30 Кинотавр: женское кино в тренде
С 9 по 16 июня в Сочи пройдет 30 открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Организаторы обнародовали программу основного конкурса и назвали членов жюри.
Президент фестиваля Александр Роднянский отметил, что, сохраняя почти неизменной старую программную конфигурацию, фестиваль сумел нащупать болевые точки российского кино, сломать старую иерархию, сделав упор на поиск новых имен и поддержку актуальных работ зрелых мастеров, каждый раз почти безошибочно угадывая самые интересные тренды, темы и авторов.
«Безусловно, картины, которые мы показываем в Сочи, влияют на то, каким будет наше кино завтра. Пришла пора смены поколений, и нам очень важно не пропустить при отборе тех авторов, кто определит лицо российского кино на ближайшие годы. Задача главного национального фестиваля – быть всегда на шаг впереди уже существующих кинопроцессов. Находить в настоящем ростки будущего. Кинотавр, празднующий в этом году свое тридцатилетие, работает для кино и кинематографистов. А не наоборот. Так что главные герои нашего юбилея – люди, снимающие фильмы, создающие российский кинематограф, привлекающие интерес к нему нашей отечественной аудитории и выводящие его на мировой уровень», - сказал Александр Роднянский.
В этом году на отбор в основной полнометражный конкурс было подано 75 заявок, 50 из которых – независимые от бюджетного финансирования проекты. Двадцать четыре картины были профинансированы Министерством культуры, одна – Фондом кино.
Программный директор Кинотавтра Ситора Алиева назвала одним из трендов этого года растущую независимость отечественного кинопроизводства от государственной поддержки. «К сожалению, эта независимость далеко не всегда становится гарантией художественного качества. Однако это свежее явление в нашем кино стоит отметить как позитивное», - отметила она, добавив, что для участия в конкурсе отобраны 15 работ авторов разных поколений. Некоторые из них ранее становились призерами фестиваля.
«Фактически это и есть зримый результат работы программной дирекции Кинотавра по поиску новых имен и отбору самых перспективных авторов. Мы их ждем, ищем, находим, отбираем и даем шанс быть замеченными и оцененными профессионалами отрасли. А они к нам возвращаются с новыми работами: кто с полнометражным дебютом после участия в программе «Кинотавр. Короткий метр», а кто – уже зрелыми мастерами», - сказала Ситора Алиева.
Также она отметила, что столкновение разных поколений, разных контекстов и стилей составляет напряженную драматургию фестиваля. В этом году в представленных работах заметно больше бескомпромиссного авторства – фильмов, снятых без подражания и оглядки на стереотипы общественного мнения.
Дебютантов в полном метре в этом году шестеро. Это Григорий Добрыгин, успевший уже со своей картиной «Sheena667» принять участие в Роттердамском фестивале, Александр Золотухин, чей фильм «Мальчик русский» был показан на Берлинале, сценарист Анна Пармас («Давай разведемся»), выпускник ВКСР Петр Левченко («Куратор»), участница короткометражного конкурса Кинотавра 2010 года Мария Агранович («Люби их всех»), выпускник ВГИКа Борис Акопов («Бык»). Практически половина режиссеров основного конкурса – женщины. Ими снято семь картин. «Конечно, это тренд не новый и не только наш отечественный, - отмечает Ситора Алиева. - Однако феминизация в российском кино довольно активный и яркий процесс, который в чем-то пересекается с мировыми тенденциями, в большой степени подогреваемыми скандалами в киносреде, а в чем-то подпитывается особенностями национальной охоты за бюджетными и внебюджетными деньгами на съемки фильма. Мужчины чаще сдаются в борьбе за бюджет, вплоть до ухода из профессии. Женщины в этом плане сегодня сильнее, и они готовы упорно добиваться своего. Эта борьба за бюджет, за попадание в Фонд кино, Минкульт или к инвесторам породила у нас целую плеяду женщин-продюсеров, которые вполне могут поспорить с мужчинами по части успешности».
Неудивительно, что традиционно женская тема семьи и поиска партнера стала основой едва ли не всех сюжетов, представленных в основном конкурсе. Неважно, снят фильм мужчиной или женщиной. Женщины за последнее время всерьез поменяли повестку дня и привлекли внимание к своим проблемам, к своей психологии, к своим интересам и желаниям.
Председателем жюри Кинотавра в этом году стал актер Константин Хабенский. В состав жюри также вошли композитор Алексей Айги, киновед Анжелика Артюх, режиссер Резо Гигинеишвили, режиссер Наталия Мещанинова, оператор Алишер Хамидходжаев и актриса Анна Чиповская.
Лучшие короткометражные фильмы выберут актриса Анна Михалкова, писатель Михаил Зыгарь, режиссер Наталия Меркулова, актер Александр Паль, актер Алексей Чупов. В этом году на отбор было прислано 417 заявок. 72 были отклонены из-за несоответствия фестивальному регламенту. Таким образом отбор производился из 345 фильмов. В конкурсную программу включены 26 картин.
Куратор программы короткого метра Ирина Любарская отмечает, что, по сравнению с прошлыми годами, у авторов возник интерес к реальной повседневной жизни, им захотелось рассказывать истории с упором на психологию, на развитие характеров. «Это явная тенденция года – стремление рассказать полноценную историю. Шутки и анекдоты, похоже, иссякли. Конечно, из-за этого хронометражи у фильмов большие, все хотят выбрать предельные для нас по регламенту 25 минут. А напрасно. Большинство экспертов по короткому метру убеждены, что оптимальный для восприятия хронометраж фильма – 10-15 минут. За их пределами начинаются длинноты в коротком кино, а это еще один оксюморон», - сказала куратор.
На 30 Кинотавре во второй раз пройдет программа Work-in-progress. В прошлом году из шести представленных проектов дебютных было только два, в этом году, наоборот, костяк участников – это первые и вторые режиссерские работы. В 2017 смотр был мужским: из шести проектов только у двух продюсерами были женщины, а режиссерский состав был исключительно из представителей сильного пола. В 2019 гендерное равновесие восстановилось: из шести представленных проектов женщины-режиссеры сняли три, а женщины-продюсеры или исполнительные продюсеры заняты в пяти.
Фильмом открытия фестиваля станет лента Валерия Тодоровского «Одесса», а закроет смотр историческая драма «Француз» Андрея Смирнова.
Фильмы, вошедшие в основной конкурс Кинотавра:
«Sheena 667», режиссер Григорий Добрыгин
«Большая поэзия», режиссер Александр Лунгин
«Бык», режиссер Борис Акопов
«Верность», режиссер Нигина Сайфуллаева
«Выше неба», режиссер Оксана Карас
«Гроза», режиссер Григорий Константинопольский
«Давай разведемся», режиссер Анна Пармас
«Керосин», режиссер Юсуп Разыков
«Куратор», режиссер Петр Левченко
«Люби их всех», режиссер Мария Агранович
«Мальчик русский», режиссер Александр Золотухин
«Мысленный волк», режиссер Валерия Гай Германика
«Однажды в Трубчевске», режиссер Лариса Садилова
«Сторож», режиссер Юрий Быков
«Троица», режиссер Ян Гэ
Участники конкурса короткого метра:
«Жених», режиссер Елизавета Стишова
«Бег», режиссер Егор Исаев
«Болванка», режиссер Никита Власов
«Будьте здоровы», режиссер Иван Забажанов
«Ваня», режиссер Евгения Яцкина, Алена Рубинштейн
«Войд», режиссер Дарья Грацевич
«Выкупить за 60 секунд», режиссер Вадим Валиуллин
«Думай позитивно!», режиссер Ирина Ходюш
«Есть город золотой», режиссер Евгений Сангаджиев
«Интервью», режиссер Иван Соснин
«Кальмар», режиссер Лидия Кондратюк
«Корова», режиссер Тома Селиванова
«Красиво жить», режиссер Ярослав Лебедев
«Мирная жизнь», режиссер Иван И. Твердовский
«Неудачник», режиссер Роман Трофимов
«Одна историческая ошибка», режиссер Михаил Местецкий
«Он везет свой грузовик», режиссер Кирилл Проскурин
«Он мой», режиссер Владислав Рытков
«Плачу с вами», режиссер Паулина Андреева
«Прощание», режиссер Мария Фомина
«Роддом», режиссер Анна Дежурко
«Романс для валторны», режиссер Ирина Киреева
«Сложноподчиненное», режиссер Олеся Яковлева
«Топливо», режиссер Михаил Архипов
«Ты его любила», режиссер Елена Полякова
«Эвтаназия», режиссер Елена Бродач
Деловая программа Work-in-Progress
«Вмешательство», режиссер Ксения Зуева
«Последняя милая Болгария», режиссер Алексей Федорченко
«Камень, ножницы, бумага», режиссер Татьяна Лютаева
«Седьмой пробег по контуру земного шара», режиссер Виталий Суслин
«Москвы не бывает», режиссер Дмитрий Федоров
«У нее другое имя», режиссер Вета Гераськина
Внеконкурсная программа
«Дылда», режиссер Кантемир Балагов