Венеция 2024: «Апрель» — драма о женской доле
4 сентября в основном конкурсе 81 Венецианского международного кинофестиваля прошла премьера картины «Апрель» / «April» грузинской режиссерки Деа Кулумбегашвили. Тревожная драма об акушере-гинекологе, которая делает нелегальные аборты в сельской глубинке Грузии, вызвала неоднозначную реакцию прессы.
На фестивале в Сан-Себастьяне дебютная картина Деа Кулумбегашвили «Начало» / «Beginning» (2020) выиграла три награды: Золотая раковина, Серебряная раковина за лучшую работу режиссера и Приз жюри за лучший сценарий. Лука Гуаданьино, возглавлявший жюри в том году, вошел в состав продюсеров второго полнометражного фильма режиссера «Апрель». Как и в фильме «Начало», в котором также снималась Иамзе Сухиташвили, Кулумбегашвили сочетает суровый реализм в духе румынской новой волны (длинные кадры, неявная социальная критика, гипернатуралистичные сцены) с фантастическими элементами, представленными не очень очевидными символами, которые зритель не всегда в состоянии разгадать.
Периодически в фильме появляется лысое, без лица, покрытое чем-то вроде обвисшей кожи или коросты существо, которое в начальной сцене долго бредет куда-то, тяжело дыша, по воде в черном пространстве экрана, пока на фоне слышатся детские голоса. Обычные драматические сцены перемежаются странными немыми эпизодами, в которых на открытых ландшафтах и в мрачных интерьерах ходит этот монстр.
В центре фильма — врач-акушер Нина, у которой большие проблемы из-за смерти при родах ребенка. Она хорошо известна тем, что поставляет контрацептивы без рецепта и проводит нелегальные аборты в отдаленных деревнях. Скорбящий отец погибшего ребенка, знающий о ее репутации, требует расследования предполагаемой халатности Нины. Коллега и бывший муж Нины получает задание разобраться в ситуации от главврача, роль которого играет грузинский актер Мераб Нинидзе.
В мире постоянно идут дискуссии о законах об абортах, поэтому фильмы, которые исследуют эту проблему на драматическом, художественном уровне всегда остаются актуальными. Только за последние 20 лет на Венецианском кинофестивале три победителя Золотого льва – это картины, которые прямо затрагивают тему абортов или права женщин: «Вера Дрейк» / «Vera Drake» (2004), «Событие» / «L'événement» (2021) и «Бедные-несчастные» / «Poor Things» (2023). Фильм «Апрель» погружает в атмосферу, схожую с румынским победителем Каннского кинофестиваля «4 месяца, 3 недели и 2 дня» / «4 luni, 3 saptamâni si 2 zile» (2007), в котором рассказывается о гинекологической процедуре и рисках, связанных с подпольными абортами.
Аборт в Грузии официально легален на сроке до 12 недель по желанию женщины и до 22 недели по медико-социальным показателям, но, учитывая ярость общественного и политического сопротивления этой практике, найти клинику, которая согласится его провести, почти невозможно. Это фантомное право, поэтому его обман «да, но нет» — всего лишь один из многочисленных способов, которыми жизнь женщин ограничивается обществом.
«Апрель» показывает, насколько иллюзорна идея современности. Нина работает в больнице, которая гордится новыми медицинскими технологиями, гарантирующими безопасные, гигиеничные роды, но «расследование ее медицинской ошибки» показывает, что в головах людей господствуют те же старые предрассудки — фактически неизменные на протяжении столетий. Этот фильм — очередное напоминание о том, что мир еще очень далек от справедливого и безоговорочного принятия прав женщин во всей их полноте.