Элла Архангельская: «"Клетка" – фильм о любви, актуальной во все времена»
17 сентября 2015 года в прокат выходит полнометражная игровая картина «Клетка» режиссера Эллы Архангельской (дистрибьютор – компания Люксор). Юрий Арабов на этом проекте выступил не только как автор сценария, но и как художественный руководитель и продюсер. В основу сюжета фильма легла трагическая повесть «Кроткая» Федора Достоевского. Специально для ПрофиСинема режиссер картины рассказала, насколько сегодня актуальна классика, и как ею можно заинтересовать современного зрителя.
Корреспондент:
Ваш фильм основан на повести Достоевского “Кроткая”. В чем, на ваш взгляд, сейчас его актуальность? Или эта трагическая история актуальна во все времена?
Элла Архангельская:
Для меня сценарий Юрия Николаевича – сочетание Арабова и Достоевского. Многие, прочтя его, говорили, что открыли для себя что-то новое во взаимоотношениях мужчины и женщины. Например, оператор Михаил Кричман назвал сценарий «Клетки» жемчужиной, с которой нужно очень осторожно обращаться, и просил постараться передать всю его поэтику и глубину в фильме. Юрий Николаевич Арабов - художественный руководитель и вдохновитель этой картины. Когда у нас была встреча с актерами, пробы грима и костюмов, Юрий Николаевич тоже беседовал с ними об образах героев будущего фильма.
Это история о любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины. Актуальна ли она сегодня? Любовь актуальна всегда! К ней можно по-разному относиться, ее по-разному показывать в кино. В нашем фильме любовь витает в воздухе. Мы хотим добиться этого ощущения. Как у Бунина в «Солнечном ударе»: когда между мужчиной и женщиной возникает что-то необъяснимое. Арабов писал о любви, данной свыше, о любви от Бога.
Наш герой не был готов к такой любви, а девушка, Кроткая, очень молода, чтобы ее понять. Сначала она всеми силами старается полюбить мужа, а тот мучает ее своим равнодушием, но потом уже Кроткая становится его палачом. В финале чувство, которое дано людям свыше, приводит к трагедии, ведь героиня, желая отомстить, заставить Неизвестного еще сильнее любить себя, решает покончить с жизнью. Но Кроткая убивает и мужа, потому что его жизнь на этом заканчивается, теперь он будет нести в себе чувство вины до конца дней.
Надеемся, что наш фильм покажет всю трагическую глубину отношений между мужчиной и женщиной. У Арабова своя версия женской и мужской психологии, а у меня свое понимание мужчины и женщины.
Корреспондент:
Как вы считаете, эту классическую историю будут смотреть?
Элла Архангельская:
Классика востребована всегда. Толстой, Достоевский, Чехов – писатели на все времена. Они дают понять, что мы живые люди, а не запрограммированные машины. Ведь человек зачастую не знает, как поступать, когда на него снисходит большая любовь. У нас есть Достоевский, который, как сказал Юрий Николаевич, с горячим сердцем открыл женскую и мужскую душу и позволил людям понять, что есть на свете такая любовь. Многие сегодня живут по правилам, не чувствуя страсти и эмоций, они не ругаются, не ссорятся, не ненавидят и не любят друг друга, но, как им кажется, живут в полной гармонии и абсолютно счастливы. Но иногда на такого «абсолютно счастливого» человека обрушивается любовь. И классика позволяет понять это чувство. Мне, по крайней мере, помогает.
Корреспондент:
Вы уже отметили, что Юрий Арабов не только сценарист «Клетки», но и художественным руководителем картины. Какова будет его роль на съемочной площадке?
Элла Архангельская:
Как художественный руководитель Юрий Николаевич участвовал в работе над режиссерской версией сценария, встречался и работал с актерами, оператором, художниками. У нас на картине собрался замечательный коллектив. Художник - Павел Шаппо, оператор – Арсен Маклозян. Мы все вместе старались придумать такой киноязык, который заставит содрогаться сердца людей. Мы экспериментировали со светом, цветом, пластикой, пытались передать чувства героев через прикосновения, взгляды, общую атмосферу фильма. Это эксперимент при нашем маленьком бюджете и творческой группе, которая готова работать за небольшие деньги, потому что им нравится материал.
Корреспондент:
Если я правильно понимаю, действие повести Достоевского будет частично перенесено в наши дни. Скажите, как это будет проявляться?
Элла Архангельская:
Не случайно Достоевский определил жанр «Кроткой» как фантастический рассказ. По сценарию герой как бы попадает в мир писателя. Мы искали приемы, чтобы это передать. У нас не два главных героя, а три. Арабов ввел в сценарий еще один персонаж – батюшку – человек из нашего времени, который тоже живет по правилам: знает, что можно есть в пост, а чего нельзя, как вести службу, как разговаривать с людьми. Он молод и его мир пока далек от духовности. Ему приходится и храм строить, и детей воспитывать и какие-то собрания посещать. Но вот к нему приходит Неизвестный и говорит, что убил свою жену и просит помощи. И этот батюшка не готов к решению таких проблем. Он не понимает, как помочь человеку, который молит о помощи.
Корреспондент:
Расскажите об исполнителях главных ролей? Как известно, Кроткую сыграет недавняя выпускница Санкт-Петербургской академии театрального искусства Елена Радевич. Как она была выбрана на эту роль, и долго ли длился кастинг?
Элла Архангельская:
Актеров мы утверждали мучительно, но в результате состав потрясающий. Главного героя играет Даниил Спиваковский. Я рада, что мы понимаем друг друга. На Данииле и Лене Радевич держится весь фильм. Из них получилась потрясающая пара. Когда Спиваковский пришел на пробы, то колебаний не было. Он сам признался, что всю жизнь мечтал сыграть Неизвестного. А героиню искали долго, пытались понять, какой она должна быть. Это и ангел, нежный, робкий, застенчивый, и дьявол, палач.
Арабов утверждает, что мужчины любят роковых женщин, в которых сочетается и кротость, и демоничность. На кастинг приходило очень много замечательных девочек – они все бы по-своему хороши. Но как только пришла Лена, то сразу стало понятно, что мы нашли героиню. Она очень понравилась и Юрию Николаевичу. У Лены интересное лицо. Лицо XIX века. В ней сочетаются и нежность, и дерзость – необходимые для этой роли качества.
Корреспондент:
Где проходили съемки?
Элла Архангельская:
Съемки проходили в Санкт-Петербурге. Мы не стали строить павильон, а отобрали интерьеры. Например, интересный дом Бруснициных, где живет Мозер - искуситель, который покупает человеческие души. Его сыграл Дмитрий Нагиев, он сразу же, как прочел сценарий, согласился на эту роль. Натура тоже очень интересная – например, кладбище, куда приходит Неизвестный и ищет место для жены и для себя.
Корреспондент:
На какую целевую аудиторию вы рассчитываете?
Элла Архангельская:
Надеемся, что судьба фильма сложится удачно. У фильма интересный драматический сюжет с элементами фантасмагории. Я уверена, что он будет интересен зрителю, который хочет понять, что это такое – любовь.