Рубен Дишдишян: «Думаю, что наисложнейшие проекты у нас еще впереди»
27 марта в Москве в седьмой раз пройдет церемония награждения Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Продюсер и основатель кинокомпании Марс Медиа Рубен Дишдишян в интервью главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской рассказал в чем ценность премии АПКиТ для киноиндустрии, поделился перспективными планами компании Марс Медиа на ближайшие годы, включая новые интернет-проекты, и объяснил, как «Т-34» стал самым кассовым военным фильмом.
Нина Ромодановская:
Прежде всего, хотелось бы поздравить вас с успехом фильма «Т-34» в прокате, который стал второй самой кассовой российской картиной после «Движения вверх». На сегодняшний день лента заработала более 2,3 млрд рублей. Оправдались ли ваши ожидания? Каких результатов вы планировали достичь изначально?
Рубен Дишдишян:
Мне кажется, не благодарное дело – прогнозировать такие вещи заранее. Да, для нас было важно собрать кассу в России и достойно выступить на международном рынке. Но главная задача продюсера – сделать хорошее кино, а там уже зритель смотрит и оценивает. «Т-34» – самый крупный проект нашей компании, и мы делали на него серьезную ставку. Не скрываю, что бюджет фильма 600 млн, из которых 120 – поддержка Фонда кино, а все остальные деньги коммерческие. Безусловно, мы гордимся результатом и тем, что «Т-34» стал самым кассовым военным фильмом, второй кассовой российской картиной после «Движения вверх» и третьим кассовым за всю историю нашего проката. В России его посмотрело более 9 млн зрителей! Безусловно, такого успеха не было бы без мощной поддержки холдинга ВГТРК, Антон Андреевич Златопольский – сопродюсер картины и его помощь неоценима. И, конечно, этого фильма не было бы без режиссера Алексея Сидорова, который горел проектом, вложил в него душу. Я вижу эту душу и, судя по результатам проката, увидел и зритель.
Нина Ромодановская:
Мы знаем, что ранее права на показ фильма были проданы в Корею, Испанию, Прибалтику и на другие территории. Также в одном из интервью вы говорили, что картиной заинтересовались и крупные китайские кинопрокатные компании. Каких новых соглашений удалось достичь? Какова дальнейшая судьба фильма?
Рубен Дишдишян:
Недавно фильм вышел на российских онлайн площадках – на ИВИ и Айтюнс. Что касается мирового проката, то права на «Т-34» купили более 70 стран – к нему интерес как к художественному произведению на всех основных больших территориях, среди которых Германия, Прибалтика, Япония, Корея, Бенелюкс, США, Великобритания, Канада, Италия, Израиль, Испания, Франция, страны Ближнего Востока.
Во многих из этих стран картина выйдет или уже вышла в прокат. Так, в январе она была показана в Прибалтике, Германии и Австрии, в феврале – в США и Канаде, в мае будет Италия, Бельгия и Нидерланды, летом – Франция и Страны ближнего востока. Сейчас ждем подтверждение по прокату в Австралии и Новой Зеландии.
Нина Ромодановская:
Как вы считаете, чем обусловлен интерес к фильму со стороны зарубежных прокатчиков: чем российская картина о событиях Второй мировой войны и о подвигах наших солдат может заинтересовать иностранного зрителя?
Рубен Дишдишян:
По моим наблюдениям, сегодня, когда активно развиваются цифровые платформы, людям интересно многое и разное вне зависимости от мест, где они живут. Стираются границы, люди смотрят и американское, и русское, и европейское, и скандинавское или бразильское кино. Да, возможно, западные зрители не до конца считают всю ту эмоциональность, которую могут почувствовать наши зрители при просмотре «Т-34». Но, уверен, что оценят и саму историю, и экшн.
Вообще, наш опыт показывает, что этот интерес к фильмам этого жанра есть и он очень высокий. Кинокомпания «Марс Медиа» снимает много военного телевизионного кино – и оно хорошо продается. Особенно в Азии, где любят этот жанр. Немецкоязычные страны абсолютно нормально воспринимают наши военные фильмы, что подтверждают продажи «Т-34».
Нина Ромодановская:
Недавно фильм был снят с проката в американском кинотеатре West Newton Cinema в Бостоне. Украинское посольство в Америке выступило с призывом о запрете на демонстрацию картины, «которая открыто распространяет и популяризирует современную агрессию Российской Федерации в мире», в США. Как вы считаете, может ли это повлиять на дальнейшую судьбу фильма в международном прокате? Будете ли в связи с этим инцидентом принимать какие-то меры, как-то реагировать на происходящее?
Рубен Дишдишян:
Ну а как на это реагировать? Эти призывы вызвали у меня удивление. При чем здесь политика? Мы сняли хорошее приключенческое кино о силе духа, дружбе, героизме, любви, воле к победе, вере в жизнь. Мне кажется, «Т-34» про общечеловеческие ценности, понятные в любом уголке мира, и ничего другого в нем не заложено, никаких скрытых смыслов. Я высокого мнения о зрителях. Мне кажется, они сами должны посмотреть картину и принять решение, какая она – хорошая или плохая, нравится она им или не нравится. Навязывать им решение довольно странно. И американский зритель – умный, он сам разберется, что к чему. Несмотря на эти призывы, кино прокатывается в США, люди приходят его смотреть. А эта волна с запретом на показ только подогрела интерес и послужила нам бесплатной рекламой.
Нина Ромодановская:
В связи с успехом «Т-34» в российском прокате, планируете и дальше работать с таким форматом фильмов? Есть ли в планах компании на ближайшие годы создание нового фильма-события?
Рубен Дишдишян:
Чтобы создавать фильмы, потенциально способные стать событиями, в их разработку заходишь за года три-четыре до приблизительного выхода. Еще за год до успешного проката «Т-34» мы начали разрабатывать масштабный проект, о котором, думаю, сможем говорить чуть подробнее этим летом. Вообще, кинолинейка в «Марс Медиа» планируется сильно вперед. На разных стадиях у нас в разработке порядка 25 фильмов, это программа на 3-4 года. Точно представляем, каким будет этот год, процентов на 60 понимаем про следующий, и на 30 – про 2021-й. Думаю, что наисложнейшие проекты у нас еще впереди.
Нина Ромодановская:
В 2019 году Марс Медиа запланировала релизы сразу четырех фильмов в разных жанрах: «В Кейптаунском порту» Александра Велединского, «Выше неба» Оксаны Карас, фантастический фильм «Кома» и биографическая драма «Танец с саблями». На какие проекты делаете наибольшую ставку?
Рубен Дишдишян:
Каждая из этих картин мне по-своему дорога и интересна. И масштабное полотно Саши Велединского, над которым он работал более пяти лет. И романтическая летняя история Оксаны Карас о взаимоотношениях детей и родителей, о первой любви. И фантастический, уникальный мир, который Никита Аргунов создает в «Коме», и камерная история, снятая Юсупом Разыковым, о композиторе Араме Хачатуряне.
Нина Ромодановская:
В одном из интервью вы сказали, что в 2019 году планируете выпускать сериалы для онлайн-платформ. Расскажите пожалуйста об интернет-проектах Марс Медиа: в чем будет их главная особенность по сравнению с проектами, снятыми для показа на телевидении? На каких российских и зарубежных онлайн-платформах планируете их представить?
Рубен Дишдишян:
Думаю, нашей первой премьерой на онлайн-платформе в этом году станет 8-серийная драма «Шторм» Бориса Хлебникова. Это совместный проект с видеосервисом START, с которым у нас в подготовке и разработке еще несколько ярких проектов. Вообще, направление для онлайн-кинотеатров развивается в компании очень активно, мы сотрудничаем со всеми игроками на этом рынке.
Нина Ромодановская:
Как вы можете оценить итоги 2019 года и динамику развития компании, в целом? Какова стратегия Марс Медиа на ближайшие годы?
Рубен Дишдишян:
Цифры говорят сами за себя. За восемь лет, что существует компания, мы сняли 100 сериалов, 20 фильмов, что значит более 600 часов. Цифра впечатляющая, мы сами удивились, когда посчитали. Конечно же, нормативов у нас нет, и я ни в коем случае не гонюсь за количеством – просто работаем, набираем обороты. Когда создавалась «Марс Медиа», в ней работали 6 человек. Сейчас – больше 40, а каждый год на наших проектах работает свыше 1000 человек. Компания динамично развивается, увеличивает свою долю на телевидении и в киноиндустрии. Мы стараемся работать во всех сегментах. Сегодня есть и творческий, и финансовый потенциал для того, чтобы делать и авторское кино, и арт-мейнстрим, и коммерческие фильмы, при этом снимая сериалы для эфирных телеканалов и интернет-платформ.
Нина Ромодановская:
Проекты Марс Медиа нередко становятся лауреатами премии АПКиТ. В 2019 году сериал компании «Золотая орда» номинирован на награды в нескольких категориях. Настроены ли вы на победу? Как считаете, в чем ценность этой премии для индустрии?
Рубен Дишдишян:
Да, вы правы, проекты нашей компании регулярно становятся лауреатами премии АПКиТ. В свое время в ней участвовали и побеждали в разных номинациях «Великая», «Григорий Р», «Переводчик», «Гетеры майора Соколова». В этом году – «Золотая Орда» и «Т-34». Мы дорожим не только победами, но и попаданием в шорт-лист премии, поскольку эти оценки даются профессионалами, нашими коллегами в индустрии, а это значит, что из всех телевизионных фильмов, вышедших в минувшем году, работы «Марс Медиа» так или иначе выделяются. Надо признать, что с каждым годом конкуренция здесь возрастает, в 2019-м году уже участвуют сериалы, снятые для онлайн видеосервисов. А растущая конкуренция говорит, прежде всего, о качестве и уровне тех проектов, которые выпускают кинокомпании, члены Ассоциации.