Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 апреля 2018 14:52

Федор Попов: «Я никогда не был на войне, но на съемках «Коридора бессмертия» мне некоторым образом удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма»

Федор Попов: «Я никогда не был на войне, но на съемках «Коридора бессмертия» мне некоторым образом удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма»

Весной подходит к концу работа над военной драмой Федора Попова «Коридор бессмертия», выход которой на экраны планируется приурочить не только ко дню прорыва блокады, но и к 75-летней годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистов. Режиссер и продюсер фильма Федор Попов в беседе с главным редактором портала ПрофиСинема Ниной Ромодановской рассказал об участии в работе над лентой писателя-фронтовика Даниила Гранина, а также о том, как создатели картины добивались достоверности в деталях и многом другом.

Нина Ромодановская: 
У истории создания картины «Коридор бессмертия» едва ли не такая же сложная судьба, как у ее героев. Какие чувства вы испытали, когда завершился съемочный период? 

Федор Попов:
Так получилось, что у нас было несколько блоков съемок. История создания фильма, действительно, очень непростая. Такой сложной картины у меня, пожалуй, еще не было. Одним из тяжелейших испытаний стала экспедиция в феврале 2016 года под Лугу, на железнодорожном полигоне. Мы приезжали на площадку вечером, готовились к съемкам, пока светло, снимали, и только к 8 утра уезжали спать. На протяжении всех двух недель экспедиции я работал без полноценного сна, выходных вообще не было. А на съемках - дым, гарь, взрывы. Пыль от взрывов залепляла актерам глаза... 
По сценарию герой Артема Алексеева делал дымовую завесу. В результате артист чуть не задохнулся, обжег себе легкие. Слава богу, все закончилось без последствий... Люди болели, сходили с дистанции, менялись, и я не виню их в этом - не всем удается такое выдержать. По возвращению из экспедиции, приходил в себя очень долго. Я никогда не был на войне, но мне казалось, что некоторым образом мне удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма. Днем ходил сонный, а ночью не мог спать, снились кошмары: паровозы и взрывы - все, что окружало меня в последние месяцы. И я был не единственным, кто пережил подобное после экспедиции. 

Федор Попов

Нина Ромодановская: 
Нам известно, что поиск финансирования был чрезвычайно сложен. Расскажите пожалуйста об этапах финансирования, а также о сборе так называемых «народных средств». 

Федор Попов:
В августе 2014 года мы получили финансирование в Министерстве культуры - 35 миллионов рублей. Начали готовить картину, но поскольку натурные сцены по сюжету - в основном, зимние, мы могли выйти на съемки только в декабре 2015 года. Потом оказалось, что у банка, где хранились все наши деньги, отозвали лицензию, и все счета были заморожены. 
Комитет по культуре Санкт-Петербурга выделил 2,5 миллиона рублей - это небольшая сумма по масштабам картины, но в тот момент она оказалась очень кстати. За эти деньги надо было отчитываться в том же году, а значит в декабре нужно было обязательно войти в съемочный период. Поскольку зимы не было, съемки перенеслись на конец месяца и мы все равно вынуждены были снимать зиму при плюсовой температуре. Один из журналистов, который вел репортаж со съемочной площадки, начал свою передачу так: «На дворе +10, а в кадре -20». Снимали в железнодорожном депо, все зафактурили, покрыли площадку искусственным снегом. Сейчас я могу назвать себя специалистом по съемкам зимы в теплую погоду. Как ни странно, именно во время оттепели были сняты самые лучшие зимние сцены. Единственная проблема заключается в том, что искуственный снег - пылинки пенопласта, лезут в глаза, в уши, в нос, повсюду... И потом несколько дней от этого плачешь. 
Иногда поддержка выражалась в нематериальном виде, но от этого она не была менее ценной. Администрация Великого Новгорода и города Шимска помогала нам агитировать и организовывать людей для съемок в массовых сценах, договариваться с поставщиками древесины для строительства моста по сниженным расценкам.
Большую помощь оказал Российский союз ветеранов во главе с председателем и генералом армии М. А. Моисеевым, подписавшим не одно обращение в Министерство обороны РФ с просьбой о поддержке нашего фильма. 
На платформе Boomstarter через интернет собрали 600 тысяч рублей народных средств на строительство моста. И, хотя он стоил в несколько раз дороже, мы продолжали работать, вкладывали личные средства, влезали в долги, и в результате мост все-таки построили.
Позже получили 30 миллионов рублей в Фонде кино возвратных средств, это позволило покрыть многие долговые обязательства. Теперь нужно думать о достойном выпуске картины, чтобы рассчитаться с Фондом.

Нина Ромодановская: 
Изначально бюджет картины был меньше настоящего более чем в два раза, в связи с чем произошли такие изменения?

Федор Попов:
Когда мы подавали документы на финансирование в Министерство культуры, то заявляли бюджет в 150 миллионов рублей. Потом, буквально через год, когда начали подготовку к картине, бюджет вырос до 360 миллионов по двум причинам: во-первых, почти в два раза вырос курс доллара, в связи с чем произошло резкое увеличение цен, а во-вторых, при разработке режиссерского сценария мы оценили настоящий масштаб картины. 360 миллионов - это прямая оценка всех затрат, которые удалось снизить опять-таки практически в два раза благодаря поддержке новгородской администрации, жителей новгородской области, поддержки Министерства обороны, Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», всех людей, которым небезразлична судьба картины, и, конечно, благодаря самоотверженной работе съемочной группы и жесткой экономии. 

Федор Попов

Нина Ромодановская: 
Выход фильма в кинотеатры планировался к юбилею прорыва блокады - 18 января 2018 года. Каковы прогнозы выхода картины на данном этапе? Будет ли эта дата приурочена к какому-либо событию?

Федор Попов:
Я считаю, что правильно выпускать картину в январе 2019 года, приурочив ее выход не только ко дню прорыва блокады, но и к 75-летней годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистов. История фильма начинается с прорыва блокады и заканчивается ее полным снятием, произошедшим благодаря этой засекреченной дороге - Коридору смерти, по которой в осажденный Ленинград удалось перевезти более 75 процентов жизненно необходимых грузов.

Нина Ромодановская: 
Фильм рассказывает достоверную героическую историю о блокаде Ленинграда - каким вы видите своего потенциального зрителя?

Федор Попов:
Картина «Коридор бессмертия» - это мелодрама про двух девчонок, вчерашних школьниц, которые волей судьбы попали в этот смертельный котел. Фильм показывает путь превращения наивной девочки с косичками в опытную, пережившую многое, в том числе смерть близких и друзей, полюбившую и потерявшую свою любовь молодую женщину. Это мелодрама с элементами трагедии, которая должна тронуть не только женскую, но и мужскую часть аудитории: здесь много энергичных сцен, много действия. 
Конечно, сложно говорить о сильных сторонах своей работы, это было бы необъективно и самонадеянно, но хочется верить в то, что история войны и блокады интересна и важна российскому зрителю. Кроме того, фильм открывает неизвестные ранее факты. Сама дорога под названием «Коридор смерти» долгое время была засекречена. Еще один интересный факт появится в финальных титрах картины. 

Нина Ромодановская: 
Часто в ходе съемочного процесса сценарий фильма дорабатывается. 
Несмотря на то, что сценарий «Коридора бессмертия» основан на реальных событиях, претерпел ли он какие-либо изменения за такой длительный съемочный период? 

Федор Попов:
Принципиально сценарий не был изменен, но в процессе работы в него добавлены интересные моменты. Например, сначала героиня читала стихи «Жди меня, и я вернусь». Я понимал, что стихи хорошие, но чувствовал, что нужно искать еще. И когда я прочел стихотворение «...Я говорю с тобой под свист снарядов...» Ольги Берггольц, сомнений не осталось. И то, как их читает актриса Светлана Смирнова - мороз по коже пробирает...
Какая-то часть сценария была сокращена на съемках, поскольку мой соавтор - писатель Дмитрий Каралис раньше не писал сценариев. Приходилось дожимать, визуализировать, отсекать лишнее. Но именно благодаря Каралису, чей отец был политруком на этой дороге, героем невидимого фронта, о чем он узнал только после его смерти, в картине есть правда жизни и невыдуманные персонажи. Например, Георгий Федоров по кличке «Жора Полундра» - реальный герой. Жена его внука увидела репортаж про фильм по телевизору и позвонила нам. Впоследствии мы познакомились с внуком и сыном Георгия Федорова, мы много общались, приглашали на съемки. Теперь они как полноценные участники съемочной группы.
Но все-таки я старался снимать все - было жалко материала. Хронометраж черновой сборки составил три часа двадцать минут, пришлось что-то сокращать. В планах сделать четыре серии: есть материал, есть хорошие сцены, которые были вырезаны из полнометражного фильма. 

Нина Ромодановская: 
Расскажите про главных героев и актерский состав картины.

Федор Попов:
По сюжету в бригаде засекреченной железной дороги под названием «Коридор смерти» - одиннадцать человек: это и машинисты, кочегары, и кондукторы. Главные героини - две подружки-кондукторши - Маша Яблочкина, роль которой исполняет Анастасия Цыбизова, актриса Московского Нового драматического театра и Соня Вишневская в исполнении Светланы Смирновой из «Театра поколений» имени Зиновия Корогодского в городе Санкт-Петербурге. Другого главного персонажа - «Жору Полундру» - играет артист Артем Алексеев. Роль кочегара, лиговского хулигана Альфреда Багдадского исполняет Александр Яценко, роль машиниста Иванова «Стального» - Анатолий Горячев из Мастерской Петра Фоменко, роль проводницы Клавдии Черемухи - Дарья Екамасова. Хавьер Кальво играет испанца Родригеза, оказавшегося в Союзе во время войны в Испании, а роль одной из кондукторов исполняет эстонская актриса Саара Кадак. Кроме того, роли в картине исполнят такие артисты, как Иван Шибанов, Тагир Рахимов, Михаил Хмуров и другие. В эпизоде в образе матерого машиниста - Игорь Ясулович, а один из исполнителей - консультант картины по вопросам железной дороги и настоящий машинист Борис Лапидус. 

Федор Попов

Нина Ромодановская: 
До последних дней жизни большое участие в создании фильма принимал писатель-фронтовик Даниил Гранин. Расскажите о его вкладе в картину.

Федор Попов:
Даниил Гранин принимал участие во всех этапах создания картины, пока не ушел из жизни. Он давал комментарии, которые мне очень дороги. О героинях фильма написал на полях сценария так: «Девчонки настоящие. Я знал таких». Когда он приехал на съемки первого блока и сильно замерз, я и Дмитрий Каралис отвезли его в ресторан, попить чаю. Он рассказывал много интересных вещей про блокаду. Например, что в блокаду Ленинград был тихим, повсюду была звенящая тишина. Что город был нечищенным, в сугробах и узеньких тропках. И даже эти несколько скупых замечаний дали картине очень много: ведь тишина - это не просто тишина по звуку, это некое состояние города... Благодаря Даниилу Гранину есть понимание образа города. Что там должно или не должно быть: не должно быть, к примеру, оживленного гула, суеты, живых современных голосов. 

Нина Ромодановская: 
Насколько сложным было вести одновременно несколько проектов: снимать свой фильм и курировать проекты «ВГИК-дебют»?

Федор Попов:
Одно другому помогает. Когда работаешь с дебютантами, у них тоже учишься. Как бы ни было мало опыта у режиссера, каждый из них приходит со своим багажом. Недавно я обнаружил, что практически все дебютанты Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» - из разных уголков России и бывшего СССР. Рустам Ильясов – из Магнитогорска, Виталий Суслин – из Воронежа, Александр Хант из Ханты-Мансийска, Александр Новиков-Янгинов – русский из Ташкента, единственные москвичи – Борис Акопов и Иван Шахназаров. Этим каждый из них уже привносит что-то свое, свою культуру. 
Сейчас мы дали путевку в жизнь уже пятерым режиссерам. В настоящий момент в производстве находятся две картины, а на стадии разработки – уже семь проектов. Я считаю, что необходимо выпускать как можно больше дебютного кино, поскольку оно не только дает начинающим кинематографистам шанс реализовать себя в профессии, но создает перспективу развития киноиндустрии в целом.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Нина Ромодановская

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Творческая студия «Стелла»

Другие статьи по теме Продюсерский центр ВГИК-Дебют

Реклама