22 июля 2011 14:29
Николай Лебедев: «Мы все совершаем поступки и отвечаем или нет на вызов своей судьбы»
Журналист «ПрофиСинема» побывала на съемочной площадке нового проекта «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» - «Легенда № 17» о хоккеисте Валерии Харламове. Режиссер Николай Лебедев, снимающий картину, несмотря на плотный график съемочного дня, любезно согласился ответить на несколько вопросов о будущем фильме, героях и актерах, воплощающих легендарных персонажей на экране.
Вита Рамм:
Почему для съемок вы выбрали Минск?
Николай Лебедев:
Первый матч в истории мирового хоккея СССР – Канада 1972 года проходил в Монреале, в ледовом дворце «Форум». Конечно, хорошо было бы снимать и там, но в 1994 году «Форум» закрыли. А в ледовый дворец в Минске по архитектуре, объемам напоминает монреальский. Кроме того, мы снимаем не только в Минске, но также и в Бобруйске и Новополоцке, в Москве и в Электростали. А также в Испании. Так что география наших киноэкспедиций весьма обширна.
Вита Рамм:
Матч исторический. Канадских хоккеистов запомнила с детских лет, проиграли со счетом 7:3, а Харламов был признан лучшим игроком с советской стороны и в миг стал звездой мирового спорта. Насколько в игровом фильме соблюдены пропорции кинодрамы и исторической достоверности? Есть ли, например, в Вашем фильме игрок, который мне нравился, Александр Мальцев?
Николай Лебедев:
Есть! Его играет Денис Сердюков. Есть и Борис Михайлов с Владимиром Петровым. И Александр Рагулин, которого, кстати, так совпало, играет его сын, прекрасный артист Российского Академического Молодежного театра Александр Рагулин. У нас даже в небольшой роли снялся Александр Харламов, сын Валерия Борисовича. Роман Мадянов блистательно сыграл Владимира Альфера, тренера чебаркульской «Звезды», где в начале спортивной карьеры играл Харламов.
Но я хочу сразу пояснить – исторические факты, скрупулезное соблюдение хроники не является основой любого художественного фильма. Мы же не изучаем историю Дании по «Гамлету», Шекспир писал о другом. Так и в кинодраме реальное событие не может проходить в реальном режиме времени. Драматургия не позволяет повторять ритм жизни. Конечно, во время работы над сценарием «Легенда № 17» мы опирались на реальные факты, но не позволяли им разрушать эмоциональную ткань фильма и законы восприятия драмы. Непосредственно же хоккей в фильме занимает существенное, но не главное место.
Вита Рамм:
А что главнее?
Николай Лебедев:
Михаил Местецкий и Николай Куликов, молодые и талантливые сценаристы, написали историю становления звезды. Сегодня спортсмены уже не являются героями национального масштаба. В те времена не было им по почитанию равных, но
снимать только спортивное кино я бы не согласился.
В нашем фильме два главных героя – тренер и начинающий свою спортивную карьеру парень. И мне интереснее всего разобраться между взаимоотношениями наставника и спортсмена не только на льду. Тренер Анатолий Тарасов и хоккеист Валерий Харламов были крупными личностями и вне спорта. Меня увлек сценарий, когда понял, что их отношения переходят на уровень отца и сына. В нашей истории есть эпизоды, в которых я даже вижу сходство между Анатолием Тарасовым и собственным отцом.
Вита Рамм:
Актеров фильма уже обсуждают в социальных сетях. Например, удивляются выбором Данилы Козловского, который выше Валерия Харламова, почти на 10 сантиметров.
Николай Лебедев:
А Марион Котийяр ростом в 169 сантиметров не только сыграла крошечную, 149 сантиметров Эдит Пиаф, но и получила «Оскара». Еще Хичкок говорил о том, что наивно ставить в зависимость впечатления от реального объекта и то, что потом возникает на экране. Кино – это ведь иллюзия. И с помощью разного рода трюков можно добиться самого неожиданного эффекта, в том числе и изменения роста персонажей. Фильм снимает оператор Ирек Хартович, с которым я работаю уже на четвертом фильме. Так что все визуальные пропорции будут соблюдены. Кстати, Данила Козловский сегодня, после репетиций, тренировок и всесторонней подготовки к роли, уже очень похож на своего героя. Об этом говорят все родственники Харламова – а кому об этом судить, как не им.
Вита Рамм:
Соглашусь с Данилой Козловским, убедили. А как быть с Олегом Евгеньевичем Меньшиковым? Он то, утверждают скептики, совсем не похож на своего прототипа.
Николай Лебедев:
Это сложившийся стереотип. Чтобы его преодолеть, достаточно сравнить фотографии Меньшикова в пору «Покровские ворота» и Анатолия Владимировича в том же, 22- летнем возрасте. Схожесть поразительна. И не надо забывать о том, что Олег Евгеньевич актер крупнейшего масштаба. Он владеет даром перевоплощения и без сложного грима.
Вита Рамм:
Ваши артисты, действительно, могут все и даже больше. Но 70-ые годы требуют соответствующего им реквизита – одежда, мебель, обои были другими. Улицы были без рекламы, без иностранных автомобилей.
Николай Лебедев:
Мы стараемся следить за аутентичностью предметной среды, хотя это сложно. Стулья, даже если и сохранились с 70-х годов, сегодня выглядят старыми, поношенными. А в те годы они были новыми. Хоккейную экипировку того времени мы заказывали специально. На льду и артисты, и настоящие хоккеисты, которые у нас снимаются, катаются на ретро коньках. Спортсменам было сложно привыкать, сегодняшние коньки более удобные.
Кино – искусство условное, как театр, балет. Одно дело фотографическое изображение, другое – образ. Мы же понимаем, что в кадре не Валерий Харламов, а артист Данила Козловский, но требуем, чтобы обои были из тех времен. Меня больше волнуют человеческие эмоции.
Вита Рамм:
Эмоции в отсутствии женских образов?
Николай Лебедев:
Будут и страсти, и любовная история. Девушку Харламова играет Светлана Иванова. Маму – испанская актриса Александра Грепи. Сестру – Дарья Екамасова. Нина Усатова ярко сыграла небольшой эпизод врача: «Больной Харламов! Откройте дверь!». Их прекрасно оттеняют наши мужские представители актерского корпуса – а это, помимо уже упоминавшихся Козловского, Меньшикова и Мадянова, Владимир Меньшов, Борис Щербаков, Валентин Смирницкий и другие замечательные актеры.
Вита Рамм:
И все же, чем может быть интересен сегодняшнему кинозрителю фильм о звезде советского спорта Валерии Харламове и его тренере Анатолии Тарасове?
Николай Лебедев:
А разве что-то изменилось в мире? И уже не актуальны истории о том, как человек стремится реализовать себя? Мы все в своей жизни проходим через трудности, боль и надежды. Кто-то смог отстоять себя, кому-то так и не удалось, но мы все совершаем поступки и отвечаем или нет на вызов своей судьбы.
Вита Рамм:
Почему для съемок вы выбрали Минск?
Николай Лебедев:
Первый матч в истории мирового хоккея СССР – Канада 1972 года проходил в Монреале, в ледовом дворце «Форум». Конечно, хорошо было бы снимать и там, но в 1994 году «Форум» закрыли. А в ледовый дворец в Минске по архитектуре, объемам напоминает монреальский. Кроме того, мы снимаем не только в Минске, но также и в Бобруйске и Новополоцке, в Москве и в Электростали. А также в Испании. Так что география наших киноэкспедиций весьма обширна.
Вита Рамм:
Матч исторический. Канадских хоккеистов запомнила с детских лет, проиграли со счетом 7:3, а Харламов был признан лучшим игроком с советской стороны и в миг стал звездой мирового спорта. Насколько в игровом фильме соблюдены пропорции кинодрамы и исторической достоверности? Есть ли, например, в Вашем фильме игрок, который мне нравился, Александр Мальцев?
Николай Лебедев:
Есть! Его играет Денис Сердюков. Есть и Борис Михайлов с Владимиром Петровым. И Александр Рагулин, которого, кстати, так совпало, играет его сын, прекрасный артист Российского Академического Молодежного театра Александр Рагулин. У нас даже в небольшой роли снялся Александр Харламов, сын Валерия Борисовича. Роман Мадянов блистательно сыграл Владимира Альфера, тренера чебаркульской «Звезды», где в начале спортивной карьеры играл Харламов.
Но я хочу сразу пояснить – исторические факты, скрупулезное соблюдение хроники не является основой любого художественного фильма. Мы же не изучаем историю Дании по «Гамлету», Шекспир писал о другом. Так и в кинодраме реальное событие не может проходить в реальном режиме времени. Драматургия не позволяет повторять ритм жизни. Конечно, во время работы над сценарием «Легенда № 17» мы опирались на реальные факты, но не позволяли им разрушать эмоциональную ткань фильма и законы восприятия драмы. Непосредственно же хоккей в фильме занимает существенное, но не главное место.
Вита Рамм:
А что главнее?
Николай Лебедев:
Михаил Местецкий и Николай Куликов, молодые и талантливые сценаристы, написали историю становления звезды. Сегодня спортсмены уже не являются героями национального масштаба. В те времена не было им по почитанию равных, но
снимать только спортивное кино я бы не согласился.
В нашем фильме два главных героя – тренер и начинающий свою спортивную карьеру парень. И мне интереснее всего разобраться между взаимоотношениями наставника и спортсмена не только на льду. Тренер Анатолий Тарасов и хоккеист Валерий Харламов были крупными личностями и вне спорта. Меня увлек сценарий, когда понял, что их отношения переходят на уровень отца и сына. В нашей истории есть эпизоды, в которых я даже вижу сходство между Анатолием Тарасовым и собственным отцом.
Вита Рамм:
Актеров фильма уже обсуждают в социальных сетях. Например, удивляются выбором Данилы Козловского, который выше Валерия Харламова, почти на 10 сантиметров.
Николай Лебедев:
А Марион Котийяр ростом в 169 сантиметров не только сыграла крошечную, 149 сантиметров Эдит Пиаф, но и получила «Оскара». Еще Хичкок говорил о том, что наивно ставить в зависимость впечатления от реального объекта и то, что потом возникает на экране. Кино – это ведь иллюзия. И с помощью разного рода трюков можно добиться самого неожиданного эффекта, в том числе и изменения роста персонажей. Фильм снимает оператор Ирек Хартович, с которым я работаю уже на четвертом фильме. Так что все визуальные пропорции будут соблюдены. Кстати, Данила Козловский сегодня, после репетиций, тренировок и всесторонней подготовки к роли, уже очень похож на своего героя. Об этом говорят все родственники Харламова – а кому об этом судить, как не им.
Вита Рамм:
Соглашусь с Данилой Козловским, убедили. А как быть с Олегом Евгеньевичем Меньшиковым? Он то, утверждают скептики, совсем не похож на своего прототипа.
Николай Лебедев:
Это сложившийся стереотип. Чтобы его преодолеть, достаточно сравнить фотографии Меньшикова в пору «Покровские ворота» и Анатолия Владимировича в том же, 22- летнем возрасте. Схожесть поразительна. И не надо забывать о том, что Олег Евгеньевич актер крупнейшего масштаба. Он владеет даром перевоплощения и без сложного грима.
Вита Рамм:
Ваши артисты, действительно, могут все и даже больше. Но 70-ые годы требуют соответствующего им реквизита – одежда, мебель, обои были другими. Улицы были без рекламы, без иностранных автомобилей.
Николай Лебедев:
Мы стараемся следить за аутентичностью предметной среды, хотя это сложно. Стулья, даже если и сохранились с 70-х годов, сегодня выглядят старыми, поношенными. А в те годы они были новыми. Хоккейную экипировку того времени мы заказывали специально. На льду и артисты, и настоящие хоккеисты, которые у нас снимаются, катаются на ретро коньках. Спортсменам было сложно привыкать, сегодняшние коньки более удобные.
Кино – искусство условное, как театр, балет. Одно дело фотографическое изображение, другое – образ. Мы же понимаем, что в кадре не Валерий Харламов, а артист Данила Козловский, но требуем, чтобы обои были из тех времен. Меня больше волнуют человеческие эмоции.
Вита Рамм:
Эмоции в отсутствии женских образов?
Николай Лебедев:
Будут и страсти, и любовная история. Девушку Харламова играет Светлана Иванова. Маму – испанская актриса Александра Грепи. Сестру – Дарья Екамасова. Нина Усатова ярко сыграла небольшой эпизод врача: «Больной Харламов! Откройте дверь!». Их прекрасно оттеняют наши мужские представители актерского корпуса – а это, помимо уже упоминавшихся Козловского, Меньшикова и Мадянова, Владимир Меньшов, Борис Щербаков, Валентин Смирницкий и другие замечательные актеры.
Вита Рамм:
И все же, чем может быть интересен сегодняшнему кинозрителю фильм о звезде советского спорта Валерии Харламове и его тренере Анатолии Тарасове?
Николай Лебедев:
А разве что-то изменилось в мире? И уже не актуальны истории о том, как человек стремится реализовать себя? Мы все в своей жизни проходим через трудности, боль и надежды. Кто-то смог отстоять себя, кому-то так и не удалось, но мы все совершаем поступки и отвечаем или нет на вызов своей судьбы.
Все новости о фильме
25.09.2024
Ушел из жизни Роман Мадянов
24.09.2024
Минпросвещения представило список фильмов, рекомендованных к семейному просмотру
30.12.2020
Главные фильмы десятилетия. Выбор ПрофиСинема
30.12.2020
Российский прокат 2020: «Холоп» спас год
06.02.2020
Николай Хомерики снимет фильм о лучшей лыжнице XX века
20.05.2019
В Российском павильоне в Каннах представили альманах короткометражных фильмов Global Russians
20.05.2019
Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса вручила призы по итогам 2018 года
17.04.2019
Евгений Никишов и Валерий Федорович: «Для ТНТ-Premier мы можем создавать более провокационные проекты»
06.02.2019
В Санкт-Петербурге начались съемки фильма «Серебряные коньки»
09.01.2019
20 самых ожидаемых российских фильмов 2019 года: выбор ПрофиСинема
Реклама