казалось, что найду маму, и все срастется. Приходили замечательные актрисы, которых я люблю. Одна другой лучше. Но все уперлось в то, что нужен родительский тандем. Тогда я начала искать папу, и пригласила Лешу Аграновича, такой вот нестандартный заход был. Он сказал, что придет с женой. И вот дверь открылась, и вошла великая русская актриса Виктория Толстоганова. И пробы, мне кажется, уже были формальностью. Как-то сразу стало понятно, что это Викина роль. А вместе Алексей и Вика дали какой-то важный надкинематографический контекст, который и не сыграешь. Они вдохнули в историю настоящую жизнь и правду, что-то важное с собой принесли.

Александра Иванова:
А с младшим поколением как получилось?

Оксана Карас:
С Таисией Вилковой, которая снялась уже в третьей моей картине, как-то очень быстро сложилось. Хотя мы изначально с Катей Мавроматис предполагали, что это должна быть какая-то анемичная, тонкая, очень бледная девочка, совсем странной природы, болезненная. А потом я подумала, что должно быть совсем наоборот. И Тася, мне кажется, на своем месте. И дальше все подобрались: очень быстро нашла ей сестру – Полину Виторган. Они совершенно не похожи, но как только познакомились, я поняла, что в прошлых жизнях Тася и Полина были сестрами, братьями, Зитой и Гитой, если хотите. Они вообще теперь неразлучны. Полина – прекрасная актриса, современная, с удивительной органикой, у нее какое-то документальное существование в кадре.
Я долго не могла найти Риту, подругу главной героини, — это ключевой персонаж в сценарии, немного похожий на Мину Сувари из «Красоты по-американски». Дашей Жовнер после фильма «Теснота» очень долго болела, но знала, что она всем отказывает и ждет какой-то своей большой роли. И все же рискнула, написала. Хотя Даша в тот момент жила в Варшаве, она сразу откликнулась и приехала на пробы. Для нее это была роль на преодоление — не «девочка из соседнего двора», не «свой парень», а невероятная красавица, экзальтированная, увлекающаяся, помешанная на эзотерических практиках. Ее героиня переживает период пробуждения своей чувственности, только-только начинает что-то понимать про себя как про женщину. Она не пропускает ни одного мужчину, но воспринимает всех лишь как материал для самоутверждения. Внешне она — леди совершенство, внутри — глубоко закомплексованная девушка. Такая немного Мэрилин Монро, только современная. Даша очень основательно подошла к подготовке — присылала мне каждый день фотографии костюмов, которые ее вдохновляли, свои актерские наработки, прототипы ее персонажа из известных фильмов. На съемки она приехала уже полностью готовой. Даша оказалась замечательным партнером.
Последней мукой был поиск главного героя к героине Таисии, чтобы они смотрелись парой. Съёмки уже должны были начаться через месяц, а его все не было. Филипп Авдеев оказался в финале длиннейшего кастинга. И я ни на секунду не пожалела, что в итоге интуитивно выбрала его. Интуитивно — потому что не видела его работ в театре до того. Это сейчас я фанат Филиппа и посмотрела почти всё с его участием. А тогда у меня не было никакого предвзятого мнения. Филипп очень вдумчивый, глубокий, подробный артист. Он прорабатывает все сценарные обстоятельства и мотивации своего героя, предлагает диалоги и сцены. Он «держит» роль, даже если уезжает куда-то отдыхать за тысячи километров. При этом он легкий и психологически комфортный. Филипп с Тасей выглядели как настоящая пара и дали нашей истории такой французский флер в кадре.

Екатерина Мавроматис: «Сценарий писала о том, как выглядит первая любовь, со всеми её сложностями и восторгами»

 Александра Иванова:
Как возник замысел сценария «Выше неба»? Есть ли у этой истории реальная подоплёка, или же она полностью вымышленная?

Екатерина Мавроматис:
Были два момента, которые сошлись воедино. У меня появились проблемы с сердцем, и было знакомо чувство невозможности дышать, всякие пугающие состояния. И чтобы как-то с этим справиться, я уехала в загородный пансионат. Это бывший ведомственный пансионат, находится он в Рублёво-Успенском направлении. И меня настолько впечатлила тамошняя природа, что в голову пришёл этот замысел.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Насколько я знаю, этот сценарий режиссёр Оксана Карас увидела ещё в 2014 году, но с тех пор он претерпел много изменений. Вы соглашались со всеми режиссёрскими поправками, или что-то в этих изменениях сначала казалось вам не совсем правильным?

Екатерина Мавроматис:
Моя история изначально была про то, как молодая женщина обретает себя. Если говорить метафорично, она входит в этот дремучий лес, в который герои всё время попадают, и там находит свою самость. Многое строилось на том, как её жизнь в корне меняется, и она обретает новую, сильную, здоровую себя. А Оксане было также важно, чтобы история рассказывала не только про первую любовь, но и про семью, про то, что родительский брак трещит по швам. Она хотела, чтобы я больше внимания уделила этой линии.

Александра Иванова:
Режиссёр советовалась с вами по поводу кастинга? Такими вы видели своих героев, или же что-то удивило?

Екатерина Мавроматис:
У героини порок сердца, ей толком нельзя двигаться, это неактивный образ жизни, страхи. И мы думали, что это девочка анемичная, хрупкая, потусторонняя. Пытались найти такую. Когда появилась Таисия Вилкова, стало ясно, что она сыграет всё по-другому. Покажет, что в героине много жизни, здоровья, любви, просто это всё время подавляется. Оксана решила, что это правильное направление. Когда я узнала, что маму будет играть Виктория Толстоганова, была в абсолютном восторге. Она совершенно потрясающая актриса, и я даже мечтать не могла, что она сыграет маму. Так что, мне повезло. Думаю, и с остальными героями тоже.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Вы присутствовали на съёмках?

Екатерина Мавроматис:
Нет, я обычно там не присутствую, потому что это очень сложный, трудоёмкий и длительный процесс. Понимаете, к тому моменту, когда начинаются съёмки, у меня в голове всё уже произошло, развернулось и завершилось. Для меня лучше потом на экране посмотреть режиссёрскую интерпретацию моего мира, нежели наблюдать за тем, как это делается. Не хочу, чтобы оттуда уходила какая-то магия.

Александра Иванова:
Фильм скоро выйдет в прокат. Каким вы видите зрителя этой картины, кому она адресована в первую очередь?

Екатерина Мавроматис:
Очень надеюсь, что на него пойдут девочки разных возрастов и поведут туда своих парней. Мне кажется, что у нас, при всём разнообразии жанров, снимается не так много красивых, сложных, честных и глубоких историй про любовь. Сценарий я писала о том, как выглядит первая любовь, со всеми её сложностями и восторгами. Думаю, что всем, кто хочет эстетического наслаждения плюс пищи для ума, прямая дорога на наш фильм.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Уже не первый раз фильм, снятый по вашему сценарию, будет участвовать в конкурсе Кинотавра. В 2013 году это был «Стыд» режиссёра Юсупа Разыкова. Ваши мысли и эмоции по этому поводу?

Екатерина Мавроматис:
Когда на фестивале был «Стыд», я приехать не могла, потому что была на последнем месяце беременности. Рада, что сейчас еду на Кинотавр, буду в компании уважаемых мною людей. И этого вполне достаточно. Для меня, в принципе, это уже успех.

Николай Ларионов: «В фильме «Выше неба» есть и история первой любви, и семейные отношения, и интрига, которая будет держать зрителей до конца»

Александра Иванова:
Чем вам, как продюсеру, был интересен этот проект, чем зацепила история?

Николай Ларионов:
Команде Марс Медиа понравился сценарий Екатерины Мавроматис – такой легкий, летний, со своей необычной атмосферой, при этом поднимающий очень важные темы, с неожиданным сюжетным поворотом. Подкупала и увлеченность проектом Оксаны Карас. Для нее рассказанная в сценарии история также была очень важна, она постоянно ее докручивала, усиливала, вплоть до начала актерских проб.

Александра Иванова:
С чего вообще всё началось? Оксана пришла в компанию с этой идеей, или же вы предложили ей поработать с этим сценарием?

Николай Ларионов:
Оксана очень долго горела этой историей. Насколько я помню, продюсерам Марс Медиа эту историю предлагал Максим Королев, в итоге его компания ВВП-Альянс выступила в качестве продакшена «Выше неба». Дальше Павел Одынин рекомендовал сценарий Рубену Левоновичу Дишдишяну, который окончательно дал проекту зеленый свет. А дальше уже подключился я. Мы с Оксаной стали работать над сценарием, параллельно готовясь к подаче в Министерство культуры.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Где проходили съёмки?

Николай Ларионов:
В Москве и Подмосковье – в пансионате «Сосны». Рядом с Успенским снимались полеты на параплане, рядом с Козино – сцены в реке.

Александра Иванова:
У Оксаны была полная творческая свобода? Она советовалась с вами по поводу кастинга?

Николай Ларионов:
«Выше неба», безусловно, кино зрительское, но при этом с очевидным авторским стилем Оксаны Карас. Но, разумеется, мы обсуждали кастинг, обменивались мнениями. В итоге, на мой взгляд, приняли абсолютно правильные решения по всем героям. Надеюсь, зрители оценят сложившийся актерский ансамбль.

Александра Иванова:
Чем вам импонирует метод работы и творческая манера Оксаны Карас?

Николай Ларионов:
Оксана хорошо чувствует актеров, умеет с ними работать. Актеры в свою очередь любят работать с Оксаной, возвращаются к ней в новых фильмах. Очень важно, что Оксана постоянно думает о зрителе, чтобы он не заскучал в зале, не вышел из кинотеатра разочарованным.

на съёмках фильма Выше неба

Александра Иванова:
Фильм скоро выходит в прокат. Какой вы видите целевую аудиторию картины?

Николай Ларионов:
Скорее всего, фильм заинтересует в большей степени женскую аудиторию. По возрасту мы рассчитываем на зрителей старше 16 лет. В фильме есть и история первой любви, и семейные отношения, и интрига, которая, надеюсь, будет держать зрителей до конца и положительно скажется на «сарафанном радио».

Александра Иванова:
Фильм участвует в конкурсе 30, юбилейного Кинотавра. Что ждёте от фестиваля?

Николай Ларионов:
У юбилейного Кинотавра получилась сильная конкурсная программа. Надеюсь, мы не затеряемся в ней, и кино будут активно обсуждать коллеги и кинокритики. Выходим в прокат через две недели после окончания фестиваля и пиар от Кинотавра нам, безусловно, важен.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Александра Иванова

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама