9 августа 2013 13:43
Алла Криницына: «То, что бракуют взрослые, бывает интересно детям»
4 августа 2013 года «Творческая студия «Стелла» начала съемки приключенческой картины для детей «Путевка в жизнь» по сценарию Аллы Криницыной. Первый блок съемок проходит в действующей воинской части в Дмитровском районе Московской области. Съемки продлятся до конца августа и возобновятся в сентябре. Все ключевые позиции продюсер студии Федор Попов доверил дебютантам. Сценарий же был написан опытным и титулованным автором в 2002 году и дорабатывался на студии под сегодняшние реалии и запросы современного зрителя. Мы поговорили с автором сценария фильма Аллой Криницыной.
Корреспондент:
О чем Ваша история?
Алла Криницына:
Это история 13-летнего мальчишки-детдомовца Ромки Бегункова и его верного пса по кличке Плут. Вместе они сбегают от «лжеприемных родителей» и волею случая оказываются в воинской части. Здесь их ждет череда новых приключений, поскольку характер у Ромки не сахар, да и пес под стать хозяину. Воинская часть стонет от новоиспеченного «сына полка», но от пацана не отказывается. Хотя Ромка и не собирается связывать свою жизнь с армией. В истории нет никакой назидательности, фильм о верности, преданности, взаимопонимании.
Кстати, практика забирать 14-летних детдомовцев в воинские части в качестве воспитанников существует у нас в стране с 2000 года. Так что ничего сверхъестественного в данной ситуации нет.
Корреспондент:
На питчинге в Минкульте на получение субсидий на фильмы для детей и юношества многие режиссеры упоминали, что снимут фильм не о детях, а для детей. К какой категории Вы относите свою историю?
Алла Криницына:
В нашем советском и российском кинематографе есть много замечательных картин, как о детях, так и для детей. К примеру, старая картина, на которой выросла я, «Доживем до понедельника». Ее взахлеб смотрели и взрослые и дети. Или более современный пример, фильм «Итальянец». Картина о ребенке сироте, но она скорее адресована взрослым. «Чучело» Ролана Быкова – фильм заставляет думать всех, а вот фильм « Айболит-66» - скорее адресован детям, но от этого не менее интересен. Картина «Вождь краснокожих» - над ней до сих пор смеются все, но особенно хохочут дети. Трилогия Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» - замечательное приключенческое кино для подростков, таких фильмов сейчас вообще не снимают! А вот фильм Элема Климова «Приходите завтра» - рассчитан на все категории зрителей. Картины Динары Асановой и Валерия Приемыхова социальны и рассчитаны на более взрослую аудиторию. Продолжать можно бесконечно.
То есть наше детское кино имеют прекрасную историю, замечательных авторов и режиссеров. Хотелось бы, чтобы такое разнообразие было и сегодня, и неважно, снимаешь ты для детей или о детях. Если фильм хороший, он найдет свой путь к сердцу зрителя.
Корреспондент:
Кто будущий зритель Вашей киноистории? Кого Вы видите своей целевой аудиторией?
Алла Криницына:
«Путевка в жизнь» писалась и рассчитывалась на подростковую мальчишескую аудиторию. Вы можете спросить: «Где же ее взять»? Но мой опыт показывает, что если российские прокатчики работают, если они заинтересованы, то аудитория находится. Кроме того, у детей, как правило, другие критерии оценки фильмов, и то, что бракуют взрослые, бывает интересно детям. Они смотрят и искренне сопереживают истории.
Конечно, это замечательно, что Минкульт наконец-то стал целенаправленно выделять деньги на детское кино, что мы имеем возможность производить хотя бы 10 детских фильмов в год. Но сказав «А», надо говорить и «Б». Без поддержки в прокате эти 10 фильмов обречены. Нужна целенаправленная, терпеливая работа по продвижению российского детского кино к зрителю. Это не должен быть проект на один-два сезона. Это долгая, ответственная работа. Билеты на детские фильмы должны быть дешевыми, тут без согласования с прокатчиками и кинотеатрами опять не обойтись. Ведь кино - это бизнес. Но делать упор только на прибыль в детском кинематографе тоже не правильно. Нужна целевая программа по развитию детского кино, надо выносить эти вопросы на обсуждение в Совет по кинематографии, который курирует президент. Надо что-то менять и на телевидении, которое сейчас не заинтересовано в приобретении детских фильмов, так как ни в детские передачи, ни в фильмы нельзя ставить рекламу. Многомиллионная аудитория нашей страны не имеет возможности смотреть детские фильмы на телеэкранах.
Корреспондент:
Как Вы оцениваете своего зрителя, как он изменился и почему?
Алла Криницына:
Мир меняется, меняются технологии Медиа и Интернета, вместе с этим меняются и люди, то есть мы и наши зрители. Как взрослые, так и дети. Ну, и что. Я не вижу в этом проблемы. Мы развиваемся стремительно технологически, и это накладывает определенный отпечаток на современного человека. Он более равнодушен, закрыт, и нам надо бороться за его внимание. Оружие автора – интересная история, те самые вечные 36 сюжетов, но другого пока ничего нет.
Конечно, продюсеры ропщут, что у нас нет сценаристов. Не хочется вдаваться в полемику, авторы у нас есть, просто у продюсеров нет терпения. С автором надо работать и над сценарием надо работать. Я поддерживаю мнение Карена Шахназарова, который утверждает, что сценарий не пишется, сценарий переписывается. А продюсеры слишком нетерпеливы, они хотят все и сразу. Но так не бывает, а если и происходит, то крайне редко. Может быть, у некоторых продюсеров накопилась усталость. Их можно понять. У нас в кино много лет длится неразбериха. То кризис, то перестройка, то департамент есть, то его нет, то дают деньги, то не дают, берите, где хотите, то кооперация, то фонд, то дадим льготы, то заберем, и так происходит десятилетиями. В кинематографе нет внятных правил игры. Возможно, сейчас они появятся. Но надолго ли? Авторы, режиссеры и продюсеры напоминают мне картину «Бурлаки на Волге», где мы все в одной упряжке много лет тащим этот груз под названием «российский кинематограф». В любом случае, другой жизни у меня не будет, поэтому я работаю в любых условиях, и радуюсь, если мой сценарий запущен в производство.
Корреспондент:
Сегодня на экранах все больше фантастических историй для подростков. На Ваш взгляд, что актуальней сегодня - сказки или истории из жизни?
Алла Криницына:
Тяга к фантастическим историям, любовь к вампирам и прочим сказочным сущностям происходит от перенасыщенности информацией на бытовом уровне. С утра до ночи все показано по ТВ, все расписано и предсказуемо. Даже реальные катастрофы мало кого страшат, как не страшат и трагические события, когда гибнут сотни людей. Все это проносится мимо сознания, не задевая его, потому что через минуту вы услышите в эфире веселую песню. Поэтому человеку хочется вырваться из этого, уйти в другую реальность, посмотреть, как там, сравнить, влюбиться, остаться, или вернуться. А актуально то, что интересно. В конце концов, на примере фантастики можно сделать современную картину, которая найдет отклик у многих.
Корреспондент:
Новую картину снимают дебютанты: режиссер и оператор. Как Вы относитесь к этому? Насколько это рискованно?
Алла Криницына:
Кино вообще снимать рискованно, успех невозможно просчитать. Даже если снимает мэтр. Поэтому к дебютантам я отношусь положительно. Всегда есть надежда, что режиссер и оператор снимут так, как никто другой. В данном случае я тоже надеюсь, что картина получится и будет интересна зрителям.
Корреспондент:
Когда Вы писали сценарий, думали ли о дальнейшей судьбе фильма?
Алла Криницына:
Вообще, когда пишешь, об этом не думаешь. Ты скорее думаешь о судьбе героев, живешь их жизнью. Ну нельзя же на самом деле приступая к сценарию, ставить себе задачу как в фильме «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира!».
У тебя просто есть потребность рассказать историю, и ты ее рассказываешь. А если в дальнейшем повезет и фильм получится, то попадет и на ТВ, и на фестивали. Так произошло с фильмом Андрея Прошкина «Спартак и Калашников». Картина объездила многочисленные международные фестивали и завоевала огромное количество призов.
Корреспондент:
Есть ли какие-то особенности в драматургии детского кино?
Алла Криницына:
Для меня нет. Я одинаково ответственно отношусь как к детским сценариям, так и к взрослой тематике.
Корреспондент:
Есть ли для Вас как драматурга разница между понятиями семейное кино и детское кино?
Алла Криницына:
Да, эта разница существует. Семейное кино охватывает большую часть аудитории, чем детское. Семейное кино интересно и папе и маме, и бабушке с дедушкой. А детское кино может быть интересно только ребенку или подростку с его юношескими проблемами. Кстати, в американском кино огромный диапазон детских и семейных фильмов. Вот, где радость!
У нас, к сожалению, еще нет таких традиций похода в кино на семейный фильм, да и фильмов практически нет. У нас стали целыми семьями ходить на анимацию, что отрадно, а вот фильмов нет.
Корреспондент:
Как Вы относитесь к тому, что Голливуд сегодня изменил понимание, язык и масштаб фильмов для детей и семейного просмотра. Секрет их универсальности кроется, прежде всего, в захватывающей истории, или в масштабе воплощения?
Алла Криницына:
Успешная сага о Гарри Поттере не единственный показатель Голливуда. В Голливуде производится огромное количество фильмов для детей, где рассказывается то о потерявшемся попугае, то о хулиганке мышке, то о кролике, то о собаках, котах, поросятах... Всего не перечислишь. Поэтому в Голливуде, как и в Китае «растут все цветы». Хотелось бы, чтоб и у нас было подобное разнообразие. А что касается самого киноязыка, то он разнообразен в зависимости от истории. Разве фильм «Хатико» - это масштабная история со спецэффектами? Нет! Но сколько слез пролилось по всему миру, когда зрители смотрели этот трогательный фильм. Нам надо работать, учиться, развиваться, верить в себя и все получится!
Корреспондент:
О чем Ваша история?
Алла Криницына:
Это история 13-летнего мальчишки-детдомовца Ромки Бегункова и его верного пса по кличке Плут. Вместе они сбегают от «лжеприемных родителей» и волею случая оказываются в воинской части. Здесь их ждет череда новых приключений, поскольку характер у Ромки не сахар, да и пес под стать хозяину. Воинская часть стонет от новоиспеченного «сына полка», но от пацана не отказывается. Хотя Ромка и не собирается связывать свою жизнь с армией. В истории нет никакой назидательности, фильм о верности, преданности, взаимопонимании.
Кстати, практика забирать 14-летних детдомовцев в воинские части в качестве воспитанников существует у нас в стране с 2000 года. Так что ничего сверхъестественного в данной ситуации нет.
Корреспондент:
На питчинге в Минкульте на получение субсидий на фильмы для детей и юношества многие режиссеры упоминали, что снимут фильм не о детях, а для детей. К какой категории Вы относите свою историю?
Алла Криницына:
В нашем советском и российском кинематографе есть много замечательных картин, как о детях, так и для детей. К примеру, старая картина, на которой выросла я, «Доживем до понедельника». Ее взахлеб смотрели и взрослые и дети. Или более современный пример, фильм «Итальянец». Картина о ребенке сироте, но она скорее адресована взрослым. «Чучело» Ролана Быкова – фильм заставляет думать всех, а вот фильм « Айболит-66» - скорее адресован детям, но от этого не менее интересен. Картина «Вождь краснокожих» - над ней до сих пор смеются все, но особенно хохочут дети. Трилогия Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» - замечательное приключенческое кино для подростков, таких фильмов сейчас вообще не снимают! А вот фильм Элема Климова «Приходите завтра» - рассчитан на все категории зрителей. Картины Динары Асановой и Валерия Приемыхова социальны и рассчитаны на более взрослую аудиторию. Продолжать можно бесконечно.
То есть наше детское кино имеют прекрасную историю, замечательных авторов и режиссеров. Хотелось бы, чтобы такое разнообразие было и сегодня, и неважно, снимаешь ты для детей или о детях. Если фильм хороший, он найдет свой путь к сердцу зрителя.
Корреспондент:
Кто будущий зритель Вашей киноистории? Кого Вы видите своей целевой аудиторией?
Алла Криницына:
«Путевка в жизнь» писалась и рассчитывалась на подростковую мальчишескую аудиторию. Вы можете спросить: «Где же ее взять»? Но мой опыт показывает, что если российские прокатчики работают, если они заинтересованы, то аудитория находится. Кроме того, у детей, как правило, другие критерии оценки фильмов, и то, что бракуют взрослые, бывает интересно детям. Они смотрят и искренне сопереживают истории.
Конечно, это замечательно, что Минкульт наконец-то стал целенаправленно выделять деньги на детское кино, что мы имеем возможность производить хотя бы 10 детских фильмов в год. Но сказав «А», надо говорить и «Б». Без поддержки в прокате эти 10 фильмов обречены. Нужна целенаправленная, терпеливая работа по продвижению российского детского кино к зрителю. Это не должен быть проект на один-два сезона. Это долгая, ответственная работа. Билеты на детские фильмы должны быть дешевыми, тут без согласования с прокатчиками и кинотеатрами опять не обойтись. Ведь кино - это бизнес. Но делать упор только на прибыль в детском кинематографе тоже не правильно. Нужна целевая программа по развитию детского кино, надо выносить эти вопросы на обсуждение в Совет по кинематографии, который курирует президент. Надо что-то менять и на телевидении, которое сейчас не заинтересовано в приобретении детских фильмов, так как ни в детские передачи, ни в фильмы нельзя ставить рекламу. Многомиллионная аудитория нашей страны не имеет возможности смотреть детские фильмы на телеэкранах.
Корреспондент:
Как Вы оцениваете своего зрителя, как он изменился и почему?
Алла Криницына:
Мир меняется, меняются технологии Медиа и Интернета, вместе с этим меняются и люди, то есть мы и наши зрители. Как взрослые, так и дети. Ну, и что. Я не вижу в этом проблемы. Мы развиваемся стремительно технологически, и это накладывает определенный отпечаток на современного человека. Он более равнодушен, закрыт, и нам надо бороться за его внимание. Оружие автора – интересная история, те самые вечные 36 сюжетов, но другого пока ничего нет.
Конечно, продюсеры ропщут, что у нас нет сценаристов. Не хочется вдаваться в полемику, авторы у нас есть, просто у продюсеров нет терпения. С автором надо работать и над сценарием надо работать. Я поддерживаю мнение Карена Шахназарова, который утверждает, что сценарий не пишется, сценарий переписывается. А продюсеры слишком нетерпеливы, они хотят все и сразу. Но так не бывает, а если и происходит, то крайне редко. Может быть, у некоторых продюсеров накопилась усталость. Их можно понять. У нас в кино много лет длится неразбериха. То кризис, то перестройка, то департамент есть, то его нет, то дают деньги, то не дают, берите, где хотите, то кооперация, то фонд, то дадим льготы, то заберем, и так происходит десятилетиями. В кинематографе нет внятных правил игры. Возможно, сейчас они появятся. Но надолго ли? Авторы, режиссеры и продюсеры напоминают мне картину «Бурлаки на Волге», где мы все в одной упряжке много лет тащим этот груз под названием «российский кинематограф». В любом случае, другой жизни у меня не будет, поэтому я работаю в любых условиях, и радуюсь, если мой сценарий запущен в производство.
Корреспондент:
Сегодня на экранах все больше фантастических историй для подростков. На Ваш взгляд, что актуальней сегодня - сказки или истории из жизни?
Алла Криницына:
Тяга к фантастическим историям, любовь к вампирам и прочим сказочным сущностям происходит от перенасыщенности информацией на бытовом уровне. С утра до ночи все показано по ТВ, все расписано и предсказуемо. Даже реальные катастрофы мало кого страшат, как не страшат и трагические события, когда гибнут сотни людей. Все это проносится мимо сознания, не задевая его, потому что через минуту вы услышите в эфире веселую песню. Поэтому человеку хочется вырваться из этого, уйти в другую реальность, посмотреть, как там, сравнить, влюбиться, остаться, или вернуться. А актуально то, что интересно. В конце концов, на примере фантастики можно сделать современную картину, которая найдет отклик у многих.
Корреспондент:
Новую картину снимают дебютанты: режиссер и оператор. Как Вы относитесь к этому? Насколько это рискованно?
Алла Криницына:
Кино вообще снимать рискованно, успех невозможно просчитать. Даже если снимает мэтр. Поэтому к дебютантам я отношусь положительно. Всегда есть надежда, что режиссер и оператор снимут так, как никто другой. В данном случае я тоже надеюсь, что картина получится и будет интересна зрителям.
Корреспондент:
Когда Вы писали сценарий, думали ли о дальнейшей судьбе фильма?
Алла Криницына:
Вообще, когда пишешь, об этом не думаешь. Ты скорее думаешь о судьбе героев, живешь их жизнью. Ну нельзя же на самом деле приступая к сценарию, ставить себе задачу как в фильме «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира!».
У тебя просто есть потребность рассказать историю, и ты ее рассказываешь. А если в дальнейшем повезет и фильм получится, то попадет и на ТВ, и на фестивали. Так произошло с фильмом Андрея Прошкина «Спартак и Калашников». Картина объездила многочисленные международные фестивали и завоевала огромное количество призов.
Корреспондент:
Есть ли какие-то особенности в драматургии детского кино?
Алла Криницына:
Для меня нет. Я одинаково ответственно отношусь как к детским сценариям, так и к взрослой тематике.
Корреспондент:
Есть ли для Вас как драматурга разница между понятиями семейное кино и детское кино?
Алла Криницына:
Да, эта разница существует. Семейное кино охватывает большую часть аудитории, чем детское. Семейное кино интересно и папе и маме, и бабушке с дедушкой. А детское кино может быть интересно только ребенку или подростку с его юношескими проблемами. Кстати, в американском кино огромный диапазон детских и семейных фильмов. Вот, где радость!
У нас, к сожалению, еще нет таких традиций похода в кино на семейный фильм, да и фильмов практически нет. У нас стали целыми семьями ходить на анимацию, что отрадно, а вот фильмов нет.
Корреспондент:
Как Вы относитесь к тому, что Голливуд сегодня изменил понимание, язык и масштаб фильмов для детей и семейного просмотра. Секрет их универсальности кроется, прежде всего, в захватывающей истории, или в масштабе воплощения?
Алла Криницына:
Успешная сага о Гарри Поттере не единственный показатель Голливуда. В Голливуде производится огромное количество фильмов для детей, где рассказывается то о потерявшемся попугае, то о хулиганке мышке, то о кролике, то о собаках, котах, поросятах... Всего не перечислишь. Поэтому в Голливуде, как и в Китае «растут все цветы». Хотелось бы, чтоб и у нас было подобное разнообразие. А что касается самого киноязыка, то он разнообразен в зависимости от истории. Разве фильм «Хатико» - это масштабная история со спецэффектами? Нет! Но сколько слез пролилось по всему миру, когда зрители смотрели этот трогательный фильм. Нам надо работать, учиться, развиваться, верить в себя и все получится!
Все новости о фильме
22.12.2014
Новый игровой фильм «Путевка в жизнь» с успехом путешествует по кинофестивалям
10.12.2014
Первый Международный фестиваль детско-юношеского кино «Ноль плюс»: Строительство детского кинематографа
09.12.2014
Российские фильмы ищут прокатчиков на 95 Кинорынке: Фоторепортаж
13.10.2014
Осенью 2014 года фильм «Путевка в жизнь» «Студии «Стелла»» примет участие в шести фестивалях
05.09.2014
Фильм «Путевка в жизнь» получил несколько призов на фестивале «Алые Паруса» в Болгарии
28.02.2014
Завершился постпродакшн фильма «Путевка в жизнь»
04.11.2013
Закончились съемки полнометражного игрового фильма «Путевка в жизнь»
19.08.2013
«Путевка в жизнь» для дебютного кино
07.08.2013
Начались съемки фильма «Путевка в жизнь»
Другие статьи по теме Творческая студия «Стелла»
25.04.2018
Федор Попов: «Я никогда не был на войне, но на съемках «Коридора бессмертия» мне некоторым образом удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма»
26.06.2015
Творческая студия «Стелла» приглашает зрителей принять участие в создании фильма «Праздник непослушания»
06.05.2015
Дмитрий Каралис: «В «Коридоре бессмертия» выдумывать нам практически ничего не пришлось»
24.04.2015
Новый игровой фильм «Коридор бессмертия» готовится к запуску
15.04.2015
Новый игровой фильм «Коридор бессмертия» готовится к запуску
Реклама