Венеция 2024: «Рифеншталь» — очарование зла
29 августа на 81 Венецианском кинофестивале вне конкурса прошла премьера документального фильма «Рифеншталь» / «Riefenstahl» Андреса Файеля. Спустя почти 80 лет после окончания Второй мировой войны, все еще остается загадкой, как такие талантливые люди как Лени Рифеншталь оказались накоротке с чудовищным нацистским режимом.
Режиссер Файгель трижды был отмечен на Берлинском кинофестивале: Приз зрительских симпатий за фильм «Призванные сцены» / «Die Spielwütigen» (2004), Премия Альфреда Бауэра и Приз гильдии немецкого арт-хауса за «Если не мы, то кто» / «Wer wenn nicht wir» (2011). В 2017 на Золотого медведя был номинирован документальный фильм «Бойс» / «Beuys» о немецком художнике и скульпторе Йозефе Бойсе.
Печально известная и талантливая Лени Рифеншталь сняла для нацистов два документальных фильма почти 90 лет назад, которые стали легендарными: «Триумф воли» / «Triumph des Willens» (1935) и «Олимпия» / «Olympia» (1938).
Она прожила 101 год до 2003 года. Споры вокруг нее начались более шестидесяти лет назад, когда в середине 1970 годов Сьюзен Зонтаг опубликовала свое скандальное и критическое эссе о Рифеншталь под названием «Очарование фашизма». На протяжении десятилетий, вплоть до своей смерти, Рифеншталь защищала свою невиновность с непреклонностью и абсолютной убежденностью. Дискуссия о Лени Рифеншталь отражена во многих книгах и статьях.
В фильме представлены фрагменты из трех архивных источников: интервью, которое Рифеншталь дала CBS в Канаде в 1965 году, ее участие в ток-шоу на немецком телевидении в 1976 году и документальный фильм «Замечательная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь». Зритель может увидеть ее переживания, стальную гордость и умение защищать свои интересы.
Файель получил эксклюзивный доступ к личному архиву Рифеншталь и изучил различный материал, который еще не был обнародован: магнитофонные записи телефонных разговоров, письма, дневники и фотографии. Он создает яркий и сложный портрет, который кажется почти завершенным. Фильм рассказывает о детстве режиссера и послевоенной работе с нубийским народом Судана, проекте, который, как она надеялась, принесет ей искупление. Но режиссер не пытается принять ничью сторону, поэтому рассказывает о браке Лени с Петером Якобом, убежденным нацистом, и ее пожизненной «связи» с министром рейха Альбертом Шпеером. Картина становится особенно мрачной и убедительной, когда Рифеншталь оказывается на сцене перед обвинителями и отвечает на их вопросы со смешанными чувствами настороженного презрения и внезапных вспышек дикой ярости.
Фильм не стремится ни прославлять, ни возвышать покойного режиссера. Он признает ее достижения как целеустремленную женщину-первопроходца в киноиндустрии, где доминируют мужчины, чье поэтическое видение и техническое мастерство перевернуло мир искусства. Однако «Рифеншталь» также показывает, что ее творчество было тесно связано с нацизмом, подпитывалось и определялось им, поэтому ее работы неотделимы от нацизма и не могут рассматриваться отдельно.
«Рифеншталь» — это скорее размышления о Рифеншталь немецкого режиссера Андреса Файеля, о ее жизни, ее искусстве, вопросе ее вины. Фильм предоставляет больше доказательств, чем было известно ранее, о ее причастности к режиму. Однако они носят косвенный характер. Эта картина — напоминание о том, какой необычайно провокационной, коварной и загадочной фигурой она была.
В некотором роде Лени Рифеншталь возвращается на Венецианский кинофестиваль как звезда документального фильма Андреса Файеля, ведь именно здесь в 1938 году, она получила главный приз за фильм о Берлинской Олимпиаде.